Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Картотека звуковых дыхательных упражнений

Дата публикации: 2018-11-07 12:18:14
Статью разместил(а):
Горбунова Любовь Викторовна

Картотека звуковых дыхательных упражнений 

"Рифмовки-тренировки"

Авторы: Клюшенкова Т.В., Целибеева Л.В.,

Вагина А.В., Горбунова Л.В.

 

Звуковая дыхательная гимнастика для дошкольников

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости  организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма.

"Нос - как сени дома. Какие сени, таков и дом" - любила говорить знаменитый хирург, профессор-отоларинголог Загорянская Марина Евгеньевна. Действительно, при нарушении носового дыхания наши легкие не заполняются полностью воздухом, а ведь в легких происходит насыщение кислородом крови, которая затем доставляет его всем органам. И если дыхание неполноценно, то кровь бедна кислородом. Особенно негативно это отражается на детях, развитие которых при нарушенном дыхании замедляется, нарушается работа всех органов и систем, отсюда идет кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. При дыхании ртом наружный воздух, непосредственно поступая в лежащие ниже пути, не подвергается должной обработке. В результате может поступать воздух несоответствующей температуры, насыщенный всевозможными пылевыми частичками и микробами. Все это проникает в дыхательные пути.

Значительную роль в развитии органов дыхания  играет дыхательная гимнастика. Существует несколько методик дыхательной гимнастики: Б.С.Толкачёва, А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко. Все они подходят как для детей, так и для людей пожилого возраста. Но все эти методики требуют осознанного выполнения упражнений; специальной подготовки и заучивания.

Педагогическим коллективом МБДОУ "Детский сад № 94" разработана звуковая дыхательная гимнастика для детей 3-7 лет на авторские стихи инструктора по физкультуре Клюшенковой Т.В.

Цель данной разработки - повышение общего жизненного  тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости детского организма к простудным заболеваниям, посредством звуковых дыхательных упражнений.

Задачи: развивать дыхательную мускулатуру детей, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

Звуковая гимнастика, представляет собой короткие стихотворные тексты, или как мы их называем "Рифмовки-тренировки". Они просты по содержанию, легко запоминаются, ребенок не подозревает о том, что он выполняет упражнение. Для ребенка это игра. Всё происходит произвольно, без излишней дидактики. Их проведение не требует специальной подготовки, определенного времени, места и могут проводиться с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста как индивидуально, так и со всей группой.

Комплекс звукового дыхания повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Таким образом, хорошо функционирует вся легочная система, и организм лучше выполняет свои защитные функции.

Звуковая дыхательная гимнастика в детском саду проводится для предупреждения и профилактики таких заболеваний, как ОРВИ, ОРЗ, бронхита, а также для увеличения объема легких. Она проводится во время утренней гимнастики, на прогулке, на физкультурных занятиях, включается в комплексы гимнастики после дневного сна. Для большего эффекта можно некоторые игры проводить в домашних условиях, которые будут полезны и интересны как для ребенка, так и для родителей.

Целесообразно проводить гимнастику после физических нагрузок, требующих усиленного притока кислорода, чтобы нормализовать и восстановить дыхание.

Дыхательная гимнастика особенно актуальна для детей с ослабленным иммунитетом, частоболеющих, имеющих туберкулезную интоксикацию. Такие дети, как правило, имеют 2-ю и 3-ю группы здоровья и слабо развитые легкие.

В рифмовках-тренировках заранее заложен способ выполнения упражнения, определена длительность, сила вдоха и выдоха. Звуковые дыхательные упражнения носят в основном подражательный характер, т.к. главная роль принадлежит взрослому: он задает темп проговаривания, силу голоса, регулирует силу и длительность выдоха, его начало и конец. Необходимо отметить значимость поддержки интереса детей к выполнению дыхательных упражнений. Звуковая дыхательная гимнастика проводится в образно – игровой форме.  

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать сказочную, волшебную атмосферу.

