Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Реализация здоровьесберегающей певческой технологии на музыкальном занятии старших дошкольников

Дата публикации: 2018-12-19 21:27:50
Статью разместил(а):
Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Реализация здоровьесберегающей певческой технологии на музыкальном занятии старших дошкольников

Realization of health-saving singing technology at the musical lesson of senior preschoolers

Автор: Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 97», Нижегородская область  г. Дзержинск, Россия.

e-mail: irishka_52_@mail.ru

Perevezentseva Irina Dmitrievna

Music Director Kindergarten No. 97, Nizhny Novgorod Region, Dzerzhinsk, Russia.

e-mail: irishka_52_@mail.ru

 

Аннотация: В системе дошкольного образования все педагоги, в том числе и музыкальные руководители активно решают задачи: физического, интеллектуального, эмоционального, и личностного развития ребенка, этот процесс требует внедрения эффективных технологий, в том  числе технологии  здоровьесбережения. Данная публикация включает не только вопросы музыкального развития, но и вопросы  сохранения физического здоровья старших дошкольников. Где будет продемонстрирован опыт организации музыкальных занятий, которые носят интегрированный характер, в ходе которых комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания  через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.

Abstract: In the system of preschool education, all teachers, including music leaders, actively solve problems: the physical, intellectual, emotional, and personal development of the child; this process requires the introduction of effective technologies, including health saving technologies. This publication includes not only issues of musical development, but also issues of preserving the physical health of older preschoolers. Where will the experience of organizing music classes, which are integrated, will be demonstrated, during which the tasks of musical and valeological education are solved through the organization of various types of children's musical activities

Ключевые слова: здоровьесбережение, валеология, здоровьесберегающие  технологии, музыкальное развитие, эффективные технологии.

Keywords: health saving, valeology, health saving technologies, musical development, effective technologies.

 

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции  связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Владимир Михайлович Бехтеерев - доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

Петр Кузьмич Анохин - сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Наталья Алексеевна Ветлугина  в «Методике музыкального воспитания» указывает, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.

Специалисты отмечают, что музыка – является одним из средств физического развития детей, а, следовательно, ее потенциал должен быть задействован в полную силу.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – это музыкальные занятия, входе которых, осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся индивидуальные, подгрупповым и фронтальным методом. По содержанию делятся на: типовые, тематические, комплексные, интегрированные.

Каждое музыкальное занятие музыкальный руководитель начинает  с жизни утверждающей валеологической песни - распевки. Перед пением песен занимается дыхательной и   артикуляционной гимнастикой дающей позитивный настрой детям на весь день. Для расслабления, снятия эмоционального,  физического напряжения, в конце занятия  проводится релаксация  с использованием классической и специально-релаксирующей музыки.

В профессиональной деятельности,работая с дошкольниками старшего возраста, музыкальный руководитель определяет ряд существующих проблем связанных  со  здоровьем воспитанников. Больше половины детей старшего возраста имеют речевые нарушения, отмечается высокий процент часто болеющих детей, среди имеющихся заболеваний  большой процент, связанный с заболеванием  дыхательной системы. Почти половина детей имеют проблемы связанные с эмоциональной неустойчивостью, а значит приоритетным направлением дошкольного воспитания  является - сохранение и укрепление здоровья ребенка. Музыкальная деятельность  обязательно должна носит оздоровительный характер. Музыкальным руководителям необходимо осваивать приемы  здоровьесберегающих технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования говорит  нам о том, что в детском саду  должны быть созданы условия для любых образовательных потребностей  детей.

Одной из главных задач основных образовательных программ ДО  является забота  о сохранении и укреплении  здоровье детей.

В современных методических пособиях по Музыкальному воспитанию в детском саду говорится, что: «необходимо стремиться создать  атмосферу творчества, в которой каждый ребенок может раскрыть себя, нужно заставить детей забыть  о собственной неумелости и создать образные ситуации успеха».

Каждому музыкальному руководителю рекомендуется повысить эффективность музыкальных занятий,  посредством использования, таких технологий как  певческих, дыхательных и артикуляционных.

1. Певческие технологии (в т. ч валеологические песенки-распевки)

М.Л. Лазарев, М. Ю. Картушина «Сборник валеологических песенок-распевок»

2. Дыхательные технологии. Михаил Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой»

3. Артикуляционные технологии. Емельянов В.В. «Артикуляционная гимнастика»

4. Психогимнастичксие этюды. Павлова М. А. "Психогимнастические упражнения»

Рассмотрим особенности применения на музыкальных занятиях певческой технологией с использованием тараторки «Думал» методика  (Шибаевой Т.В.)

Реализация технологии включает в себя 6 этапов:

На 1 этапе - Проговаривание в медленном темпе *М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» Предисловие стр.3

На 2 этапе -  Формирование образа воображения детей происходящего в тараторке

На 3 этапе – Проговаривание с детьми тараторки с разными эмоциональными оттенками

На 4 этапе – Беззвучное проговаривание.

На 5 этапе – Тренировка в темповом произношение.

На 6 этапе – Пение тараторки на разных звуках, на одном звуке, трезвучие.

Особого внимание требует процесс создания методических продуктов сопровождающих процесс внедрения здоровьесберегающих  технологий на музыкальных  занятий в ДОУ: разработка картотек дыхательных, певческих и  артикуляционных. Помимо картотек можно использовать наглядные пособия, презентации позволяющие детям посмотреть  правильное исполнение тараторки и др. певческие упражнения.

Как результат деятельности по использованию здоровьесберегающих  технологий- привычные занятия становятся полезными, оценить полученный  результат  можно путем анализа карт психолого - педагогического сопровождения развития детей при проведении педагогического мониторинга. С помощью анализа   данных    карт  становится возможным отследить  динамику развития эмоционального благополучия ребенка.

При реализации здоровьесберегающей певческой технологии на музыкальном занятии, музыкальному руководителю отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для оздоровления дошкольников.

 

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.  ФГОС ДО

2. ФЗ 273

3. САНПИНЫ 2013

4. Н.Е.Веракса ,Т.С.Комарова,М.А.Васильевой МОЗАЙКА - СИНТЕЗ. - 2014. 368с. «От рождения до школы»

5. М.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду

6. Шибаева Т.В.» работа над дикцией и артикуляцией у детей дошкольного возраста»

7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», М., Просвещение,1981г.

8. Ветлугина Н.А. «Развитие слуха и голоса у ребенка 5-7 лет в процессе обучения пению», М

9. Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре», М.,1967г.

10.  Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».

11. Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры»

12. Левидов.И.И «Детское пение и охрана голоса детей».

13. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., Прометей,1992г.

14. Щетинин М.Н.-Айрис-пресс,2007 Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.

15. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»,просвещение,1985г.

.  .  .