Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка «Фронтовые письма»

Дата публикации: 2020-06-07 19:56:44
Статью разместил(а):
Зырянова Анжела Николаевна

Методическая разработка «Фронтовые письма»

Автор: Зырянова Анжела Николаевна

МБДОУ «Д/с № 40», г. Ачинск

 

Цель: формирование представлений у воспитанниках о солдатских письмах Великой Отечественной Войны.

Задачи:

- познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой отечественной войны;  

- развивать у детей патриотические чувства;

- воспитывать любовь к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Словарная работа: Фронтовое письмо - треугольник, полевая почта, чувство гордости. 

 

Ход

Дети заходят с родителями и садятся за столы по муз. сопровождение.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Я домик. Но только совсем безэтажный

Я тонкий раскрашенный домик бумажный

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули ее языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Слайд 1. Изображение современных писем, конвертов, почтовых открыток.

Вопрос к детям: Как вы думаете, для чего нужны письма? Затем такой вопрос задать родителям. Обобщить ответ.

Один из способов общения с близкими и знакомыми, если они находятся далеко друг от друга.

Воспитатель: Посмотрите, что я принесла! (В руках воспитателя военное письмо – треугольник). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это тоже письмо.

Это – фронтовые письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. Эти фронтовые письма доставляла адресатам полевая почта. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.

Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.

Слайд 2. Картина А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

О чём мог написать солдат с фронта в своём письме? Солдат пишет, что он жив, здоров и продолжает воевать за их счастливую жизнь, за свою Родину. Описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.

Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья.

Слайд 3. Фото солдат на привале, читающих почту.

Очень важно было во время войны получать солдату письма из дома … И родные дома ждали весточки от него … если есть письмо, значит живой!

Взрывы и пожарища - будни боевые,

А где-то там, в Союзе, всех нас ждут родные.

И несут им вести, почты полевые:

«Не тревожьтесь, милые, мы - ещё живые!»

Но чем же отличаются  письма современные и письма военного времени?

Ответы детей и родителей. Обобщить все ответы.

Да. Действительно у этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные – этот конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое. (Показать образцы)

Слайд 4. Современные письма и фронтовые.

Во время войны не было таких писем, как мы сегодня получаем (показать современные конверты), военные письма выглядели по-другому…

Слайды 5. Фронтовые письма-треугольники.

Они треугольной формы.

Рассматривание фронтового письма, подлинник. Дети усаживаются вокруг импровизированного костра, рассматривают письма и открытки.

Рассказ воспитателя о военно-полевой почте. Во время войны связь между воинскими частями с населением осуществляла военно-полевая почта. Что значит «полевая почта? Полевой она называется, потому что письма и документы приходилось доставлять в самые разные районы, порой даже в поле, пробираясь под залпы и выстрелы.

Как вы думаете, о  чем может рассказать фронтовой треугольник?

(предположения детей и родителей) 

Как найти родных.

Как проходил бой.

О чувствах солдата, о расставании с родными.

О встречах с офицерами.

Для того, чтобы почтовая доставка осуществлялась без перебоя, каждая воинская часть имеет свой номер полевой почты, на который присылаются письма. Марки не использовались, а адрес писали просто сверху листа.

Дети садятся на стулья.

Слайд 6. Солдат пишет письмо.

Солдаты с фронта тоже писали письма домой. Хотите узнать, что написано в одном таком письме? 

Педагог читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»:

Дорогие мои родные! 

Ночь. Дрожит огонёк свечи. 

Вспоминаю уже не впервые, 

Как вы спите на тёплой печи. 

В нашей маленькой старой избушке, 

Что в глухих затерялась лесах, 

Вспоминаю я поле, речушку, 

Вновь и вновь вспоминаю вас. 

Мои братья и сёстры родные! 

Завтра снова я в бой иду 

За Отчизну свою, за Россию, 

Что попала в лихую беду. 

Соберу своё мужество, силу, 

Стану недругов наших громить, 

Чтобы вам ничего не грозило, 

Чтоб могли вы учиться и жить! 

В редкие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.

А чтобы вы сказали в письме солдату?

(опрос детей, слайды) 

Послушайте письмо Алины Шевляковой.

Дорогой солдат!

«Ты, солдат, - мой лучший друг!

Смерти ты не испугался,

смело ты с фашистом дрался!

Среди ночи, среди дня

ты сражался за меня!

Чтобы в школе я училась.

Чтобы с друзьями веселилась.

Чтоб не знала холода.

Чтоб не знала голода.

Чтоб в стране свободной

я жила сегодня!

Чтоб не бил пулемет.

Чтоб молчал автомат»

Спасибо, солдат!

Спасибо, солдат!

Я думаю такое письмо понравилось бы каждому солдату на фронте и поддержало его боевой дух!.

Вы еще не умеете писать и читать, но мы можем нарисовать письмо, а я научу складывать их так, что бы получился треугольник. Такие письма мы можем отправить нашим папа и дедушкам, хотя они и не были на войне, но они служили в армии!

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо – "двойной", вырванный из середины тетради. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.

После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа

Практическая работа.

У вас на столах лежат листы бумаги, и я хотела предложить вам  нарисовать письмо — пожелание солдату. А родители вам помогут.

1 этап. Дети рисуют под музыкальное сопровождение. (Звучит песня «Почта фронтовая» Музыка: Ю. Левитин, Слова: Н. Лабковский)

2 этап. Показ и объяснение воспитателя как складывать письма-«треугольники», а потом сложить свое письмо-рисунок.

Обычный тетрадный лист, он прямоугольный, Сворачивается верхним краем к боковому левому, получившийся треугольник сворачиваем еще пополам. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника.

3 этап. После показа Дети складывают бумагу с опорой на схему последовательности складывания.

Кто выполнил задание покажите, какие письма у вас получились. Молодцы. Понравилось, ребята, родители  вам сегодняшнее  мероприятие? А чем? Кого вспомнили сегодня? Что учились делать? А кому мы можем сегодня в  наше мирное время, написать такие письма, как вы думаете?

Ответы детей, родителей.

Сегодня мы познакомились с фронтовыми письмами-треугольниками.

Письма с фронта.

Прошу вас, храните солдатские письма.

Они просты, и порою грустны.

В них столько надежды и всякого смысла.

Прошу вас, храните солдатские письма.

Тревожную память людской доброты!

Спасибо всем, кто пришел!

 

.  .  .