Любую дыхательную гимнастику следует начинать с меньшей дозировки и  с упрощённой формы выполнения, чем и является звуковая дыхательная гимнастика. Это дает нам возможность заниматься дыхательной гимнастикой уже с младшего дошкольного возраста. Дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений.

Нагрузка растет постепенно за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. Необходимым условием является чередование нагрузки с отдыхом.

Условно звуковую дыхательную гимнастику мы разделяем на виды:

1. Рифмовки-тренировки

2. Имитационная.

3. Гимнастика "настроения" (авторы Клюшенкова Т.В., Целибеева Л.В.).

При подборе и проведении звуковых дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не акцентировать внимание на вдохе, так как перебарщивание вдоха может привести к зажиму внутриглоточных и других групп мышц  и перенасыщению организма кислородом.

2. Длительность выдоха наращивается постепенно.

3. Нагрузка регулируется количеством выполняемых упражнений.

4. Упражнения выполняются спокойно, без крика.

5. Учитывать сложность упражнений для детей разного возраста.

6. Учитывать степень влияния упражнений на дыхательную мускулатуру.

 

Картотека звуковых дыхательных упражнений "Рифмовки-тренировки"

Цель: повышение общего жизненного  тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости детского организма к простудным заболеваниям, посредством звуковых дыхательных упражнений 

Задачи: развивать дыхательную мускулатуру детей, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких. 

Возрастная адресность: дошкольный возраст

 

Зоопарк

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

В зоопарке день-деньской

Очень-очень непростой.

Просыпается с утра

Вся звериная семья.

Просыпается,  кричит,

Завтрак просит, не молчит.

Ходьба по кругу или на месте. Каждый шаг соответствует слогу

Рано-рано поутру

Слышно всем:

Ходьба с высоким подниманием колен. Легкие махи руками вверх-вниз.

Ку-ка-ре-ку!

Длинный плавный выдох

Курочки-пеструшки,

Крикливые подружки,

Ходят по дорожке,

Собирают крошки: 

Сидя на корточках, на каждый слог касаясь указательным пальцем колен.

Ко-ко-ко-ко!

Короткий отрывистый выдох на каждый слог

Тигры тоже не молчат,

Недовольно так рычат:

Стоя на месте, поочередное движение рук вперед (когти тигра)

Р-р-р-р!

Раскатистый звонкий длинный выдох

Мишки завтракать хотят,

Вперевалочку спешат: 

Ходьба по кругу или на месте, переваливаясь с ноги на ногу

Топ-топ-топ!

Отрывистый спокойный выдох

Слон качается, трубит,

Просыпайтесь, кто здесь спит?

Стоя на месте. Левая рука за спиной, правая вытянута вперед. Раскачивающие движения тела вперед-назад с ноги на ногу

У-у-у-у!

Длинный  протяжный выдох

А козлята-крошки мечутся

У плошки …

Легкий бег на носках вокруг себя

Ме-ме-ме !

Выставить "рожки "  наклоняя голову вперед. Длинный вибрирующий выдох

Ежик листями шуршит,

Недовольно так фырчит… 

Стоя, выгнув спину, руки опущены вниз

Фр-фр-фр!

Резкий отрывистый выдох на каждое звукосочетание.

 

Лягушки

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

Мы - веселые лягушки

Стоя, полуприседания в такт стиха, руки согнуты в локтях перед собой  пальцы широко расставлены

ква-ква-ква,

Короткие выдохи с наклоном вправо и влево

Мы резвимся как подружки

Стоя, полуприседания в такт стиха, руки согнуты в локтях перед собой  пальцы широко расставлены

ква-ква-ква,

Короткие выдохи с наклоном вправо и влево

Любим нежить свои спинки

Стоя, полуприседания в такт стиха, руки согнуты в локтях перед собой  пальцы широко расставлены

ква-ква-ква,

Короткие выдохи с наклоном вправо и влево

Что блестят у нас как льдинки

Стоя, полуприседания в такт стиха, руки согнуты в локтях перед собой  пальцы широко расставлены

ква-ква-ква,

Короткие выдохи с наклоном вправо и влево

Не под солнцем жарким днем

Стоя, полуприседания в такт стиха, руки согнуты в локтях перед собой  пальцы широко расставлены

ква-ква-ква,

Короткие выдохи с наклоном вправо и влево

А под тепленьким дождем

Стоя, полуприседания в такт стиха, руки согнуты в локтях перед собой  пальцы широко расставлены

ква-а-а-а!

