Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технология активного восприятия музыки у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2019-12-11 15:01:46
Статью разместил(а):
Александрова Татьяна Николаевна

Технология активного восприятия музыки в дошкольном возрасте

Автор: Александрова Татьяна Николаевна

 

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. 

Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые технологии в различных видах музыкальной деятельности. Технология активного восприятия музыки О.П. Радыновой, построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления  личности. Основная цель - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Я бы хотела познакомить Вас с особыми методами, разработанные О.П. Радыновой:

- Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом  возрастных особенностей.

- Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

- Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая  моторика  рук, дирижёрский  жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков). Различение  выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее  универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

- Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).

- Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.

- Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В. Груздова). Этот  метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей  группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления  опыта её восприятия.

- Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия  музыки.

- Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра  инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются  простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные   инструменты.

- Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми  младшего  возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую  определённый смысл.

- Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки - выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного  слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение  музыкального  произведения с картиной в плане общности или  различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические  импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.    

Сейчас мы с вами остановимся на некоторых их представленных методов работы с детьми, которые мы применяем в своей работе.

Моторно-двигательное уподобление. 

Передача эмоционально-образного содержания музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные  и  танцевальные  движения). Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента -огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки.

Каждый из нас чаще применяет данный метод работы с детьми в группах раннего развития. Таким образом, мы учим их слышать музыку и совершать определенные действия под неё.

Вокальное  уподобление.

Одним из интересных приемов в данной категории является частичное вокальное воспроизведение песни.

Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского, мы все его хорошо знаем  и я предлагаю вам нечетную строку пропевать, а четную - хлопать.

- В траве сидел кузнечик, (вслух)

- В траве сидел кузнечик, (хлопаем),

- Совсем как огуречик (вслух)

- Зелененький он был. (хлопаем)

- Представьте себе, представьте себе (вслух)

- Совсем как огуречик. (хлопаем)

- Представьте себе, представьте себе (вслух)

- Зелененький он был. (хлопаем)

Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

Темброво-инструментальное уподобление.

Для данного метода работы с детьми очень хорошо подходят небольшие сказки – шумелки. У меня есть необычная музыкальная сказка – шумелка, а называется она «Заяц в лесу». Посмотрите, у меня на столе лежат музыкальные инструменты, подумайте, каким инструментом можно изобразить:

1. Как бежит по лесу Заяц? (выбирают трещотку)

2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)

3. Стук Дятла? (деревянные ложки)

4. Крылья Совы? (ткань шуршащая)

5. Прыгают в воду Лягушки? (молоточек)

(Участники выбирают себе музыкальные инструменты и становятся в ряд)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ.

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(маракас) 

Испугался заяц и бежать.

(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(деревянные ложки) 

Бросился заяц бежать.

(трещотка (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(Натягиваем ткань руками)

Побежал заяц из леса к речке

(трещотка (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(металлофон) 

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(трещотка (медленно)).

В таких сказках - шумелках у детей совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а так же развивается чувство ансамбля). Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

А еще мы применяем данный метод работы с родителями.  

Полихудожественное уподобление.

Музыка, достаточно абстрактный вид искусства. И каждый видит и слышит в музыке что то свое, но в этом есть своя изюминка, потому что, вы сможете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас, ваш жизненный, музыкальный опыт.

Сейчас мы послушаем с вами, мало знакомое музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я специально не даю вам названия, чтобы не загонять вас в рамки программности. Мы послушаем эту музыку, и посмотрим, и вы выскажите слово ассоциацию, то есть чувство, переживание которое вызвало у вас эта музыка.

Пожалуйста, слова - ассоциации. (Радость, игривость, пробуждение, солнышко как будто и т д.)

Понимаете, вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой.

Сегодня в нашем мастер классе будут работать две лаборатории.

1 лаборатория.

Перед вами гуашь, перед вами листы бумаги, мне нужно чтобы это произведение вы передали цветом. Передали так называемыми цветовыми пятнами. Можно сказать, что это может быть и мазня, но, красивая и колоритная. Мне не нужен образ, зайчик, самолетик, мне нужны ваши эмоции, ваше настроение на бумаге.

Я попрошу сесть коллеги вас и за этот стол.

2 лаборатория.

А у вас задание будет такое; Вы должны линиями передать настроение, эмоции музыки. Вы понимаете, линии бывают волнообразные, зигзагообразные, вверх, вниз, разных цветов. Можно даже, как дети в детском саду рисуют, сразу двумя карандашами.

Сейчас, мы еще раз послушаем эту композицию, и в конце эксперимента я вам скажу кто по рисунку был наиболее близок к названию произведения.

Охарактеризуйте ваши рисунки пожалуйста. Посмотрите какая глубина, Малевич с Вангогом вам просто завидует.

А знаете как называется произведение? «Игра воды» Мориса Ровеля.

Ну, что ж, спасибо вам. Вы можете занимать свои места.

Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка, самоутверждении им стать личностью, который способствует раскрепощению и избавлению от всяких фобий, а так же поможет стать полноценным членом общества.Что позволит к быстрой адаптации в социуме.

Мы вам продемонстрировали только небольшие количества методов, которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это то, что мы делаем, а методы - как мы делаем. 

 

.  .  .