Сценарий праздника для детей старшей логопедической группы
Сценарий праздника для детей старшей логопедической группы
«Путешествие в страну Правильной речи»
Автор: Сидорова Ольга Евгеньевна
МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»
Цель: Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.
Задачи: развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие координации речи с движением; создание эмоционально-положительного настроения у детей.
Под песню на слова М. Матусовского «Вместе весело шагать» дети заходят в музыкальный зал и садятся на стулья.
Логопед: Добрый вечер, друзья! Рада всех вас видеть я!
Сегодня у нас интересный вечер. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в детский сад. А детский сад у нас необычный. В нашем детском саду дети учатся правильно и красиво говорить.
- Чтобы речь была понятна,
Чтобы речь была приятна,
Каждый день мы все старались
И усердно занимались,
И со звуками играли,
И рассказы сочиняли.
- Есть у нас один секрет:
- Катюша, улыбнись, и секретом поделись.
Катя:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
Логопед: Я надеюсь всем понятно? Говорить мы будем внятно?!
Будем весело играть, много заданий разных выполнять, гостей наших удивлять и скучать никому не давать.
Итак, один, два, три, четыре, пять начинаем мы играть.
Доносится чихание, логопед желает детям здоровья. Затем доносятся вздохи: «Ох-ох-ох!».
Логопед: Ребята, откуда доносятся эти звуки?
Ой, что это? (логопед обращает внимание на кувшин).
- Кто сюда принёс кувшин? Какой он старинный, пыльный. (Логопед берёт кувшин в руки, показывает детям, трёт его. Из кувшина слышится кашель. Логопед «пугается» и бросает кувшин за дверь.
Логопед: Ой! Что это? Ой-ой-ой!
Доносится звук взрывающейся хлопушки.
Из-за двери появляется Старик Хоттабыч (танцуя).
Хоттабыч: О, прекраснейшая из логопедов! Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий! Долгие годы провёл я в заключении в этом проклятом сосуде! Позволь мне в знак глубочайшей признательности облобызать край твоего одеяния!
Логопед: Оставьте меня в покое! Кто Вы такой?
Хоттабыч: Я думаю, дети уже догадались кто я? (ответы детей).
Хоттабыч: Правильно, я Старик Хоттабыч. О, луноликая, приказывай! За моё спасение, я хочу подарить тебе караван верблюдов с восточными сладостями!
Логопед: Только верблюдов мне не хватает. Нет, спасибо!
Хоттабыч: Тогда, услада глаз моих, я осыплю тебя золотом! Хоттабыч кидает золотые монетки.
Логопед: Ой, не надо! Вы мне прическу испортите! Вы лучше уважаемый скажите, почему у Вас такая невнятная речь?
Хоттабыч: О, бесценная, 500 лет я мечтал попасть в логопедический детский сад, чтобы научиться красиво говорить. Наконец-то, моя мечта сбылась! Научите меня правильно произносить звуки!
Логопед: Сначала, надо узнать, какой звук ты не умеешь произносить. Сейчас, ребята проверят твоё звукопроизношение.
Выходят 4 детей. Каждый ребёнок произносит чистоговорку, а Хоттабыч старается повторить её.
1 ребёнок: са-са-са – вот летит оса.
2 ребёнок: ша-ша-ша – мама кормит малыша.
3 ребёнок: лы-лы-лы – мою я полы.
4 ребёнок: ры-ры-ры – меня кусают комары.
(Хоттабыч,произнося чистоговорку, пропускает звук Р)
Логопед: Всё понятно! Ты не умеешь произносить звук [Р].
Хоттабыч: О, я самый несчастный из джинов! Ребята, научите меня произносить этот трудный звук.
Логопед: Ребята, как научить Хоттабыча правильно произносить звук [Р]? Язык у него совсем непослушный!
Выслушиваем ответы детей.
Логопед: Правильно, надо научить Хоттабыча выполнять гимнастику для язычка, чтобы язычок окреп. Какие упражнения надо выполнять, чтобы научиться произносить звук [Р]?
