Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование изотерапии в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Дата публикации: 2018-12-04 21:02:03
Статью разместил(а):
Матюхина Татьяна Викторовна

Использование изотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Автор: Матюхина Татьяна Викторовна

МДОУ «Д/с № 103», г. Ухта

 

В детском саду № 103 компенсирующего вида воспитателем я начала работать с 9 февраля 2017 года. Наш детский сад для детей с задержкой психического развития и сложными дефектами развития.  

Сложность заключается в том, что все воспитанники уникальны, к каждому надо найти свой ключ к пониманию их потребностей, желаний, возможностей, особенно, когда им недоступен вербальный способ общения.

Помню свои первые занятия. Один из детей лег на пол, другой начал кричать, щипаться, говоря своим поведением «не хочу», третий старался быстро все сделать и, бросив работу, бросился наутек к любимым игрушкам, несколько детей  не понимали словесных инструкций. Что бы вы чувстовали на моем месте? Через две недели мне хотелось уйти: не могу, не получается, не хватает сил. Но не смогла,  почувствовала, что нужна им, чтобы понять, принять их такими, какие они есть, и помочь освоиться в этом непростом для них мире.

Итак, проблематика  моей работы в психологических особенностях моих детей: они быстро утомляются, теряют интерес к занятиям, неусидчивы, (вот в чем заключалось их «не хочу»)  имеют слабо развитую мелкую моторику (а это их «не могу»),  не верят в себя, имеют слабую мотивацию к образовательной деятельности ( поэтому они говорили « не нравится»).   Изучая различные методики, я пришла к выводу, что наилучшим способом для решения имеющихся проблем является изотерапия.

Изотерапия - -это лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства, в первую очередь рисования, при котором ребенок получает возможность выразить себя, избавиться от  негативных переживаний, развивать свои творческие способности.

Одной из основных задач ФГОС является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 

Изотерапия - завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает. А дети никогда не бросят занятие, которое увлекает их.

Благодаря изотерапии развивается внимание, усидчивость, повышается самооценка,  создается ощущение психологического комфорта, радости, успеха, развивается мелкая моторика.

Изотерапия предполагает индивидуализацию при  выборе материалов и способов рисования в  соответствии с особенностями развития ребенка. Дает возможность сочетать разные  техники в одном занятии.

Например, более простые техники рисования: пальчиками, ладошками, точечные рисунки ватными палочками,  штампинг,  тычки жесткой полусухой кистью,  пластилинография- и  более сложные: рисование мазками, петельками, монотипия, набрызг,  фроттаж, граттаж,  мокрая акварель, рисование солью, крупой.

По результатам педагогического наблюдения, критерии которого были разработаны рабочей группой нашего учреждения в области «художественно-эстетическое развитие»  произошли положительные изменения практически у всех воспитанников. Если на начало 2016-2017 учебного  года количество воспитанников с низшим и низким уровнем  развития составляло 50 % от общего количества. Ни один ребенок не показал высокого уровня развития, то к концу 2017-2018 учебного года только два ребенка  показали низкие результаты, увеличилось количество детей, достигших среднего уровня и  высокого уровня.

К положительному результату своей работы могу отнести повышение интереса детей к НОД, развитие мелкой моторики. Дети испытывают положительные эмоции, радуются своим успехам и успехам друзей. С какой гордостью они показывают свои работы родителям. Взрослые  не остаются равнодушными, и в их конкурсных работах я вижу те приемы, техники, которые мы используем с детьми на занятиях.  Большой запас творческих работ детей позволяет участвовать в различных конкурсах.

 

Тематическое планирование:

Дата

Занятие

Программное содержание

Техника

Октябрь

1

 «Разноцветная осень»   ( № 17-48 Лыкова)

 учить изображать листья ватными палочками с изменениями частоты и размещения пятен, чувство цвета и ритма

Рисование ватными палочками

 

2

 «Береза»  (№ 5-17 Колдина)

 учить выкладывать силуэт дерева из колбасок, тонкие, гибкие, лепить мелкие детали – листья и украшать дерево

Пластилинография

 

3

«Осенний лес»     ( № 14-42 Лыкова)

 

учить изготавливать оттиск осенними листьями, чтобы создавать ровные непрерывные линии, развивать умение  подбирать цвета осени, создавать новые оттенки путем смешивания

Оттиск

 

4

«Яблочки» ( № 14-42 Лыкова)

учить изображать предметы путем печатания при помощи природного материала, учить создавать композицию, правильно подбирать цвет

Печать

Ноябрь

5

«Лисичка» 

передавать в рисунке образ лисы, форму тела, головы, хвост и другие характерные особенности 

Трафарет

 

6

«Лошадь» (Дымковская игрушка)

 

закреплять знания об особенностях дымковской игрушки, учить изображать домашнее животное, характерные особенности: грива, хвост, длинные ноги,  использовать технику намазывания

Пластилинография

 

7

«Цыплята» (Колдина Д.Н. № 35-44)

учить передавать характерные особенности птицы, составлять композицию

Метод тычка

 

8

 «Мишка – лежебока» (Д.Н. Колдина № 34-43)

Развивать восприятие объёма.

Штриховка петелькой

Декабрь

9

 «Белая береза»

(пейзаж)

совершенствовать технические умения: рисование мелом, гуашью

Сочетание разных средств изобразительности

Февраль

10

Машины

Развивать умение аккуратно закрашивать изображение

Рисование солью, пшеном, манной крупой

 

11

«Золотая хохлома» (стр. 26-66 Лыкова) Цель:

Рисование: развивать умение использовать разные изобразительные техники

Рисование кистью и ватными палочками

Март

12

«Лампа»

развивать воображение, творчество, выбирать красивые работы

Техника монотипии

 

13

«Золотая рыбка» (Колдина № 18 – 28)

развивать художественные способности

Рисование мазками

Апрель

14

« Весеннее небо» И.А. Лыкова (№ 77 -168)

отображать в рисунке весенние впечатления, развивать творческие способности

Техника по мокрому

 

15

«Утиное семейство »

 (№ 10 -34,   Лыкова )

развивать чувство формы и пропорции

Рисование мазками

Май

16

«Фантастические цветы»

(Лыкова № 59 -132)

развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс)

Фроттаж

 

17

«Цветы луговые» (панорамная композиция)  (№ 40-49 Колдина )

развивать пространственное мышление и воображение

Использование разнообразных техник

 

18

«Насекомые»

(Лыкова № 88 - 190)

совершенствовать изобразительную технику на камнях

Рисование на камне

 

19

«Чем пахнет лето?» (Лыкова № 96 – 206)

инициировать поиск адекватно-выразительных средств

Использование разнообразных техник

.  .  .