Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методологические основания системы разработки и реализации муниципальной программы развития образования

Дата публикации: 2017-09-27 12:24:13
Статью разместил(а):
Скворикова Светлана Анатольевна

Методологические основания системы разработки и механизмов реализации муниципальной программы по развитию образования

Автор: Скворикова Светлана Анатольевна

Магистрант Московского финансово-юридического университета МФЮА,

Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

 МБДОУ ЦРР- д/с №1 «Рябинка» города  Пущино Московской области

 

Аннотация.

Данная статья посвящена обзору публикаций и  научной литературы  , посвященной вопросам правового регулирования применения программно-целевых инструментов  муниципального управления применительно к образовательным организациям в местном самоуправлении. 

Ключевые слова: программно-целевые методы, системы функционирования местного самоуправления, проблемы управления качеством образования.

 

Teoretiko–methodological bases of system development and mechanisms of realization of the municipal program for development of education

Skvorikova S. A.
Undergraduate,
Moscow financial and law University MFUA
Deputy head of educational-methodical work
MBDOU CRR - d/s n 1 Ryabinka city Pushchino Moscow region

Abstract.

This article is devoted to review of publications and scientific literature devoted to issues of legal regulation of the use of the special purpose tools of municipal management in educational organizations in local government.

Keywords: program-target methods, the system of functioning of local self-government, the problems of quality management of education.

На современном этапе развития российской  государственности, современного состояния  российской  экономики, развития социальной сферы в государстве ключевое значение приобретают тенденции изменения системы образования на всех уровнях и ступенях образовательной системы страны. Взаимодействие всех участников управления образованием является значимой задачей органов власти и управления. В настоящее время развитие образования в целом,  образовательных организаций, правового регулирования деятельности образовательных организаций,   унификация  организационных механизмов, формирование общероссийского информационного единства способствуют переходу к качественно новому этапу образовательной деятельности, государственной  системы управления образованием, характеризующемуся глобализацией социальной  жизни. Особую актуальность данным проблемам придает создание преемственности в государственной системе образования. Также весьма важным является необходимость глубокого анализа использования инструментов государственного управления социальной сферы, выявление сильных и слабых сторон проводимых реформ социальной сферы,  возрастающей роли применения программно-целевых методов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.  

Несмотря на совершенствование инструментария  государственного управления  различной природы, диспропорции и неравномерности развития социальной сферы сохраняются, что указывает на несовершенство сегодняшней модели организационного механизма управления  системой образования страны и приводит к интенсификации выявления  тенденций   многоаспектности проблем реформирования образовательной системы государства. Необходимо отметить, что регулирование системы образования относится к вопросам совместного ведения федеративного центра и субъектов РФ. Каждый из региональных  центров обладает собственной  значимой сферой управления, а значит влияния, в тоже время остаются нерешенными вопросы регулирования на муниципальном уровне, а также внутренне противоречия в образовательных организациях различных организационно-правовых форм. Особую проблему составляет необходимость рассмотрения возможных сценариев развития дошкольного и школьного образования на ближайшую экономическую перспективу, анализа вероятных изменений в социально-экономических  реалиях, а также прогнозирования и оценки места образования   в социальной инфраструктуры. Весьма существенной задачей также является формирование приоритетного плана действий для образовательных организаций в области правового регулирования международных экономических, политических и социокультурных отношений, который позволил бы России стать полноправным субъектом и одним из ведущих центров образовательной деятельности.

В силу своей актуальности вопросы, связанные с местом и ролью представительных органов местного самоуправления в системе народовластия исследовались достаточно широким кругом представителей различных научных дисциплин – истории, политологии, социологии, теории управления, юриспруденции. Отечественная и зарубежная правовая наука содержит обширный материал, раскрывающий отдельные вопросы функционирования представительных органов на местах. Однако специальных, комплексных исследований в этой области регулирования вопросов образования на сегодняшний период незначительны, т.к. большая часть трудов, в той или иной степени касающихся проблемы определения места представительных органов местного самоуправления в системе публичной власти муниципального образования - это работы, анализирующие лишь отдельные вопросы, связанные с правовым статусом названных органов - правовым обеспечением их функционирования, компетенцией, ответственностью, организационной структурой.

