Конспект занятия "Приключения утенка или как утенок окружающий мир познавал"
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
«Приключения утенка, или как утенок окружающий мир познавал»
Авторы: Переберина Лилия Владимировна
Миронова Елена Владимировна
Жабина Ольга Александровна
Наумова Ирина Владимировна
МБДОУ Детский сад № 48 Пчёлка г. Тамбов
Программное содержание:
1. Закрепить и продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: аудиозапись запись со звуками природы, птичьего двора; иллюстрации: пчел, цветов, солнца, тучки, забора; для опытов: таз с водой, кувшинки из бумаги, литровая банка с горячей водой, лед, крышка с отверстиями; магнитная доска, магниты, фланелеграф, картинки утка с утятами.
Ход занятия
Звучит музыка (фоном)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие, которое называется «Приключение утенка». Устраивайтесь поудобнее приключение начинается.
Звучит музыка со звуками птичьего двора.
Воспитатель приклепляет на фланелеграф изображение утенка : на одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень озорной, любопытный, везде совал свой нос.
Озорной утенок Уть
Не желает отдохнуть.
То он лапкой чистит брюхо,
То он клювом ловит муху,
То заблудится в саду,
То бежит нырять в пруду,
То вдруг спрячется за будку,
Напугает маму-утку
Или стащит червяка
У соседа Индюка.
Строгий дядя Петушок
Запер Утя на замок,
И теперь хоть пять минут
Все спокойно отдохнут!
Звучит музыка со звуками «восхода солнца, природа просыпается, утро»
Воспитатель: Однажды утенку захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, (выкладывает на фланелеграф изображение забора) и он пошел открывать мир.
Утенку интересно все на свете!
Он хочет знать, откуда взялся ветер,
Куда плывут по небу сонно тучки?
Вопросов масса есть у почемучки.
Выйдя за забор, утенок увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начинало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1 «Вода".
Звучит музыка звуки природы «Вода»
Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Заготовка к эксперименту: из бумаги вырежьте цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
Воспитатель: ребята, посмотрите у меня в руках кувшинки. Но они закрыты, еще не распустились, может их надо положить в воду?
Подводит детей к столу на котором стоит таз с водой и предлагает взять детям по цветку и опустить их в воду. Дети опускают цветы в воду и наблюдают, что с ними происходит. Цветы начинают распускаться.
Воспитатель: дети, почему они стали распускаться? (ответы детей)
Я вам расскажу секрет, лепестки цветов распустились, потому что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Запомнили, почему лепестки распускаются? (ответы детей)
Воспитатель: обращает внимание детей на утенка.
- посмотрел утенок на кувшинки, полюбовался и отправился дальше познавать мир.
Звучит музыка звуки природы «Ветер»
Но тут подул ветер и на небе появились тучки. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение тучек.
Звучит музыка звуки природы «Дождь»
Пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под деревом. А нам ребята нужно вспомнить откуда берется дождь. Давайте попробуем рассказать все по порядку. Я говорю начало предложения, а вы продолжаете. (воспитатель сопровождает свой рассказ изображениями на фланелеграфе).
- Солнце … нагревает землю
- Вода … испаряется
- Вода … превращается в пар
- Пар … собирается в облака
- Облака … в тучи
- Тучи не выдерживают много воды, и идет … дождь.
Молодцы! Чтобы наш друг утенок не испугался дождя, нужно показать, как образуется дождь.
Опыт № 2.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее блюдцем и еще мне надо положить лед сверху на блюдце.
Воспитатель обращает внимание детей, как образуется «дождик» в банке.
- Ребята у нас в баночке идет дождик. А как вы думаете почему? (лед начинает таять и стекать по стенкам банки). Горячая вода испаряется и в виде пара поднимается вверх, вверху соединяется с холодным воздухом и капельками вода стекает вниз.
Прошло немного времени и дождик закончился …
Солнышко красно, гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освяти,
Чтоб природе
Зеленеть, цвести, расти!
Звучит музыка звуки природы «Радость пробуждения».
Воспитатель: снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше познавать окружающий мир. После дождя песок намок и утенок заметил , что на нем остаются следы. И удивился. Кто это оставляет следы на песке?
Опыт № 3.
Заготовка к эксперименту: отпечатки следов из пластилина и дерева.
- Ребята посмотрите перед вами две емкости с песком. В одной емкости сухой песок, давайте его рассмотрим он (сыпучий, сыплется струйкой), а в другой мокрый, какой он? (его нельзя сыпать струйкой, зато он может принять любую нужную форму. Давайте угадаем, чьи это следы? (утенка, кота).
Воспитатель предлагает поучаствовать в эксперименте, оставить следы на мокром песке. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Звучит музыка звуки природы «Луг, жужжание пчел».
Воспитатель: а тем временем, наш любознательный утенок продолжает свое путешествие, шел он, шел и вышел на огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. Над цветами кружились и жужжали пчелы.
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску.
- Ребята, а на нашем лугу есть пчелы? (нет)
- А давайте, посадим и мы пчелок на наши цветы.
(раздает детям пчел)
- Ребята, обратите внимание, на наших пчелках прикреплен магнит. А у нас два цветка. Один бумажный, а другой железный. Давайте попробуем прикрепить пчел на бумажный цветок и на железный.
Делаем вывод магнит притягивает к себе железо.
Звучит музыка звуки природы «Наедине с природой».
Воспитатель: Ребята, очень утенок устал за время своего путешествия, и решил вернуться домой на птичий двор. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у него остались к нам вопросы:
1. Почему распускаются кувшинки?
2. Почему образовались капельки воды?
3. Почему остались следы на мокром песке? А на сухом нет?
4. Почему пчелы летят на цветы?
- Ребята, поможем ответить утенку на вопросы? (ребята отвечают на вопросы)
- Ребята, утенок благодарит вас, за то что вы помогли ему с ответами на вопросы. И дарит вам всем медальоны с его изображением.