Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Констукт интегрированного занятия по лексической теме "Осень. Признаки осени"

Дата публикации: 2018-12-04 20:31:43
Статью разместил(а):
Матюхина Татьяна Викторовна

Конструкт интегрированного занятия по лексической теме

«Осень. Признаки осени»

Автор: воспитатель Матюхина Татьяна Викторовна

МДОУ «Д/с № 103»

 

Цель: развивать творческие способности ребенка в создании пейзажной композиции.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания о сезонных изменениях;

- расширить представления детей об изобразительных средствах, познакомить с одним из способов рисования «штампинг»;

- дать объяснение природному явлению: изменение цвета листьев осенью;

- закреплять навыки работы с гуашью;

- закреплять навыки в создании композиции по замыслу;

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие, мышление, наблюдательность, умение обобщать, анализировать,

Воспитательные:

- развивать чувство сопереживания, отзывчивость.

- формировать навык сотрудничества, взаимодействия;

- воспитывать художественный вкус, умение выполнять работу аккуратно;

- воспитывать эстетическую увлеченность, желание создавать прекрасное.

 

Возрастная группа: 6-7 лет.

Форма организации: подгрупповая.

Материалы к занятию: музыка А.Вивальди «Времена года» (Осень), презентация «Осень в картинах русских художников», экран, проекционный аппарат,  компьютер, художественная литература: Андрей Болонский « В лесу», И.А. Бунин «Листопад», карточки с изображением признаков осени, презентация иллюстраций с признаками осени, корзина с осенними листьями, мольберт–фланелеграф, изображения из фетра: лист, солнце, туча.

Гуашь красного, зелёного, жёлтого, цветов для каждого ребенка,  поролоновые валики, спонжи, губки, пальчиковые краски, заготовки животных, грибов, фломастеры, карандаши, ватные палочки, влажные салфетки, скатерть, ватман с изображением ствола дерева, клей-карандаш,

№ п/п

Этап деятельности
(алгоритм)

Действия, деятельность педагогов

Действия, деятельность детей, выполнение которых прививает к достижению запланированных результатов

Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры)

1

Предварительный этап (психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта). Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Дети и воспитатель заходят под песню про осень.

Здравствуйте, ребята!

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы,  пока будете слушать, подумайте, о каком времени года  в нем говорится.

 

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и румян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

Правильно, сегодня мы с вами поговорим об осени? Но сначала поиграем в осень.

Осенью листочки

Падают, кружатся

И на землю тихо

Медленно ложатся.

Золотое солнышко.

Спряталось за тучку,

Как оно появится,

Мы помашем ручкой.

Приветствие детей. Создание благоприятной эмоциональной обстановки  Побуждать детей вступать в диалог, сосредотачивать внимание, проявлять эмоциональную заинтересованность. Помочь детям снять эмоциональную напряженность, скованность, закрытость

В группе создан благоприятный положительный настрой Дети адекватно проявляют свои чувства, чувствуют себя спокойнее, готовы к  взаимодействию.

2

Мотивационно-побудительный

Педагог побуждает, детей к творческой деятельности, используя проблемную ситуацию

Ребята, по дороге в детский сад я встретила Осень. Она плакала и говорила, что больше не хочет приходить к людям, потому что ее никто не любит, а только все ругают. То холодно, то дождь идет, то солнышка не хватает.

Я пообещала Осени, что мы все обязательно расскажем  и покажем Осени, что мы ее любим и ждем.

Ребята, а вам нравится осень?

Дети рассматривают иллюстрацию плачущей Осени, выражают эмпатию, рассказывают о своих чувствах и эмоциях.

Дети учатся выражать сопереживание, сочувствие герою; возникает желание помочь.

3

Содержательно-операционный

Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали свои проблемы

Вспомним, какие изменения в природе происходят осенью? Для этого я приглашаю вас в игру.  Я раздам карточки. На карточках изображены признаки осени. Будьте внимательны. Если на экране появилась ваша картинка, поднимите руку и опишите, что происходит осенью?

За что же мы можем полюбить Осень?

А знаете, почему я люблю Осень? Она сказочно красивая и разноцветная.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. 

А почему Осень называют золотой?

Какие они? (желтые, зеленые, красные, бывают и разноцветные: желто-зеленые, желто-красные, красно-зеленые)

А вы когда-нибудь задумывались, почему осенью так много разноцветных листьев?

Заготовка листа (красного или желтого ) на мольберте

В каждом листике есть разноцветные краски: зеленые, желтые, красные. Цвет листка зависит от того, каких красок  в нем больше. Весной и летом, когда солнышко согревает землю  (появляется картинка солнышка) зеленых красок больше, поэтому листья кажутся нам только зелеными. А на самом деле, и желтый, и оранжевый цвет в них есть всегда. Давай раскрасим наш листик? (Вместе с детьми цепляем зеленые кусочки фетра, покрывая весь листик зеленым).

