Театрально-игровая деятельность в развитии детей дошкольного возраста
Театрально-игровая деятельность в развитии детей дошкольного возраста
Автор: Доброва Юлия Владимировна
МБДОУ ЦРР Д/с «Радуга», г. Абакан
Дошкольный возраст - важный этап в развитии ребенка. В этом возрасте все только начинается – речь, общение, игра, представление о себе, о мире. Основным видом деятельности ребенка является игра, которая оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
Игра, по мнению голландского философа и культоролога Йохан Хейзинга, дополняет и украшает нашу жизнь, именно поэтому она необходима каждому человеку – вне зависимости от пола и возраста.
Игра объединяет самые разнообразные проявления активности ребенка, которые в свою очередь различаются прежде всего характером действий и их направленностью, - это игры дидактические , подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и другие. Таким образом, театральная игра, как один из видов игровой деятельности оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Роль театра в эстетическом развитии дошкольников является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой, Е.Л. Трусовой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. В воображаемых обстаятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества, в своеобразной форме отражаются жизнь народа, его обычаи, жизнь животных и природного мира.
Театральная игра – деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. В ней заложены истоки творчества, она охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, логического и образного мышления и т.д. Она приносит ребенку большую радость и удивление. Игра позваляет ребенку глубже проникнуть в смысл человеческой деятельности.
В театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, а не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Необходимо участие родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. в любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Литература:
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г,Загребаева Е.В,Зарин А.П. Театрализованные игры занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии:Учебно-методическое пособие.-СПб.: Изд-во «Союз», 2001.