Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Охрана детского голоса как компонент здоровьесберегающей технологии

Дата публикации: 2018-10-12 13:26:18
Статью разместил(а):
Пономарева Ольга Семеновна
Охрана детского голоса как компонент здоровьесберегающей технологии

 Автор: Пономарева Ольга Семеновна

 

Актуальность работы: Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По статистическим данным, состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется  следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний 50% ,  20-30% детей переносят четыре и более заболеваний в год. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания  дыхательной системы: тонзиллит, ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит. Инфекции верхних дыхательных путей вызывают дисфункцию гортани. При нарушении носового дыхания ребенок дышит ртом, что приводит к высыханию слизистой голосовых складок и делает их уязвимыми к различным воздействиям, в частности, к разного рода заболеваниям голосового аппарата.

Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному человеческому общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Для многих профессий голос является необходимым рабочим инструментом. Политикам, адвокатам, менеджерам, актерам, певцам, педагогам - людям многих профессий не обойтись без умения правильно и выразительно говорить.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь - всё это причины заболеваний голосового аппарата. Потому голосовой аппарат необходимо закаливать. Это невозможно делать без укрепления всего организма. Все закаливающие процедуры, повышающие общую сопротивляемость организма, полезны и для гигиены голоса.

Наиболее эффективным средством развития и укрепления голоса являются занятия пением. Правильное пение -  лучший способ устранения  голосовых проблем. При академическом пении в организме возникают определенные вибрации, которые способствуют восстановлению многих функций. К тому же при пении в кровь выбрасываются эндорфины (гормоны удовольствия), и это является хорошей профилактикой вредных привычек. 

По сравнению с голосом взрослого детский голос обладает уменьшенной силой, более узким динамическим и звуковысотным диапазоном, несколько сниженной дикцией, а значит, более уязвим и хрупок.

В связи с этим охрана и развитие детского голоса должны быть составной частью воспитания и обучения детей с самого раннего возраста. Необходимо прививать детям правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата.

К сожалению, работа по охране детского голоса в дошкольных учреждениях не проводится в силу следующих причин:

–   педагоги не знают, не понимают, недооценивают значение охраны детского голоса,

–   данной проблеме не уделяется должное внимание в педагогических ВУЗах, т.к. там попросту нет специалистов, занимающихся охраной голоса,

–   существующие учебники по культуре речи и охране голоса освещают их интеллектуальную функцию, но не саму технологию, учебные пособия написаны таким языком, который не доступен простому читателю. За последние 40 лет наука о голосе не дала педагогике никаких серьёзных методологических основ.

Отсюда возникает противоречие  между потребностью охраны голосового аппарата и отсутствием методических рекомендаций для педагогов детских учреждений по данной теме. Данное противоречие побудило нас к созданию проекта «Охрана детского голоса как компонент здоровьесберегающей педагогики».

 

Активные участники

проекта

§  дети – воспитанники детского сада

§  педагоги (старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель)

§  медицинский персонал (педиатр, медсестра, отоларинголог детской поликлиники

§  учитель – логопед 

§  фониатор РКБ № 1 г. Ижевска)

§  родители

§  преподаватели социальных институтов (вокальных студий Детского дома культуры и детско-юношеского центра, хоровой школы    «Глазовчанка», детской школы искусств № 1, Лицея искусств).

Цель проекта: разработать интегрированную систему по охране детского голоса в дошкольном возрасте, направленную на укрепление голосового аппарата и воспитание здорового ребёнка.

 

Задачи проекта:

 

§  Создать информационно-методическую базу по охране детского голоса в дошкольном возрасте.

§  Расширять знания в области физиологии, строения голосового аппарата у педагогов и родителей ДОУ с целью устранения причин, вызывающих у детей нарушения нормального голосообразования.

§  Формировать у детей привычку бережного отношения к голосовому аппарату.

Воспитывать вокальную культуру, любовь к  исполнительству.

§  Обеспечить взаимодействие ДОУ с социальными институтами города для решения проблемы охраны детского голоса.

Этапы проекта рассчитаны на три учебных (сентябрь-август) года. Данный проект реализуется третий год в процессе интеграции дошкольного учреждения с семьёй и социальными институтами города.