Но вот появилась осенняя туча, она спрятала солнышко. Дни стали короче. И зеленая краска перестала вырабатываться в листьях, и она стала исчезать.(Снимаем зеленые пятнышки с листочка)

Ну вот, наступила осень, и листик наш пожелтел …

Объяснить правила игры, организовать обсуждение, того, что изображено на иллюстрациях, побуждать детей давать полные ответы, быть внимательными

Организовать обсуждение возникшей проблемы, для этого от ребенка требуется наблюдательность, умение самостоятельно принимать решение в возникшей проблемной ситуации, взаимодействовать с педагогом и сверстниками

Дети знакомятся с картинами русских художников под музыку А.Вивальди «Времена года» , слышат стихотворение И.А. Бунина «Листопад»

 

Выслушиваю ответы детей.  Вместе обсуждаем.

 

Включение в занятие элемента исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к явлениям окружающего мира, побуждение детей становиться участниками необычайного явления природы, вовлекать в процесс совместной деятельности

 

Дети проявляют желание решить проблему, активно включаются в процесс мыслительной деятельности, учатся принимать собственное правильное решение, опираясь на свои знания и умения, обобщать, делать вывод.

 

Проявляют интерес к прекрасному, учатся видеть красоту в искусстве, проявляют желание самому создать красоту осени.

 

 

 

Дети интересуются содержимым,  рассматривают заготовленные листья

 

Обсуждают, анализируют, сравнивают листья

 

Дети получают знания о таком природном явлении, как изменение окраски листьев, взаимодействуют со сверстниками и педагогом.

4

Ценностно-волевой

Педагог предоставляет возможность обсудить, найти конструктивное решение для совместного сотрудничества детей, вовлекает в совместное планирование при создании композиции

Когда я уходила, Осень дала мне корзинку. Но я еще не успела посмотреть, что в ней.

Осень не зря нам их дала. Как мы можем осени показать, что она красивая.  Посмотрите, что у нас тут есть? Дерево. А оно красивое? Что здесь не хватает? Разноцветных листьев. Как вы думаете,  Осень очень обрадуется, когда увидит, как красиво мы нарисовали это дерево. (раскладываю листья)  

Видео физкультминутка

Осень, осень, непогода,

Листья по ветру летят,

Лужи прямо у порога,

Мокнут ножки у ребят.

Кап-кап-кап – стучится осень

Мелким дождиком в окно,

Ветер пестрый лист уносит,

Стало сыро и свежо. 

Сейчас только кисточки достану.

(Ищу и не могу найти кисти, расстроенно говорю:)

Ребята, что делать, я забыла кисти, чем же мы нарисуем дерево? (выслушиваю варианты)

-  Приглашаю детей подойти к расстеленной на полу скатерти. Определяю место каждому ребенку. Объясняю,  что для каждого оттенка  краски должен быть свой инструмент. Обращаю внимание, что во время работы дети могут воспользоваться влажными салфетками. Приступаем к работе, показываю, как можно нанести краску на обратную сторону листа, Объясняю, что можно использовать разные краски для нанесения, лист получается красивее.

Организация «сюрпризного» момента, с целью мотивировать детей к дальнейшему решению возникшей проблемы

 

Расширять представления об изобразительных средствах, вызывать желание попробовать прием рисования «штампинг»

 

Развивать желание делать свою работу аккуратно, красиво, дать возможность детям познакомиться с методами цветосмешения, увидеть результаты эксперимента с цветом.  Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать умение действовать в команде.

Дети обобщают свои представления об изобразительных средствах, 

закрепляют навыки создания коллективной композиции, учится правильно наносить краску, доводить начатое дело до конца.

Видят результаты своего труда, понимают,  как можно смешивать краски, учатся договариваться при выполнении совместной работы

5

Рефлексирующий

Педагог выражает признательность детям.

Ребята, вам понравилась наша картина? Я думаю, она и Осени понравилась. Давайте проверим.

 А что мы с вами сегодня делали? (рисовали листьями) А вы знаете, как называется этот способ? (печатанье)

Анализ деятельности педагогом, самоанализ детей.

На экране  появляется фото улыбающейся Осени.

Дети выражают своё мнение о созданной картине, отмечают, что получилось особенно хорошо 

6

Подведение итогов

Педагог поддерживает детей.

А как вы думаете, что можно еще напечатать листьями? (бабочку, птицу, цветок)  Что вы расскажете дома о нашей картине или занятии?

Побуждать детей анализировать свой опыт, делиться им с окружающим, применять в жизни.

Дети делятся своими впечатлениями, полученными знаниями, идеями о том, как можно применить полученные навыки

.  .  .