(Выслушиваем ответы детей).
На столе лежат картинки с разными видами артикуляционных упражнений. К столу выходят трое детей и выбирают упражнения на подготовку артикуляционного аппарата к постановке звука [Р].
Артикуляционные упражнения:
1.«Лошадка»
2. «Грибок»
3. «Барабанщик»
Ребёнок рассказывает и показывает, как выполнять выбранное упражнение. А Хоттабыч и остальные дети повторяют их.
Логопед: Хоттабыч, попробуй «порычать».
Хоттабыч пробует произнести звук [Р] ,но звук получается отрывистым, не чётким: (др-др-др).
Хоттабыч: О, я самый несчастный из джинов! Я так никогда и не научусь красиво произносить этот трудный звук!
Логопед: Хоттабыч, этот звук действительно трудный. Но наши ребята старались выполнять гимнастику для язычка и научились произносить этот сложный звук.
Послушай, ребята тебе расскажут истории, которые с ними приключились.
Выходят двое детей.
1 ребёнок.
Очень трудно научиться,
Звук «рычащий», как тигрица,
Без запиночки сказать.
А теперь скажу на «пять»:
Рыба, рысь, ракета, марка,
Горка, роза и подарки.
Я красиво говорю,
Всё, что хочешь – повторю!
2 ребёнок.
У меня везде, всегда
Со звуком «Р» была беда.
Скажу «рак» - выходит «лак»,
Вместо «рожь» - выходит «ложь».
У щенка, который злился,
Я рычанью научился.
И теперь всегда, везде
Говорю красиво – РРРРРР.
Хоттабыч: Я никогда не научусь так «рычать»! Но я знаю, есть такая волшебная страна: «Страна Правильной речи!». Кто попадает в эту волшебную страну, сразу начинает говорить красиво и правильно! Вот если бы вы, милые дети, помогли мне добраться до этой страны!
Логопед: А как нам это сделать?
Хоттабыч: Давайте вместе отправимся в путешествие в «Страну правильной речи»!
Логопед: Ребята, вы согласны? А на каком транспорте мы туда отправимся?
Хоттабыч: О, царица моего сердца! У меня есть самый надёжный транспорт: ковёр-самолёт.
Хоттабыч вырывает волосок из своей бороды, тихо произносит заклинание и выносит ковёр.
Логопед: Неужели это настоящий ковёр – самолёт?
Хоттабыч: Конечно, настоящий! Натуральная шерсть!
Логопед: Ой, а тут моль поела … Не опасно ли на нём путешествовать?
Хоттабыч: Конечно, нет! Этот агрегат старый, но зато очень испытанный. Есть у меня один секрет: чтобы зайти на ковёр – самолёт впервые, надо каждому пассажиру произнести своё имя ласково.
Игра «Назови своё имя ласково». (дети заходят ковёр и выполняют задание):
«Я, Настенька» …
Логопед: Ребята, все устроились? Тогда отправляемся! Держитесь крепко. Хоттабыч, колдуй!
Хоттабыч вырывает их бороды волосок, тихо колдует. Затем произносит вслух:
«Земля, прощай! В добрый путь!
Звучит фонограмма звука самолёта. Дети изображают стоя на ковре полёт самолёта. Хоттабыч, стоя на ковре смотрит вниз.
Хоттабыч: Внимание! Мы теряем высоту, идём на снижение.
Логопед: Где мы очутились?
Посмотрите, «Чудо-дерево» растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо-расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А разные предметы, словно яблоки!
Проводится игра «Подбери признак к предмету» (не менее 4-5 слов)
Например, кукла – маленькая, пластмассовая, красивая, нарядная, новая.
Логопед: Хоттабыч, у нас мало времени. Надо лететь дальше.
Дети устраиваются на ковре. Слышны звуки мотора.
