Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Обучение сравнению по величине на занятии в средней группе

Дата публикации: 2020-05-30 21:18:51
Статью разместил(а):
Ермилина Светлана Сергеевна

Обучение сравнению по величине на занятии в средней группе

Автор: Ермилина Светлана Сергеевна

ГБОУ "Школа № 648", дошкольное отделение №1

 

Актуальность и обоснование выбранной темы.

Актуальность данной темы определяется тем, что обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего, что соответствует ФГОС ДО. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.

Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития у ребенка представлений о величине предметов, так как на данном этапе у дошкольника происходит активное формирование наглядно-образного мышления, появляются задатки словесно-логического.

Обучающие задачи:

1. Учить сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

2. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

3. Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.

Развивающие задачи:  

1. Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление.

Воспитательные задачи:      

1. Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.

Предметная среда: игровая зона группового помещения.

Оборудование:

1) Демонстрационный материал: фланелеграф, 4 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, мяч.

2) Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки.

3) Различные предметы духовной и материальной культуры, используемые в образовательном процессе (книги, иллюстрации); музей деревянной игрушки.

Основные методы:

· словесные - беседа с детьми, объяснение педагога, чтение стихов. 

· наглядные – рассматривание иллюстрационного материала. 

· практические - выполнение задания в игровой форме. 

Формы использования методического обеспечения: экскурсия, игра-занятие.

Предшествующая работа:

1) Экскурсия в спортивный зал, в музыкальный зал. (Обращать внимание детей на величину предметов, их длину, ширину и высоту.)

2) Наблюдения во время прогулки.

3) Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Перепрыгни через ручеек».

4) Беседы, обсуждение увиденного на основе впечатлений, полученных во время наблюдений.

5) Игровая деятельность (обсуждение с детьми возможных тем сюжетно-ролевой игры; предполагаемых ролей; ролевых действий; используемых игрушек разной величины и атрибутов)

6) Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций животных. Спросить у детей, сколько у животного лап, какие (длинные-короткие) хвост, уши, шея. Пусть дети отражают в речи признак величины.

7) Проведение дидактических игр: «Какая игрушка спрятана?», «Сломанная лесенка», «Кто скорее свернет ленту?», «Сложи дощечки» позволяющие закреплять и развивать соответствующие знания, умения, навыки.

Ход основного мероприятия

Раздел занятия

Задачи

Интеграция ОО

РППС

Содержание

Приме-чание

Организа-ционный

Создание хорошего настроения на организованную образовательную деятельность.

 

1. Познавательное развитие

2. Речевое развитие

3. Социально-коммуникативное развитие.

4. Художественно-эстетическое.

Групповое помещение детского сада

Приветствие

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: очень рада видеть вас мои хорошие, здоровыми и веселыми.

А хотите, я загадаю вам интересную загадку.

Круглая игрушка, но не мячик,

Начинается на «ш»…

Дети: шар.

 

Основной

Обучающие задачи:

1. Учить сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

2. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

3. Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.

Развивающие задачи:  

1. Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление.

Воспитательные      задачи:      

Воспитывать умение   работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.

 

Пластилин, доски для лепки, фланелеграф 4 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, мяч.

 

Воспитатель: ребятки, а давайте с вами слепим шарики: маленький, побольше, еще побольше и самый большой.

Дети: лепят шарики.

Воспитатель: а теперь, ребятки, положите шарики в ряд – от самого большого до самого маленького, в убывающей последовательности.

Дети: раскладывают шарики в ряд.

Воспитатель: предлагает из шаров сделать снеговиков и сказать, какой снеговик выше, ниже, почему?

Дети: делают снеговиков и выстраивают их в ряд, высокий, ниже, самый низкий.

Воспитатель: а теперь, ребятки, давайте построим наших снеговиков в возрастающей последовательности. С самого низкого до самого высокого. (самый низкий, выше, самый высокий)

Дети: выстраивают снеговиков в ряд в возрастающей последовательности.

Воспитатель: какие замечательные снеговики у вас получились а теперь давайте немножко подвигаемся, чтобы наши ручки и ножки отдохнули.