 

СТЕПЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап:

создана информационно – методическая база по охране детского голоса в дошкольном возрасте

Разработаны:

§  комплексы оздоровительных мероприятий по возрастам

§  комплексы упражнений для часто болеющих детей

§  мероприятия по закаливанию детей по возрастным группам

§  система игр и упражнений с учётом двигательной активности детей

§  методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию певческих навыков  у детей    5 – 7 лет

§  рекомендации для педагогов и родителей по охране детского голоса

А также повышен уровень компетентности педагогов и родителей по данной проблеме через разные формы работы (лекции, семинары– практикумы, педсоветы, открытые занятия и др.)

Второй этап:

разработан  механизм реализации проекта в ДОУ

 

Апробирован  комплекс мероприятий по охране голоса

§ нами создана и  внедряется в практику собственная технология по развитию певческих навыков детей, разработанная на основе методики развития голосового аппарата и певческих навыков

В.В. Емельянова и Д.Е. Огороднова, системы упражнений

Л.В. Виноградова, игр на   коммуникативность и декламацию

Т.А. Боровик и рекомендаций В.П. Морозова и О.В. Петунина по гигиене голосового аппарата и развитию детского голоса 

§ совместно с медицинским персоналом (педиатром, медсестрой, отоларингологом детской поликлиники) проведен мониторинг здоровья детей, разработаны конспекты оздоровительных занятий разного вида, индивидуальные схемы профилактических и закаливающих мероприятий с детьми, выработаны  и соблюдаются правила гигиены голосового аппарата для детей

§ разработаны сценарии педсоветов, семинаров-практикумов, родительских собраний по теме      

§ вовлечены семьи в реализацию комплекса мероприятий по охране детского голоса

§ установлено сотрудничество с преподавателями таких социальных институтов, как вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой школы  «Глазовчанка», ДШИ № 1, Лицея искусств

Третий этап:

реализация  проекта

На данном этапе коллектив перешёл к заключительному этапу, направленному на анализ результатов инновационной деятельности, обобщение опыта работы ДОУ и определение перспектив дальнейшей деятельности.

 

Описание организации:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 46» является творческой площадкой по разработке и внедрению инновационной деятельности по теме «Охрана детского голоса как компонент здоровьесберегающей педагогики».    

 

Описание проекта

Направление работы

Образовательно – воспитательная деятельность

§ обеспечение системных  знаний о голосе, способствующих  воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью в целом и к охране голосового аппарата в частности,

§ формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни,

§ тесное взаимодействие педагогов, детей, родителей, медицинского персонала поликлиники, представителей социальных институтов в реализации комплекса мероприятий по охране детского голоса и формированию у детей привычки бережного отношения к голосовому аппарату,

§ развитие коммуникативных умений детей,

§ развитие певческих навыков детей.

Информационно – методическая

деятельность

§ обеспечение взаимодействия детского сада с социальными институтами города для разработки методических рекомендаций,

§ создание базы данных,

§ повышение уровня компетентности всех участников образовательного процесса через разные формы работы (лекции, семинары-практикумы, советы педагогов, открытые занятия и др.).

Оздоровительная деятельность

§ проведение комплекса мероприятий по оздоровлению детей:

– кислородный коктейль,

– пульверизация,

– полоскание горла отварами трав,

– босохождение,

– обширное умывание,

– система упражнений на дыхание,

– массаж биологически активных точек (БАТ).

§ проведение оздоровительных занятий разного вида,

§ мониторинг  здоровья  детей.

Физкультурная деятельность

§ приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни

§ проведение занятий физической культурой по технологии М. А. Руновой

§ игры и упражнения с учетом двигательной активности детей

Музыкальная и культурно – досуговая деятельность

§ проведение музыкальных занятий,

§ посещение с детьми концертов, музыкальных спектаклей и др.,

§ проведение в ДОУ детских концертов, музыкальных развлечений,

§ организация индивидуальной работы по развитию вокальных данных детей,

§ организация летней музыкальной площадки.

 

Средства реализации:

1.         Виды детской деятельности:

– коммуникативная,

– певческая,

– физкультурная.

2.         Закаливающие процедуры

 

Принципы работы:

1.    Принцип научности – подкрепление всех  проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными  методиками.

2.    Принцип активности и сознательности  — участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по охране детского голоса.

3.    Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе  всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

4.    Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учет  разноуровнего  развития и состояния здоровья.

5.    Принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гаран­тия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Условия реализации:

1.    Детский сад – «открытая система воспитания».

2.    Личная заинтересованность участников образовательного  процесса  в важности проводимой работы.

3.    Высокий уровень знаний педагогов физиологии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста,  умение осуществить индивидуально-дифференцированный подход в осуществлении комплекса мероприятий по охране детского голоса.