 

Лежа на животе, руки согнуты в локтях под подборотком, пальцы сжаты в кулаки. Длинный протяжный выдох

 

Музыкальные инструменты 

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

Барабанов громкий стук

Все услышали вокруг

Маршевая ходьба по кругу или месте. Имитируя указательными пальцами игру на барабане

бом-бом, бом-бом.

Отрывистый выдох на каждый слог  (звук в нижнем регистре)

Слышишь,  дудочка дудит

Стоя или сидя, имитируя игру на дудочке

ду-ду- ду,

Протяжный выдох на каждый слог  (звук в верхнем регистре)

Наиграться не могу – у-у-у

Длинный протяжный выдох на последний слог

Ну и ложки – крошки

Постучат немножко

Хлопки в ладоши в такт стиха

тук-тук, тук-тук.

Отрывистый резкий выдох на каждый слог (звук в среднем регистре)

Раздается перезвон:

Колокольчиков трезвон

Стоя или сидя. Имитация игры на колокольчиках обеими руками

дзинь-ля-ля,

 дзинь-ля-ля. 

Протяжный выдох на каждое слово (звук в верхнем регистре)

 

Мы построим новый дом

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

Мы с товарищем вдвоем

Будем строить новый дом.

Эй,  веселый молоток,

Поспеши скорей, дружок.

Стоя или сидя. Пальцы сжаты в кулачки. Постукивание кулачками в ритме стиха

Тук-тук,

Резкий громкий выдох (звук в нижнем регистре)

не зевай,

Быстро гвозди забивай.

Пальцы сжаты в кулачки. Постукивание кулачками в ритме стиха

Дружно мы возьмем пилу

Локти согнуты, ладони перед собой, пальцы сжаты. Движение рук на каждое слово перед грудью навстречу друг другу

И-у, и-у, и-у, и-у.

 

Протяжный длинный выдох на каждый звук (звук в верхнем регистре)

Ну а дрель возьмем,

В дом мы свет проведем.

Руки согнуты в локтях перед грудью. Одна рука чуть выставлена вперед. пальцы сжаты в кулаки (держим дрель)

Др-др-др-др.

Резкий отрывистый вибрирующий фиксированный выдох

Дом готов, и мы вдвоем

Очень дружно заживем.

Руки вытянуты вперед на уровне груди. Пальцы вместе, скользящие хлопки ладонями друг о друга.

 

Звуки настроения

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

Замерзли - ой-ой-ой-ой

Обхватив себя руками. Протяжный последний слог

Нагрелись - ай-ай-ай-ай

Развести руки в стороны. Отрывистый каждый слог

Как устал я – аааа-хххххх, аааа-хххххх

глубокий вдох перед каждым слогом, полный длинный выдох

А теперь я отдохну

И немножко полежу-у-у-у-у

Длинный полный выдох на последний звук

Дождь пошел – ой-ой-ой

Резкий отрывистый выдох

Солнце встало – ай-ай-ай

Резкий отрывистый выдох

Испугались - ой-ой-ой

Прерывистый выдох

Восхитились огоо-о-о-о

Долгий протяжный последний слог

Нашалили ай-яй-яй

Отрывистый звук на полном выдохе

Извинились  ой-ей-ей

 

Заплакали а-а-а

Длинный протяжный выдох

Засмеялись ха-ха-ха

Протяжный полный выдох на последний звук

Звуки в движении  

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

Мы по снегу -    скрип-скрип

Ходьба в такт стихотворного текста. О дыхании не думаем, оно происходит автоматически.

А по лужам -    шлеп-шлеп

Ходьба с высоким подниманием колен

По листочкам -   шу-шу-шу

Скользящий шаг

По льду на коньках -   дзинь-дзинь

Руки за спиной. Туловище наклонено вперед. Имитация катания на коньках.

