Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» в младшей группе

Дата публикации: 2020-02-26 11:14:03
Статью разместил(а):
Митяшина Юлия Владимировна

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» в младшей группе

Авторы: Митяшина Ю.В. и Паршина Ю.А.

МАДОУ «Детский сад № 369», г. Пермь

 

Цель: развитие речи детей посредством приобщения их к народному творчеству с использованием элементов театрализации.

Задачи:

1. Вызвать у детей положительные эмоции от слушания русской народной сказки.

2. Вовлечь детей в процесс инсценировки сказки, вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Обогащать активный словарь детей новыми словами и словосочетаниями.

5. Организовать взаимодействие родителей и детей в рамках процесса подготовки к инсценировке (создание костюмов, разучивание ролей).

Содержание взаимодействия участников образовательных отношений:

1. Воспитатель знакомит детей с литературным произведением; организует работу с родителями при подготовке к инсценировке (изготовление костюмов).

2. Музыкальный руководитель подбирает музыкальный материал и знакомит детей с музыкальными произведениями, передающими образ героев сказки.

3. Учитель-логопед упражняет в четком произношении, упражняет в эмоциональной передаче роли; учить детей передавать образ в движении.

4. Родители разучивают роли, готовят костюмы.

Предварительная работа:

Воспитатели: чтение сказки и обсуждение сюжета с опорой на серию сюжетных картинок.

Музыкальный руководитель: прослушивание с детьми музыкальных произведений и беседа о характере музыки, ее выразительных свойствах. Совместный с детьми подбор музыкального произведения в соответствии с образом персонажа сказки. Проведение репетиций инсценировки совместно с учителем-логопедом.

Учитель-логопед: работа над интонационной выразительностью речи, четким произношением слов героя. Обучение умению передавать образ героя в движении.

Родители: просмотр с ребенком мультфильма.  Помощь ребенку в разучивании роли. Подготовка костюма.

Ход инсценировки

Герои: рассказчик, Дед, Баба, Курочка Ряба, Золотое Яичко, Мышка, Простое Яичко.

Оборудование: домик, костюмы героев, скамейки (на скамейку накидка или половичок).

Рассказчик: Жили-были дед и баба.

Выходят дед, баба. Кланяются. Садятся на стульчики.

Рассказчик: И была у них Курочка Ряба.

Выходит курочка Ряба (делает круг, махая крыльями).

Логоритмическая игра «Курочка» (слова Т. Волгиной) 

Вышла курочка гулять, (дети встают около стульчиков, выполняют шаги на месте)

Свежей травки пощипать, (щипательные движения пальцами)

А за ней ребятки, («помахать крылышками»)

Жёлтые цыплятки.

Цып-цып-цып, ко-ко-ко, (касаются указательным пальцем ладони противоположной руки)

Не ходите далеко, (грозить указательным пальцем)

Лапками гребите, (изобразить движение руками, как цыплятки гребут лапками)

Зёрнышки ищите.

Рассказчик: Вот раз снесла курочка яичко.

Курочка кудахчет, машет крыльями. Выбегает Золотое Яичко (крутится вокруг себя или крутит руками).

Рассказчик: Непростое, золотое.

Золотое Яичко улыбается, ставит руки на бока.

Рассказчик: Дед Яичко бил, бил.

Дед хлопает Яичко по плечу. Яичко улыбается, поворачивается из стороны в сторону.

Рассказчик: Не разбил.

Дед вздыхает, машет рукой, уходит.

Рассказчик: Баба Яичко била, била.

Баба выходит, хлопает Яичко по плечу. Яичко улыбается, поворачивается.

Рассказчик: Не разбила.

Баба вздыхает, машет рукой, уходит.

Звучит музыка. Выбегает мышка, крутит хвостиком.

Рассказчик: Мышка бежала.

Пальчиковая игра «Мышка» (автор М.Картушина)

Раз-два-три-четыре-пять (загибают по-очереди пальчики на руке)

Вышла мышка погулять, (быстро перебирают пальчиками по бёдрам)

Сыра корочку искать.

Мышка лапками скребла, (царапают пальчиками по одной ладошке)

Мышка корочку нашла (пальчиками по другой ладошке)

Мышка съела корочку, (подносят пальцы ко рту, сжимают, разжимают)

Убежала в норочку. (прячут руки за спинку)

Мышка подбегает к Яичку. Хвостиком махнула. Задевает хвостиком Яичко.

Рассказчик: Яичко упало и разбилось.

Яичко приседает, роняет руки вниз. Уходит.

Рассказчик: Дед плачет.