Физкультминутка «Зарядка»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Раз, два,

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: а теперь давайте присядем и подберем для наших снеговиков шарфики.  Он располагает на фланелеграфе 4 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины и спрашивает: «Чем похожи шарфики?».

Дети: цветом и длиной.

 Воспитатель предлагает наложить шарфики друг на друга и сравнить их по длине: «Что можно сказать о длине шарфиков?»

Дети: длина одинаковая.

Воспитатель: обращает внимание на ширину шарфиков: «Чем отличаются шарфики?»

Дети: шарфики отличаются шириной.

Воспитатель: просит ребенка найти самый широкий шарфик путем сравнения его с другими шарфиками способами приложения или наложения. Выбранный шарфик ребенок располагает на фланелеграфе горизонтально. Среди оставшихся шарфиков воспитатель вместе с ребенком опять находит самый широкий и помещает его рядом с первым. Раскладывая их в убывающей последовательности.

Ребенок: рассказывает о порядке расположения шарфиков: самый широкий, уже, еще уже, самый узкий.

Воспитатель: молодцы, хорошо справились с заданием, а теперь давайте разложим наши шарфики в возрастающей последовательности. От самого узкого до самого широкого.

Ребенок: выполняет задание, рассказывает о порядке расположения шарфиков: самый узкий, шире, еще шире, самый широкий.

Воспитатель: вы ребятки, просто молодцы, очень хорошо справились с заданием.

Дидактическая игра. «Что длиннее».

Воспитатель: сейчас, ребятки, мы поиграем в одну очень интересную игру, я встану в середину круга, а вы встанете в кружок вокруг меня. Ну, смелее, кто хочет поиграть?

Дети: образуют круг.

Воспитатель: становится в центр круга и бросает мяч одному из детей и говорит: «Спичка, что длиннее?»

Ребенок: ловит мяч и отвечает: «Палка, что длиннее?» - и бросает мяч следующему игроку.

Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать. В другой раз игра начинается, со слов: «Дорога длинная, что короче?».

 

Заключительный

Уточнить полученные знания на занятии и оценить участие всех в совместной деятельности.

 

Групповое помещение детского сада

Воспитатель: Вы все ребята сегодня молодцы. Слепили очень хорошие шарики и снеговики, замечательно справились с подбором шарфиков разной ширины для наших снеговиков, а также здорово поиграли в интересную игру «Что длинее».  Прощание.
Сейчас мы занимались
И играть в игру старались.
А теперь детвора 
Отдыхать и вам пора!

 

 

Выводы и рекомендации к последующей работе

Все ребята справились с заданиями.

Каждому ребенку предоставилась возможность учавствовать в самостоятельной работе и в дидактической игре «Что длиннее».

Во время занятия дети помогали друг другу. 

Трудности в работе:

Двое детей смогли выполнить задание только с помощью.

Некоторые дети не успевали ответить, так как их опережали другие.

Дети торопились с ответами, поэтому не всегда отвечали правильно.

Причинами этого может быть, что дети не всегда посещают занятия в детском саду, так как часто болеют и посещают различные секции во время проведения организованной образовательной деятельности.

Рекомендации к дальнейшей работе:

Знания и навыки, полученные детьми на занятиях по математике, необходимо систематически закреплять и применять в разных видах детской деятельности.

Дети могут рисовать ленточки, дорожки, равные и не равные по длине и ширине.

Подбирать полоски нужного размера для ремонта книг, коробок.

Ухаживая за растениями уголка природы, сравнивать высоту и толщину стебля, длину, ширину и толщину листьев и пр.

Вне занятий целесообразно периодически использовать дидактические игры и игровые упражнения: «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее свернет ленту», позволяющие закреплять и развивать соответствующие знания, умения, навыки.

Подготовить рекомендации для родителей.

 

Список литературы:

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 416с.

3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. –– М., Просвещение, 1974.- 368с.

4. Математика для малышей. Средняя группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 16с.

5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 88с.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василеевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

7. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. – 64с.

  

.  .  .