Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Дата публикации: 2019-12-18 22:18:44
Статью разместил(а):
Лисихина Вера Николаевна

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Автор: Лисихина Вера Николаевна

МОУ "Красногуляевская СШ", п.Красный Гуляй Сенгилеевского района Ульяновской области

 

Одна из наиболее актуальных проблем в со­временном образовании — проблема преемственности дошкольного  и начального школьного общего образования.  Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных свя­зей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время произошли существенные изменения в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения.

Вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (в частности, обилие одночасовых предметов), что привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.

Подготовка ребенка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки ребенка к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. (далее по тексту – Концепция), рассматривает преемственность дошкольного и начального общего образования как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». (Л.С. Выготский). Это значит, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а учитывать накопленный дошкольником опыт и основываться на его достижениях. Программа дошкольного образования, правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда в групповых помещениях способствуют становлению       устойчивого познавательного интереса у дошкольника и успешному его обучению в школе.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,  сформированных  в  дошкольном  детстве,        от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Не научив ребенка в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появилась необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, преемственности в формах взаимодействия с детьми и  их  родителями.

Утвержденные на государственном уровне и введенные в действие Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного  и начального общего образования способствуют обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны — до­школьная ступень, которая сохраняет само­ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет «радость детства» (Н.Н. Подъяков). С дру­гой — школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и разви­вает накопленный им потенциал.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. 

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся. 

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. 

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях. 

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования. 

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. 

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

- Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

- Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

- Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему го­товности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпо­сылкам он относил умение ребенка ориен­тироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Здесь следует упомянуть о том, что Л.С. Выгодский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зо­не его собственных интеллектуальных воз­можностей», а потому нет оснований счи­тать, что подражание не относится к интел­лектуальным достижениям детей.

Специальная подготовка ребенка к шко­ле уделяет внимание тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе — чтению, письму, математике. Единство счета, чтения и письма рассмат­риваются как общекультурные навыки.

Современные школьные программы со­ставлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребенок к концу дошкольного детства, а если у некоторых детей этот уровень ниже (в классе 20-30 учеников), то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же стано­вятся отстающими.

К сожалению, общественность, родители и даже педагоги, считают специальную подготовку к школе приоритетной по отношению к общей готовности ребенка, что является явным заблуждением.

Правильнее было бы считать, что готовность к школе, а значит, к систематическому обучению есть комплексная характеристика развития ребенка, включающая социальные умения (общение со сверстником, взрослым); развитие познавательных функций, обходимых для обучения (речь, развитие моторики, зрительное восприятие, внимание, память); уровень личностного развития (мотивация, самооценка); здоровье ре­бенка (физическое, психическое).

Таким образом, некоторые положения преемственности нуждаются в тщательной разработке (особенно содержание учебно-воспитательного процесса). Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой.

Воспитателями дошкольной группы  и учителями начальных классов была разработана Программа преемственности дошкольного и начального     общего образования (далее по тексту – Программа), которая регламентирует деятельность МОУ Красногуляевской СШ в вопросах организации преемственности дошкольного и начального общего образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Программа является нормативно-управленческим документом МОУ "Красногуляевская СШ" (далее по тексту – Школа) и характеризует специфику:

- содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;

- работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопедов, дефектологов)

- взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы;

- образовательных запросов родителей;

- видовой структуры дошкольных групп и др.

Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах Школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- формирование общей культуры;

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;

- обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.

Цель Программы - реализация преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования, создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе, обеспечение непрерывности, целостности, последовательности и системности образования.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Создать условия для реализации плавного, бесстрессового перехода выпускников дошкольной группы в школу.

2. Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

3. Создать систему продуктивного взаимодействия воспитателей дошкольных групп и педагогов начальной школы, родителей воспитанников и обучающихся.

Непрерывность дошкольного и начального общего образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

· приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

· обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

· развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

· формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

· развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

· включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

На уровне начального общего образования:

· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

· готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

· желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

· инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

· совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

· специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В своей работе мы использовали следующие формы взаимодействия:

I. Работа с детьми (дошкольниками):

· экскурсии в школу;

· посещение школьного музея, библиотеки;

· знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

· участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

· выставки рисунков и поделок;

· встречи и беседы с бывшими воспитанниками дошкольной группы;

· совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

· участие в совместной театрализованной деятельности;

II. Взаимодействие педагогов:

· совместные методические советы (воспитатели и учителя начальных классов);

· семинары, мастер - классы;

· круглые столы воспитателей и учителей начальных классов;

· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

· открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями.

III. Сотрудничество с родителями:

· совместные родительские собрания с воспитателями и учителями начальных классов;

· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические  «гостиные»;

· родительские конференции, вечера вопросов и ответов; ·консультации с педагогами дошкольных групп и школы;

· встречи родителей с будущими учителями;  

· дни открытых дверей;

· визуальные средства общения (стендовый материал, выставки,      почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

· заседания родительских клубов.

Механизм внедрения программы включает в себя 3 этапа:

1 этап - Поступление ребенка в дошкольное учреждение:

·Медицинское обследование.

· Адаптационный период при поступлении в дошкольную группу  (от 2 недель до 6 месяцев).

· Педагогическая и психологическая диагностика (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели).

2 этап - Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в дошкольных группах:

1. Педагогическая деятельность:

· Занятия с детьми по основной образовательной программе дошкольного образования с использованием современных технологий.

· Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)

2. Психологическое сопровождение ребенка:

· Сопровождение адаптации ребенка к условиям дошкольной группы.

· Сопровождение детей группы риска.

· Коррекционно-развивающие занятия.

· Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

· Праздники, развлечения.

3. Методическая работа:

· Проведение общих методических объединений, собраний по вопросам воспитания и обучения детей.

· Проведение открытых уроков и занятий.

· Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми дошкольных группах, начальной школе).

· Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.

· Выявление проблем: дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе.

3 этап - Переход дошкольника в школу

· Передача пакета документов выпускников в школу. ·Отслеживание адаптации детей в первом классе.

· Оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

· Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации. 

Программу реализуют педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, учителя начальных классов. 

Ожидаемые результаты.

1) Обеспечение оптимального перехода ребенка – от дошкольной уровня к уровню начального общего образования:

• доступность качественных услуг начального общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;

• благоприятные условия для успешного перехода дошкольника на следующую образовательную ступень – начальное общее образования, единство требований, предъявляемых к первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования;

• уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

• возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности;

• стабильный интерес детей к процессу обучения;

• формирование позиции успешного первоклассника.

2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальных классов, обеспечивающих:

• внедрение эффективной системы управления качеством образования;

• создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала;

• создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами.

3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

• повышение интереса к деятельности дошкольных групп, их активного и сознательного вовлечения в жизнь школы;

• укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную;

• обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

• предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.

Таким образом, обеспечение преемственности между дошкольным, начальным образованием позволяет организовать пространство для реализации единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями для ребенка. При этом обеспечивается естественное и комфортное вхождение в школьную жизнь, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения обучающихся с первых дней пребывания в школе. 

 

Литература:

1. Богуш А. Перспективность, преемственность, непрерывность образования// Дошкольное воспитание.- 2001.- №11. 

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе, М. Школьная пресса, 2008. 

 

.  .  .