4.    Тесное взаимодействие и понимание между всеми участниками проекта.

Пути реализации:

1.    Проведение с детьми комплекса мероприятий по охране голоса: 

– закаливающие процедуры с учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– система упражнений на дыхание,

– массаж БАТ,

– оздоровительные занятия разного вида,

– развитие певческих навыков по авторским методическим рекомендациям.

2.    Консолидация всех участников проекта  по созданию вокруг ребёнка пространства заботы о голосе.

 

Механизм достижения поставленных целей:

1.    Сбор банка данных:

– о формировании детского голоса и строении голосового аппарата,

– о болезнях голосового аппарата и их профилактике в детском возрасте,

– о состоянии здоровья воспитанников (мониторинговые исследования: определение состояния голосового аппарата детей, выявление детей группы риска)

2.    Определение этапов проекта, их целей

3.    Подбор комплекса мероприятий, направленных на охрану детского голоса, с учётом специфики деятельности ДОУ и контингента воспитанников: закаливание, пение, физкультурная деятельность, разные виды оздоровительных занятий

4.    Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по охране детского голоса в разных видах детской деятельности в течение дня,

5.    Создание индивидуальных схем профилактических и закаливающих мероприятий с учётом здоровья и индивидуальных особенностей детей

6.    Проведение комплекса мероприятий по охране детского голоса в ДОУ и семье с учётом  рекомендаций узких специалистов (отоларинголога, фониатра, музыкального руководителя); консолидация всех участников проекта.

7.    Подведение итогов (мониторинг здоровья и развития детей, анализ эффективности созданной системы) и определение дальнейших перспектив.

 

В разработке комплекса мероприятий по охране детского голоса участвуют:

§ медицинская служба (врач-педиатр,  медсестра детской поликлиники),

§ творческая группа педагогов ДОУ, включающая  старшего воспитателя, музыкального руководителя, учителя – логопеда, воспитателей 

§ группа родителей детей, имеющих проблему с голосом.

 

Предполагаемый результат

§ создание интегрированной системы по охране детского голоса

§ формирование у дошкольников привычки бережного отношения к своему здоровью в целом и голосовому  аппарату в частности

§ снижение количества заболеваний верхних дыхательных путей

§ увеличение количества детей, достигших оптимального уровня развития голоса в дошкольном возрасте

§ улучшение техники речи (дыхание, голос, дикция)

§ развитие вокальных способностей детей

§ детский голос безболезненно и спокойно перейдёт в голос взрослого

§ в будущем воспитанники будут легко адаптироваться к большим профессиональным речевым нагрузкам

 

РАБОЧИЙ  ПЛАН   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этап вводный подготовительный (первый год).

1. Мероприятия: Подготовка программно-методической базы для реализации проекта.

изучение литературы с целью получения подробной информации о строении голосового аппарата, формировании детского голоса, о болезнях голосового аппарата и их профилактике в детском возрасте

мониторинговые исследования

создание комплексов оздоровительных мероприятий по возрастам, мероприятий по закаливанию детей по возрастам,

-  упражнений для часто болеющих детей

разработка системы игр и упражнений с учётом двигательной активности детей

разработка рекомендаций для педагогов и родителей: по охране детского голоса, по развитию певческих навыков у детей 5-7 лет

составление конспектов разных видов оздоровительных занятий

 

2. С целью устранения причин, вызывающих у детей нарушения нормального голосообразования,  проводится организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей по данной проблеме через:

педсоветы,

семинары – практикумы,

консультации,

открытый просмотр мероприятий.

 

Этап основной (второй год)

Теоретическая часть:

1. Разработка  механизма реализации проекта ДОУ.

2. Создание индивидуальных схем профилактических и закаливающих мероприятий с учётом здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Организационная часть:

1. Целенаправленный поиск партнёров (через анкетирование, публикации в СМИ, интернете и др.).

2. Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной с детьми деятельности, направленной на приобщение к ЗОЖ и воспитание  вокальной культуры.

3. Разработка локальных актов.

Практическая часть:

1. Реализация комплекса мероприятий по охране детского голоса.

2.Консолидация участников образовательного процесса

Этап заключительный (третий год)

1.        Мониторинг здоровья детей.

2.        Анализ результатов инновационной деятельности.

3.        Обобщение опыта работы ДОУ.

4.         Определение перспектив дальнейшей деятельности.

