Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приобщение дошкольников к художественной литературе

Дата публикации: 2019-11-20 08:50:25
Статью разместил(а):
Гончарова Елена Константиновна

Приобщение дошкольников к художественной литературе

Автор: Гончарова Елена Константиновна

МАДОУ "Детский сад № 4 "Сказка", Кировград

 

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

- приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

Полноценная работа по приобщению детей к культуре чтения художественной литературы необходима в качестве важнейшего средства их развития, так как художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления и целостную картину мира, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и отрицательных эмоций.

Решение основных задач психолого – педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Примерное содержание работы педагога по формированию круга детского чтения.

Чем должен руководствоваться педагог при отборе литературных произведений для чтения детям?

При реализации данного направления перед педагогами возникает задача самостоятельного отбора литературных произведений для чтения детям. В настоящее время, когда на прилавках книжных магазинов много различной продукции, педагог не должен бездумно осуществлять выбор литературы для работы с детьми. Кратко охарактеризую основные принципы отбора, которые предполагаются педагогом:

· возрастные особенности и возможности детей;

· литературные и познавательные интересы и потребности детей, детской субкультуры, предполагающие, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным опытом знакомства с художественной литературой и имеет определенное, избирательное отношение к ней;

· деятельностная природа ребенка, предполагающая, что знакомство с произведениями художественной литературы и фольклора найдет отражение в других видах детской деятельности;

· эмоциональный и жизненный опыт детей;

· индивидуальные особенности восприятия литературных произведений и фольклора (встречаются дети, для которых главное – слуховой ряд, есть дети, которых интересуют только иллюстрации в книгах, а так же дети, воспринимающие содержание произведения только эмоционально);

· художественная ценность литературных произведений;

· жанрово-тематическое разнообразие литературных произведений и фольклора;

· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

· принцип интеграции образовательных областей.

Особое внимание педагогам следует обращать на язык детской книги, его доступность, выразительность и конкретность, потому что и прозаические, и поэтические литературные произведения, услышанные малышом, являются частью его речевого опыта.

С момента создания детская литература ориентирована на вечные, незыблемые гуманистические ценности. Произведения художественной литературы в образной форме раскрывают перед ребенком идеалы справедливости, мужества, сострадания, учат различать добро и зло, правду и ложь. Высокохудожественные литературные произведения без назиданий и дидактизма способствуют появлению и становлению у детей позитивных форм поведения, нравственного отношения к действительности (к природе, животным, к взрослым и детям, к труду людей, к самому себе, к своим поступкам и т.п.).

Главным в детской книге является художественный образ. Насколько удастся писателю или поэту создание образа сказочного или реального героя, настолько и будет его произведение принято умом и сердцем ребенка.

Важным достоинством детской книги является максимальная конкретность. Относительно конкретности языка детской книги убедительно сказал чешский поэт Ян Ольбрахт: «Для детей следует писать не «на дереве сидела птица», а «на дереве сидела овсянка».

К характерным признакам хорошей литературы для малышей относятся также динамичный сюжет и юмор.

Отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста является то, что они способны мысленно участвовать в том, о чем написано в художественном произведении, искренне сопереживать героям литературных произведений. В результате этого у многих детей среди литературных героев появляются друзья, да и сами дети нередко перевоплощаются в них.

Особое место в подборе произведений для чтения детям должна занять поэзия. К.И. Чуковский, который как никто другой, в своем творчестве опирался на естественные вкусы и потребности детей разных возрастов, первый доказал, что все маленькие дети – неистовые любители поэзии.

Таким образом, очевидно, что подбор литературных произведений для детей является для педагога не только творческим процессом. Для проведения этой работы от педагога требуются профессиональное мастерство и специальные знания.

 

Как педагогу подготовиться к работе по формированию круга детского чтения?

Содержание работы, которую необходимо провести педагогам по формированию круга детского чтения, можно условно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе педагогу важно осуществлять следующую работу:

- изучить отношение родителей и детей группы к чтению художественной литературы и определить примерный круг художественных произведений, уже прочитанных детям, их вкусы и интересы;

- ознакомиться с содержанием программы как для работы с детьми своего возраста, так и с задачами для предыдущих и последующих возрастов;

- соотнести полученные при изучении результаты (отношение родителей и детей группы к чтению художественной литературы, их «начитанность» и др.) с программными задачами с учетом содержания других образовательных областей;

- определить общие тенденции, индивидуальные возможности и различия в отношении детей и родителей к чтению художественной литературы, их подготовленность. Интересы и т.п., на которые в дальнейшем можно будет опираться при планировании и проведении работы по реализации программных задач;

- рассмотреть возможность использования при чтении художественной литературы природно-климатических особенностей и национально-культурной специфики условий, в которых будет осуществляться образовательный процесс;

- проанализировать режим и распорядок дня, по которому будут жить дети в ДОУ и в семье, и наметить примерное время для чтения им художественной литературы;

- определить содержание работы с родителями в групповой и индивидуальной формах, направленных на содействие в реализации данной образовательной области, и продумать информационное обеспечение взаимодействия с ними.