По песочку - шур-шур

Спокойная ходьба, руки на поясе.

По дорожке -  топ-топ

Маршевая ходьба в ритме стиха

 

Огород

Речевой материал

Характеристика выдоха

Мы морковку хруп-хруп,

И капусту хруп-хруп,

Огуречик хруп-хруп,

А орешки щелк-щелк.

Не акцентируем внимания на дыхание. Произвольный отрывистый выдох на два последних слога.

 

Раздуем угли

Речевой материал

Характеристика выдоха

У туристов вот беда,

В дождь не варится еда.

Чтоб голодным не заснуть,

Нужно угольки раздуть.

Не акцентируем внимания на дыхание

Фу-фу-фу-фу

Шумный длинный выдох на каждый слог

 

Насекомые

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

В ночь до утренней зари

Надоели комары.

Песенку свою поют,

Спать, конечно, не дают.

Легкий медленный бег на носках. Произвольные махи руками.

И-и-и-и

 

Стоя на месте. Длинный протяжный выдох (звук в верхнем регистре)

Целый день идет работа,

У пчелы своя забота.

Больше в улей принести,

Мед на зиму запасти.

Спокойная ходьба с легким наклоном вперед-вниз. Имитация сбора меда

З-з-з-з

Стоя на месте. Длинный протяжный звонкий выдох

Полосатый и большой,

Шмель мохнатенький такой.

Лучше с ним ты не шути,

А подальше отойди.

Легкое кружение вокруг себя. Руки произвольно.

У-у-у-у

Стоя на месте. Длинный непрерывный полный выдох.

Жук, жучок нас прости,

Ты в коробке не грусти.

Грозим пальчиком в такт стиха. (развитие чувство ритма)

Вечер тень опустит,

Руки в стороны ладонями вверх

Мы тебя отпустим.

Руки вверх над головой

Ж-ж-ж-ж

Руки на голову. Длинный звонкий протяжный выдох

 

Зверята-дошколята

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

У коровы есть ребенок -

Рыжий маленький теленок.

Да трусишка - вот беда,

Он от  мамы никуда.

Сидя по-турецки. Четкое проговаривание текста.

Му-у-у-у-у!

Полный выдох. Низкий регистр.

Жеребенок,жеребенок,

Словно озорной ребенок.

Маму он зовет играть,

В чистом поле поскакать

Сидя по-турецки. Четкое проговаривание текста.

И-и-и-и-го-го!

Первый звук длинный протяжный. Последние слоги отрывисто.

Возле мамочки лежат

И клубком свернувшись спят.

Это вовсе не тигрята,

А пушистые котята.

Сидя по-турецки. Четкое проговаривание текста.

Мя-я-я-я-у мя-я-я-я-у!

Первый слог протяжно. Последний – произвольно.

Это что? - кричит свинья,

Что за шум и суета?

Это маленькие свинки

У корыта чешут спинки.

Сидя по-турецки. Четкое проговаривание текста.

Хрю – хрю- хрю

Короткий отрывистый выдох на каждый слог.

 

На дворе

Речевой материал

Выполняемые движения и характеристика выдоха

На лужайке во дворе

Желтые цветочки.

Объясните детворе:

Желтые комочки – петушки и квочки.

В кругу. Сидя на корточках, на каждый слог касаясь указательным пальцем колен.

Пи-пи-пи-пи-пи.

Длинный отрывистый выдох (высокий регистр)

У козы козлятки

Никак не наиграются

Целый день бадаются

Подождите, крошки,

Подрастут и рожки.

В кругу. Выставить "рожки "  наклоняя голову вперед.  Ходьба в центр круга и обратно.

Ме-ме-ме

Медленно тягуче

У собачки под крылечком

У которой хвост колечком

 Появились вдруг щенки.

Не рычат и не кусают,

Только очень звонко лают

Ходьба по кругу друг за другом проговаривая стихотворный текст.

Ав-ав-ав

Стоя лицом в центр круга. Звонко громко отрывисто.

.  .  .