 

     ФОРМЫ  РАБОТЫ  ПО РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:

Название мероприятия

Цели

Взаимодействие с общественностью

Результат

Первый год реализации проекта

Консультация  отоларинголога детской поликлиники

Информирование педагогов о строении голосового аппарата, формировании детского голоса, о болезнях голосового аппарата и их профилактике в детском возрасте 

Приглашение отоларинголога 

Повышение  уровня  теоретических  знаний педагогов и родителей

Медико-педагогическая  диагностика здоровья

детей ДОУ

 

Выявление нарушений функций голосового аппарата, состояния здоровья детей

 

Приглашение отоларинголога

Определение детей группы риска. Выявление вокально одаренных детей

Рекомендации специалиста по укреплению голосового аппарата.

Создание комплекса упражнений для часто болеющих детей. 

Педсовет

Выявление причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования. 

Обсуждение возможностей реализации в ДОУ проекта 

Приглашение методиста УДО, членов родительского комитета ДОУ

Повышение уровня теоретических знаний педагогов и родителей.

Появление интереса к проекту.

Общее родительское собрание

Разъяснение идей, ожидаемых результатов по реализации проекта. 

Приглашение отоларинголога

преподавателя ГГПИ им. В.Г Короленко

Повышение уровня компетентности у родителей.

Привлечение родителей к совместной деятельности.

Появление интереса к проекту у преподавателей института.

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ

Обучение выполнению закаливающих процедур, упражнений на дыхание

Приглашение

врача – педиатра

Накопление практических навыков оздоровления детей .

Создание комплексов мероприятий по закаливанию детей по возрастам 

Групповые родительские собрания

Расширение представлений о причинах, вызывающих нарушения нормального

голосообразования.

Рекомендации по укреплению голосового аппарата детей 

Приглашение преподавателя

вокальной студии ДДК

Повышение уровня компетентности у родителей .

Привлечение родителей к совместной деятельности.

Появление стойкого интереса к проекту у родителей ДОУ.

Появление интереса к проекту у преподавателей вокальной студии, желание сотрудничать.

Семинар-практикум для родителей ДОУ

Обучение выполнению закаливающих процедур в домашних условиях, упражнений на дыхание

Приглашение преподавателя

хоровой студии «Глазовчанка»

Накопление у родителей практических навыков оздоровления детей (76 человек).

Появление интереса к проекту у преподавателей хоровой студии, желание сотрудничать.

Разработка рекомендаций для родителей по охране детского голоса в домашних условиях.

Педсовет  

Обсуждение путей сотрудничества с общественными организациями.

Приглашение преподавателей

вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой студии «Глазовчанка», ГГПИ им. В.Г.Короленко

Разработка рекомендаций для педагогов по охране детского голоса.

Разработка механизма взаимодействия с родителями и специалистами. 

Заседание творческих групп

Обсуждение

механизма реализации проекта 

Приглашение

преподавателя ГГПИ им. В.Г Короленко

Разработка  механизма реализации проекта

Разработка локальных актов 

Утверждение локальных актов 

Консультация юриста УДО

Разработаны и утверждены локальные акты.

Заключены договора с вокальными студиями ДДК и ДЮЦ, хоровой студией «Глазовчанка» по организации совместной деятельности, направленной на воспитание у детей вокальной культуры. 

Консультация музыкального руководителя

Знакомство с  методическими рекомендациями  по развитию певческих навыков детей

 

Приглашение преподавателей

вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой студии «Глазовчанка», ДШИ № 1

Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию певческих навыков детей

Консультация воспитателя

Уточнение знаний педагогов технологии

М.А. Руновой по организации двигательной активности детей

 

Разработка системы игр и упражнений с учётом двигательной активности детей.

Заседания творческих групп

Разработка комплексов  оздоровительных мероприятий по возрастам

Консультации врача-педиатра детской поликлиники

Создание  комплексов  оздоровительных мероприятий по возрастам

Педсовет

Подведение промежуточных итогов реализации задач проекта

 

Создание программно-методической базы для реализации проекта.

Понимание необходимости осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям в решении поставленных задач.