Основной этап предварительной работы педагога по формированию круга детского чтения включает:

- знакомство с содержанием хрестоматий и фонохрестоматий и отбор литературных произведений для чтения детям;

- организацию фронтального и индивидуального взаимодействия с родителями (при проведении родительских собраний и консультаций информирование родителей о значении систематического чтения детям как эффективного средства общего и эстетического развития и с целью профилактики неуспеваемости ребенка в школе, индивидуальное обсуждение с ними результатов обследования детей и т.п)

- обсуждение с родителями перечня литературных произведений, отобранных педагогами для работы с детьми по реализации программы, и формирование общих и индивидуальных перечней литературных произведений для чтения детям в семье;

- прослушивание и отбор аудиозаписей и аудиокниг для использования в семье и дошкольном образовательном учреждении;

- подбор книг и произведений изобразительного искусства для библиотечки группы, для проведения тематических выставок, включая выставки приуроченные к праздникам

Заключительный этап предполагает следующие направления работы:

- подготовку примерных годовых перечней художественных произведений для чтения детям в семье и дошкольном образовательном учреждении;

- описание содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования;

- проведение комплектования библиотечки группы книгами и аудиокнигами;

- посещение детской библиотеки, договор о сотрудничестве.

В результате специального изучения было установлено, что процесс формирования интереса к чтению у детей именно дошкольного возраста во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители.

 

Как педагогу подготовить детей к чтению художественной литературы?

Привлечь современных детей к активному восприятию литературных произведений довольно сложно. Ученые установили, что детям дошкольного возраста стали читать мало в связи с массовым появлением телевизоров в конце 20-го века. А сегодня почти в каждом доме есть компьютер. Поэтому вовлечение современных детей в процессе систематического чтения художественной литературы требует специальных усилий, ежедневных творческих поисков со стороны педагогов.

Проявление чувств, связанных с интересом ребенка к художественной литературе и желанием слушать чтение взрослого, не надо ему в готовом виде от рождения. Эти чувства возникают и развиваются на протяжении всего периода детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В проведении   работы по подготовки детей к чтению еще одна трудность состоит в том, что в работе с дошкольниками для каждого возраста требуются свои подходы.

3-4 года.

1. Игра в книжный магазин.

2. Встреча детей с сотрудниками детского сада или родителями, которые дарят им книги.

3. Выставка иллюстраций.

4. Создание библиотечки книг-игрушек.

5. Появление в группе игрушек – героев литературных произведений.

Обязательно обеспечить жанровое и тематическое разнообразие!

4-5 лет.

1. Игры-драматизации.

2. Театры разных видов.

3. Игры с правилами (считалки).

5-7 лет.

1. Тематические выставки (праздник, День рождения писателя, произведения, тема проекта и т.п.).

2. Мини-музей книги.

3. Создание книги (иллюстрации к прочитанной книги, детское словесное творчество).

4. Создание библиотеки.

5. Литературные викторины и праздники.

 

Организация чтения художественной литературы

Сегодня требуется новый подход к чтению детям художественной литературы, который связан с перестройкой как организации работы с детьми, так и стиля поведения воспитателя.

Детям от 3 до 7 лет читают ежедневно!

Чтение художественной литературы должно проходить в непринужденной обстановке. Если есть такая возможность, то педагог обсуждает с детьми выбор места для чтения: на ковре, на стульях, на диване, в комнате сказок и др.

Вместе с детьми педагог вырабатывает правила, которым дети группы должны следовать при чтении:

- Дети свободно располагаются вблизи взрослого и могут занимать любые места;

- Каждый ребенок имеет право по мере необходимости покинуть читающих, а затем, не отвлекая взрослого, присоединиться к ним (свободный «вход» и свободный «выход»)

- Разговаривать и отвлекать других детей от слушания чтения книги не разрешается.

Основным правилом для педагога, читающего детям, должна стать выразительность его речи. Недопустимы быстрый темп, монотонность речи.

Процесс чтения художественной литературы независимо от возраста детей включает следующее:

· Педагог начинает чтение с названия жанра литературного произведения («Я прочитаю вам сказку, потешку, повесть»). Затем он называет автора (имя, отчество и фамилию) и название художественного произведения.

· Педагог включается в процесс чтения как партнер и действует наравне с детьми: эмоционально реагирует по поводу содержания литературного произведения (грустит, радуется, переживает и др.), высказывает собственное мнение, комментирует прочитанное и т.п.

· Педагог демонстрирует детям бережное отношение к книге: аккуратно раскрывает ее и переворачивает страницы, при чтении больших художественных произведений пользуется закладкой.

· По ходу чтения книги педагог демонстрирует детям иллюстрации, но детально не рассматривает их, а выделяет для этого специальное время в образовательном процессе или находит возможность рассмотреть иллюстрации при проведении режимных моментов.

· По окончании чтения книги педагог может поступать по-разному. Если у детей возникают вопросы, суждения, педагог может обменяться с ними впечатлениями о прочитанном, задать вопросы и т.д. в другом случае педагог может обойтись без обсуждения прочитанного и перенести его на другое время.

Обязательным условием полноценной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» является взаимодействие педагога с родителями. Для этого необходимо:

· Проведение разъяснительной работы с родителями об опасности одностороннего развития и воспитания ребенка, о его отрицательных последствиях и о значении развивающих функций художественной литературы.

· Проявление интереса педагога к тому практическому опыту ребенка в чтении художественной литературы, который он приобрел в домашних условиях, и организация обмена этим опытом среди родителей.

· Обсуждение с родителями отношения ребенка к чтению; просмотр видиоматериалов и прослушивание аудиоматериалов.

·  Предоставление в распоряжение родителей перечня художественной литературы, которая войдет в круг детского чтения как в ДОУ, так и в семье.

·  Привлечение родителей к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения по рекомендованным спискам произведений художественной литературы и для участия в литературных и других праздниках.

 

.  .  .