Мимическая гимнастика: изобразить плаксивое выражение лица (наморщить лоб, прищурить глаза, опустить уголки губ).

Дед хватается руками за голову, качает головой. Тянет грустным голосом:

-О-хо-хо-хо.

Р.: Баба плачет.

Мимическая гимнастика (см.выше).

Баба хватается руками за голову, качает головой. Тянет грустным голосом:

- Ой-ёй-ёй-ой.

Р.: А курочка кудахчет.

Выходит курочка, хлопает крыльями, говорит:

- Не плачь дед.

Гладит деда по голове.

-Не плач баба.

Гладит по голове бабу:

- Я снесу вам другое яичко. Не золотое, а простое.

Звучит музыка, выходит Простое яичко (крутится вокруг себя или крутит руками). Дед и баба его обнимают, улыбаются.

Рассказчик: Тут и сказке конец! Кто слушал, молодец!

 

После окончания инсценировки детям предлагается поиграть.

Музыкально-дидактическая игра «Курочки и Петушок» (из сборника «музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы. Для детей 4-5 лет. Фортепиано (баян). Выпуск 3. Изд-во: Музыка. 1965).

«Курочки» и «петушки» сидят на корточках у одной из стен комнаты, как будто на насесте.

Часть 1. «Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками. К концу музыки он останавливается в центре комнаты (нашёл зёрнышко) и звонко зовёт курочек: «Ку-ка-ре-ку!»

Часть 2. Курочки, весело помахивая «крыльями» (легко на носках), бегут к «петушку» и бегают вокруг него. При повторении музыки «курочки» останавливаются и (сложив руки - ладонь одной кисти на другой) как будто клювом клюют зёрна. «Петушок» в это время уходит в другое место и опять зовёт курочек «Ку-ка-ре-ку!». Все «курочки» стайкой бегут к «петушку», вместе с ним уходят к своему дому и с окончанием музыки садятся на насест.

Все герои кланяются, уходят.

 

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики

Название

«Приключение Язычка»

Обоснование

Планируемое ресурсное обеспечение элемента (кадровое, методическое, нормативно-правовое, процедурное)

 

Возраст

4-5 лет

Умение правильно выполнять артикуляционные упражнения способствует формированию правильного звукопроизношения, служит базой для исправления дефектов звукопроизношения.

Учитель-логопед: Паршина Ю.А., учитель-логопед Митяшина Ю.В.

 

Количество участников

5-6 детей

 

Используемы ресурсы: Куликовская Татьяна Анатольевна. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; Крупенчук О. И. Артикуляционная гимнастика в картинках. 

 

 

Цель

Научить детей выполнять основные артикуляционные движения.

 

Задачи

1. Познакомить детей с органами артикуляции.

2. Познакомить детей с основными артикуляционными упражнениями.

3. Познакомить с правилами выполнения артикуляционных упражнений.

4. Научить выполнять основные артикуляционные упражнения.

5. Воспитывать интерес детей к выполнению артикуляционных упражнений.

Материально-техническое обеспечение: индивидуальные зеркала, контейнер с фасолью (сухой бассейн).

Дидактическое обеспечение:

 -Картотека артикуляционных упражнений.

 -Разрезные картинки с изображением органов артикуляции, артикуляционных упражнений.

 -Картотека кинезиологических упражнений.

 

Краткая аннотация

Каждое занятие состоит из 5 блоков:

1 блок – организационный (собери картинку).

2 блок – знакомство с названиями артикуляционных упражнений.

3 блок – показ упражнений логопедом, выполнение упражнений детьми.

4 блок – кинезиологическое упражнение.

5 блок – финальное выполнение артикуляционных упражнений.

На занятии используются следующие методы:

Наглядные  методы – демонстрация артикуляционного упражнения логопедом.

Словесные методы- объяснение, описание, поощрение.

Практические методы – повторение, выполнение артикуляционных упражнений самими детьми.

1 занятие: «Знакомство с Язычком и его домиком».

2 занятие: «Что умеет Язычок».

3 занятие: «Зарядка для Язычка».

4 занятие: «Язычок завтракает, играет».

Сан ПиН, согласие родителей.

 

Результат

Дети научились выполнять основные артикуляционные упражнения. Познакомились с правилами выполнения упражнений.

Время проведения: четверг

Продолжительность 15-20 минут

Место проведения: группа №7

 

 

Выход на родителей

Дети покажут артикуляционную сказку на консультации для родителей, чтобы упражнения выполнялись дома.

 

Презентация практики

Дети покажут сказку другим детям детского сада.