Создание летней музыкальной площадки

Создание условий для

детского исполнительского творчества

 

Самореализация  детей в исполнительском творчестве

Заседания творческих групп

Реализация индивидуального подхода к проведению комплекса мероприятий с детьми

Консультация врача-педиатра, отоларинголога

детской поликлиники

Создание системы закаливающих мероприятий с учетом здоровья и индивидуальных особенностей детей

Второй год реализации проекта

Название

мероприятия

Цели

Взаимодействие с общественностью

Результат

Реализация комплекса мероприятий по охране детского голоса

Обучение детей правилам гигиены голосового аппарата 

Приглашение преподавателей

вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой студии «Глазовчанка», ДШИ № 1 

Снижение детской заболеваемости (в частности, заболеваний верхних дыхательных путей).          

Улучшение техники речи у детей (дыхание, голос, дикция), 

Увеличение количества поющих детей. 

Формирование привычки бережного отношения к своему голосу.

Консолидация всех участников образовательного процесса 

Занятия  музыкального руководителя с детьми по развитию певческих навыков  

Апробирование авторской технологии развития певческих навыков детей

Приглашение преподавателей

вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой студии «Глазовчанка», ДШИ № 1

Доработка авторской технологии развития певческих навыков детей

Расширение певческого диапазона, выявление вокально одаренных детей.

Самостоятельная деятельность детей в музыкальных, театральных, игровых центрах

Создание условий для закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности

 

Развитие у детей речевой культуры общения (динамика голоса), коммуникативных отношений.

Посещение концертов в школах искусств, приезжих артистов

Создание условий для привития  детям вокальной культуры, любви к исполнительству

 

Приглашение учащихся

вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой студии «Глазовчанка», ДШИ № 1, Лицея искусств

Расширение кругозора детей. Приобщение к истокам вокальной культуры. Поддержание у детей интереса к исполнительскому творчеству.

Возникновение у детей желания участвовать в городских конкурсах детского творчества.

Музыкальные досуги и развлечения

Создание условий для развития музыкальных способностей детей, коммуникативных умений

Приглашение преподавателей

вокальных студий ДДК и ДЮЦ, хоровой студии «Глазовчанка», ДШИ № 1, Лицея искусств

Развитие музыкальных способностей детей, вокальной культуры умения управлять силой своего голоса.

Выявление вокально одарённых детей.

Заинтересованное участие родителей в детских мероприятиях

Открытые занятия для педагогов и родителей. 

Обучение педагогов и родителей проведению оздоровительных занятий с детьми. 

Приглашение методиста УДО, преподавателей

дошкольного и музыкального факультетов ГГПИ им В.Г.Короленко 

Рост профессионального мастерства педагогов, повышение компетентности родителей.

Повышение качества проводимой работы.

Создание копилки конспектов разных видов оздоровительных занятий.

Третий год реализации проекта

Педсовет

Анализ выполнения задач проекта, подведение промежуточных итогов.

 

Приглашение методиста УДО, преподавателей

ГГПИ им В.Г.Короленко, отоларинголога

детской поликлиники

 

Выявление причин несоответствия между намеченными и полученными результатами. Внесение коррективов в план работы по реализации проекта.

Создание интегрированной системы по охране детского голоса в дошкольном возрасте

Групповые родительские собрания

Обсуждение результатов проделанной работы, выявление общественного мнения

 

Повышение активности родителей в реализации комплекса мероприятий с детьми.

Одобрение деятельности педагогов ДОУ.

Уточнение роли родителей в повышении результативности работы педагогов ДОУ.

Создание условий в семье для охраны детского голоса

 

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Критерии оценки эффективности проекта

§  оздоровительная направленность,

§  актуальность,

§  практическая значимость для детей, социума, 

§  результативность (наличие конкретных и значимых конечных результатов),

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект может быть реализован в любом образовательном учреждении. По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счёт вовлечения в данную деятельность детские сады города, а также привлечь к оценке деятельности ДОУ  преподавателей Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко.  Это позволит усовершенствовать методические рекомендации  по охране детского голоса для родителей и педагогов, научно обосновать их.

В результате данного проекта создана система по охране детского голоса, которая будет приемлема и для детей школьного возраста. Поэтому возможно создание единой системы охраны детского голоса в детском саду и школе.

Дальнейшее продолжение проекта возможно благодаря установлению взаимопонимания с семьями воспитанников, поддержке родителей в осуществлении комплекса разработанных мероприятий, а также благодаря установлению взаимовыгодного сотрудничества с детской поликлиникой города,  вокальными студиями ДДК и ДЮЦ, хоровой школой  «Глазовчанка», ДШИ № 1.

Мы глубоко убеждены, что задача охраны голосового аппарата ребенка должна стать неотъемлемой частью деятельности ДОУ по охране жизни и здоровья детей!

.  .  .