В публикациях научно-практических исследований  постсоветского периода при  рассмотрении в целом системы функционирования местного самоуправления затрагивались некоторые аспекты правового статуса и деятельности представительных органов местного самоуправления, в частности, в работах: Н.С. Бондаря, Е.М. Ковешникова, И.И. Овчинникова, А.А. Уварова, В.И. Фадеева - при исследовании проблем соотношения института местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации; Ю.М. Алпатова – при рассмотрении организации местного самоуправления в городах федерального значения; Н.А. Антоновой, Т.С. Масловской – применительно к правотворчеству органов местного самоуправления; В.А.       Баранчикова, А.А. Сергеева,  – при исследовании конституционно-правовых аспектов и правовых проблем становления и развития местного самоуправления;  Р.Б. Булатова – в связи с рассмотрением проблем реализации муниципальной власти; Т.М. Бялкиной - применительно к компетенции муниципальных  органов; Н.Н. Черногора - относительно их правовой ответственности; М.Ю. Дитятковского - применительно к нормативному правовому регулированию наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; Н.Л. Пешина – в связи с эволюцией конституционной модели местного самоуправления в последние годы; С.Г. Соловьева – при исследовании системы публичных институтов муниципального права; Е.С. Шугриной - через призму гарантий права на местное самоуправление; Н.С Тимофеева - при анализе основ и пределов местного самоуправления в России. В  диссертационных исследованиях  Ю.О. Богер, В.И. Голованова, В.И. Емешова, М.И. Семенова, И.И. Худобина, А.А. Юсупова и других рассматривались вопросы становления правового статуса представительных органов местного самоуправления, их полномочий, механизма формирования и организации деятельности.

В последние годы отдельные аспекты института представительного органа местно­го самоуправления в России нашли свое отражение в научных работах И.В. Бабиче­ва, О.В Берга, И.В. Выдрина, Л.В. Гильченко, А.А. Замотаева, Н.А. Игнатюк, Н.В. Постового, В.В. Пылина. В.А. Сивицкого, В.А. Черникова, В.А. Ясюнаса и ряда дру­гих ученых.

Разработка проблемы управления качеством образования в научных исследованиях ведущих ученых России - В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, B.C. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.А. Караковского, В.А. Качалова, В.Г. Кинелева, Б.Б. Коссова, М.М. Поташника, Л.Л. Редько, Н.А. Селезневой, В.М. Соколова, А.И. Субетто, Ю.А. Тихомирова, Е.А. Ямбурга осуществлялась в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; единство системы обучения и качества образования; формы и способы эффективного взаимодействия средней и высшей школы для достижения фундаментализации образования и его качества; факторы, обусловливающие высокое качество образования; рыночная среда и качество образования; механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования; система управления качеством образования и др.

Вместе с тем,  избранная тема исследования отдельно в научной литературе, посвященной вопросам правового регулирования применения программно-целевых инструментов  муниципального управления применительно к образовательным организациям в местном самоуправлении, не освещалась. В научных трудах и в диссертационных работах, как и в монографических исследованиях современного периода, отсутствуют работы, комплексно исследующие проблематику в более широком аспекте места и роли представительных органов в системе управления образованием  и  применения программно-целевых методов в реформирования образовательных организациях. 

Несмотря на наличие значительного количества исследований, посвященных различным аспектам образовательной деятельности  в государстве, их взаимосвязанности в условиях реформирования, анализ как российских, так и зарубежных научных источников позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей разработки проблематики, связанной с разработки методики применения программно-целевых инструментов  государственного управления. Недостаточно проанализированным остается анализ и оценка применения программного целевого подхода к деятельности органов местного самоуправления и сотрудничества между региональными и местными органами власти и управления, роль социально-политических взаимодействий и влияние стратегических программ социально-экономического развития регионов на  региональные социально-экономические процессы.

 

Библиографический список:

1.    Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами / Под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. – М.: Либроком, 2009 – 264 с.

2.     Волобуева Л.М., Кузнецова Е.Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения. М.: Высшее образование, 2012

3.    Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. - Н.Новгород, ВВАГС, 2009. - 552 с.

4.    Воробьев С.В. Основы управления образовательными системами: Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

5.    Днепров Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы, М.: Юнити, 2007. – 332 с.

6.    Управление образовательными системами : учеб. пособие / сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. - Балашов: Издательство «Николаев», 2009

 

.  .  .