 

 

Занятие № 1. «Знакомство с Язычком и его домиком».

Цели: знакомство детей с названиями и расположением органов артикуляции.

Задачи:

1. Показать и назвать детям органы артикуляции (губы, щёки, нижняя, верхняя челюсть, нижние, верхние зубы, язык (кончик, спинка, боковые края, корень языка), альвеолы за верхними зубами - «бугорки за верхними зубами»).

2. Научить детей быстро собирать разрезные картинки, состоящие из 4-5 частей.

3. Способствовать запоминанию названий органов артикуляции и называнию их по просьбе логопеда.

Ход занятия

1 блок – организационный (дети собирают разрезную картинку, состоящую из 4-5 частей, на которой изображены органы артикуляции: нижняя часть лица (щёки, губы, нижняя челюсть), губы, зубы, язык).

2 блок – знакомство с названиями органов артикуляции. Дети с помощью логопеда называют органы артикуляции.

3 блок – показ расположения органов артикуляции. Логопед рассказывает артикуляционную сказку с показом органов артикуляции, дети повторяют.

4 блок – выполнение кинезиологического упражнения.

5 блок – закрепление знаний детей об органах артикуляции. Дети по-очереди ищут в контейнере с крупой по одной картинке и изображением органа артикуляции, называют его, показывают на себе. Логопед: «На следующем занятии мы познакомимся с упражнениями, которые умеют делать губы, зубы и язычок».

Занятие № 2. «Что умеет язычок».

Цели: научить детей выполнять артикуляционные упражнения.

Задачи:

1. Показать и научить выполнять артикуляционные упражнения.

2. Научить детей быстро собирать разрезные картинки, состоящие из 4-5 частей.

3. Способствовать запоминанию названий артикуляционных упражнений и умению выполнять их по просьбе логопеда.

Ход занятия

1 блок – организационный (дети собирают разрезные картинки, на которых изображены картинки-символы артикуляционных упражнений («Домик открывается», «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кружочек», «Дудочка», «Лопаточка», «Иголочка»).

2 блок – знакомство с названиями органов артикуляции. Дети с помощью логопеда называют артикуляционные упражнения.

3 блок – показ расположения органов артикуляции. Логопед рассказывает артикуляционную сказку с показом артикуляционных упражнений, дети повторяют: «Что умеет Язычок» (упражнение для нижней челюсти: «Домик открывается». Упражнения для губ: статические- «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Кружочек», динамические- чередование «Улыбка»-«Хоботок», «Заборчик»-«Кружочек»-«Дудочка». Упражнения для языка: статические- «Лопаточка», «Иголочка», динамические-чередование «Лопаточка»-«Иголочка»).

4 блок – выполнение кинезиологического упражнения.

5 блок – закрепление знаний детей о правильном выполнении артикуляционных упражнений. Дети по-очереди достают из волшебного мешочка по одной картинке с изображением артикуляционного упражнения, называют его, демонстрируют выполнение. Материал, используемый в занятиях:

Артикуляционные упражнения:

1. «Домик открывается»: улыбнуться, медленно открыть рот, как для пропевания звука «а-а», подержать рот 5-10 сек., медленно закрыть.

2. «Улыбка»: улыбнуться без напряжения. Удерживать губы 5-10 сек.

3. «Хоботок»: вытянуть сомкнутые губы вперёд «Трубочкой». Удерживать их в таком положении 5-10 сек.

4. «Заборчик»: улыбнуться без напряжения, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 сек.

5. «Кружочек»: зубы сомкнуты, губы округляются. Удерживать 5-10 сек.

6.«Иголочка»: открыть рот, язык высунуть как можно дальше, сделать его узким, напрячь. Удерживать под счёт от 5 до 10.

7. «Лопаточка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 10.

Кинезиологические упражнения:

1 занятие - «Кулак-ладонь»: руки лежат на столе, левая рука-ладонь раскрыта, правая рука-ладонь сжата в кулак. Под счёт положение рук меняется.

2 занятие - «Дом, забор, дорога»: руки лежат на столе, «дом»-обе руки сжимаются в кулак, «забор»- ладони ставятся на ребро, «дорога»- руки ладонями вниз кладутся на стол.

Сказка «Знакомство с Язычком и его домиком». 

Открываем ротик-дом.                                                          

Кто хозяин в доме том?                                                         

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.      Широко открывать рот.

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.   Надувать и втягивать щеки.

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя 

В домике подвижная.   Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.  Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.   Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие.

 Могут стать улыбкою.

 Могут в трубочку собраться,

 После снова улыбаться.       Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

 И картинки нам покажет.   

 

.  .  .