Хоттабыч: Внимание, поднялся сильный ветер! Чтобы удержаться на ковре-самолёте надо научиться правильно дышать.
Дети по показу Хоттабыча выполняют дыхательные упражнения:
Вдох – через нос,
Выдох – выполнять долгий фиксированный выдох со звуками:
Ссссссссссссссссссссс,
Шшшшшшшшшшшшш,
Вввввввввввввввввввв,
Ззззззззззззззззззззззз.
Хоттабыч: Вижу, красивое озеро. В нём плещется много рыбы. Держитесь, приземляемся!
Проводится игра «Поймай волшебную рыбку».
Дети при помощи удочки, вылавливают по одной рыбке. На каждой рыбке прикреплена картинка. Задача детей, определить первый звук в слове. Если первый звук – гласный, то улов отправляется в ведро красного цвета. Если твёрдый согласный звук – в ведро синего цвета. Если мягкий согласный звук – в ведро зелёного цвета.
Хоттабыч: Внимание, нам пора отправляться!
Дети становятся на ковёр. Несколько минут звучит фонограмма, затем – свист и скрежет.
Логопед: Что это такое? Мы падаем?
Хоттабыч: Маленькие технические неполадки. Не волнуйтесь, сейчас мы их устраним.
Хоттабыч шепчет заклинание и вырывает волос из бороды.
- Будь проклят тот день, когда моя нога ступила на этот старый облезлый ковер!
Логопед: Что же делать? Дети, держитесь!
Звучит тревожная музыка.
Логопед: Все целы? Никто не ушибся?
Хоттабыч: Все живы!
Логопед: Внимание! Вижу много животных. Они весело резвятся на поляне. Давайте к ним присоединимся.
Проводится ритмичный танец по показу логопеда под песню Шаинского «Чунга-Чанга».
Логопед: Мы с вами попали в Африку.
С детьми проводится маленькая викторина.
(картинки расположены с животными жарких стран на панно)
Хоттабыч, какое животное тебе понравилось больше всего?
Хоттабыч: в названии этого животного есть звук [БЬ] (бегемот).
Логопед: А мне понравилось животное в названии которого, звук [Р] слышится в конце слова (тигр)
Хоттабыч: мне понравилось животное, в названии которого 3 слога (носорог, крокодил…)
Логопед: А мне понравилось животное, название которого подходит к выложенной звуковой схеме. (На панно выложена звуковая схема из 3 звуков. Дети соотносят картинки со схемой и называют животное. (лев).
Хоттабыч: Дети, я вижу замок «Страны правильной речи».
Дети вместе с Хоттабычем подходят к замку.
Логопед: Хоттабыч, как же нам открыть двери замка?
Хоттабыч: Есть одно средство! Надо вспомнить и произнести слова с трудным звуком «Др» - Хоттабыч нечётко произносит звук [Р].
Проводится игра «Назови слово со звуком [Р].
После выполнения задания детьми, двери замка открываются. Хоттабыч заходит в замок, начинает чихать.
Хоттабыч: Кажется, со мной происходит что-то необычное: Хоттабыч начинает чихать, произнося слоги со звуком «Р» - аррр, оррр, уррр.
Уррра!!! Я научился произносить трудный звук [Р]. Наконец – то, мечта моя сбылась!
О, дорогие, умные дети посёлка Шудаяг. Я очень рад, что вы не испугались отправиться со мной в трудное путешествие и помогли мне научиться красиво и правильно говорить. За вашу помощь я награжу вас подарками.
Хоттабыч открывает яркую коробку, в ней лежат подарки.
Логопед: Ребята, нам надо возвращаться назад, в детский сад. Хоттабыч, помоги нам возвратиться обратно, при помощи колдовства.
Хоттабыч: Если вы споёте весёлую песню, то быстро окажетесь в своём детском саду.
Дети поют песню «Песенка друзей» (из м\ф «По дороге с облаками»; слова: А. Вратарев, музыка: В. Быстряков).
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора прощаться. До свидания, ребята!