Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2018-10-10 17:36:47
Статью разместил(а):
Дерепко Римма Рузыковвна

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Дерепко Римма Рузыковна

МДОАУ "Детский сад № 5 "Реченька", г. Орск Оренбургская обл.

 

За последнее время мир вокруг нас изменился – изменились и многие дети. Система дошкольного образования перешла на новый этап. Свидетельством этому является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который задает ориентиры в развитии и вносит ряд изменений в организацию воспитательно– образовательногопроцесса в дошкольном образовательном учреждении. Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приёмов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.

Основная задача дошкольного воспитания состоит не в ускорении развития ребёнка а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического, возрастного потенциала, способствовать формированию и развитию всех видов детской деятельности. При этом, решая задачу развития творческого потенциала ребенка, мы ищем новые технологии и подходы к воспитанию дошкольников, формированию творческой активной личности, стремясь совместить их с существующими программами и с образовательным стандартом. В данном случае происходит реализация мотива, который обеспечивает потребность ребенка включиться в творческую активность, пережить что-то значимое, что придает творческому действию истинный смысл.

В связи с этим, одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск различных средств и условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы формирования творческих способностей объясняется также тем, что существует определенное противоречие между социальным заказом общества на активную творческую личность и недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. В действительности, именно творчество и творческие способности определяют продуктивную направленность личности, индивидуальность, является базовыми для социального творчества, и заключают в себе принципы творческого обучения и воспитания.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое будем мы вкладывать в это понятие. Очень часто творческие способности отождествляются, соприкасаются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:

1. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой различного рода деятельности[39];

2. Так как элемент творчества может существовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и прочих [15];

3. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает и руководит его воображение [10].

Таким образом, исследователи, обращаясь к характеристике творчества, характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием фантазии, воображения.

Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому целесообразно обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойства личности.

Для большинства авторов характерно выделение таких критериев наличия творческих способностей, как оригинальность, гибкость, вариативность и др. (Е.П. Ильин, В.Т. Кудрявцев, Е. Торренс и др.) [15; 22; 42].

Так, например, Н.А.Ветлугина в своих исследованиях рассматривала возможности детей для выполнения творческих заданий, начало детского творчества, пути его развития, обосновывала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга[8].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

1. Быстрота – способностьвысказывать максимальное количество идей

(в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способностьвысказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способностьпорождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способностьсовершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид[42].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [21; 22; 23; 24].

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность [18; 40].

 

В дошкольном возрасте центральным психологически новообразованием является воображение.

Мы придерживаемся концепции В.В. Давыдова о том, что воображение является тем психическим процессом, где предполагается возможность увидеть целое раньше частей, а также имеет место перенос функции с одного предмета на другой, который этими функциями не обладает. Последнее свойство воображения тесно связано со способностью ребенка ставить себя на место другого, представлять себя кем-то или чем-то другим. Возможность увидеть целое раньше частей лежит в основе способности ребенка оживлять разные игрушки предметы, общаться со сверстниками или взрослыми, по-разному строить отношения с ними[12; 13].

В рамках этой концепции были выделены следующие моменты: воображение как самостоятельная психическая функция появляется после трех лет. До этого она существует внутри других психических процессов. Его истоки находятся в эмоциональном общении ребенка со взрослым, в его предметно-манипулятивной деятельности, а также в его самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности со взрослыми и сверстниками. Благодаря этим условиям у ребенка возникает воображение как самостоятельная психическая функция.

К этим характеристикам можно также добавить также, что в воображении ребенка-дошкольника присутствуют три основных компонента: предметная среда, прошлый опыт и особая внутренняя позиция (Е.Е. Кравцова, 1996). Причем в ходе развития воображения какой-либо из его компонентов преобладает, а именно на начальном этапе на первый план выходит предметная среда, далее прошлый опыт и в конце – особая внутренняя позиция (Е.Е. Кравцова, 1996), которая приобретает надситуативный характер. Это связано с развивающейся способностью ребенка старшего дошкольного возраста переосмысливать ситуацию, удерживать ее смысл в целостности и при этом искать различные пути для ее решения[18].

Развитие воображения в дошкольном возрасте, как правило, связывают с игрой, которая является ведущей деятельностью этого возраста. Именно внутри этой деятельности, по мнению Д.Б. Эльконина, происходят основные психические и личностные изменения ребенка дошкольного возраста. Благодаря игре дети учатся полноценному общению не только друг с другом, но и со взрослыми. И если в младшем дошкольном возрасте они еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом («играют рядом, а не вместе», Д.Б. Эльконин), то в среднем и старшем дошкольном возрасте, несмотря на присущий им эгоцентризм, уже могут договариваться друг с другом, распределяя при этом заранее роли. Все это становится возможным благодаря тому, что дети включаются в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то причине совместная игра распадается, то прекращается и общение[46].

В дошкольном возрасте выделяются такие виды игр как режиссерская, образная, сюжетно-ролевая и игры с правилами. Все они соответствуют определенному возрастному этапу в дошкольном периоде развития, однако ни одна из них не исчезает, когда ребенок становится старше. Просто каждая из игр становится полнее и насыщеннее, и с этими характеристиками она как бы включается в другую игру. Так, в образной на первый план выходит способность принять на себя определенный образ, но эту же способность можно обнаружить и в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок принимает на себя определенную роль, заданную замыслом игры. Одновременно с этим ребенок следит за выполнением правил, по которым ведется игра. При этом, по данным этих же авторов, особенность режиссерской игры (ребенок не принимает на себя определенной роли, он как бы руководит процессом своей собственной индивидуальной игры) можно проследить не только тогда, когда она является основным видом игры, но и тогда, когда она включена в другие виды деятельности.

Именно в игровой деятельности лучше всего проявляются особенности дошкольного воображения, а именно способность видеть целое раньше частей, а также позиция ребенка, особенно в режиссерской игре, совмещающая в себе одновременно несколько позиций, что является сходным по своему психологическому содержанию с особой внутренней позицией (Е.Е. Кравцова, 1996)[17; 20].

Таким образом, по мере развития и становления воображения дошкольник становится постепенно независимым от окружающей его предметной среды и имеющегося у него опыта поведения и деятельности в разных ситуациях.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует также активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умением преодолевать трудности.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация их целенаправленной досуговой деятельности в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов, а также понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одноиз важных условий развития детского творчества. Также следует помнить, что освоение творческой деятельности дошкольника немыслиться без его общения с искусством, смысл которого необходимо донести до ребенка[28].

Еще одно важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач» [40].

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимые в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности, когда ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – непросто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми [24; 40].

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуациитворческого развития. Зона творческого развития является той основой, на которой строится педагогический процесс.

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда.До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) Гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) Творческая – нетворческаяличность как образец подражания и субъект идентификации;

3) Общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) Ожидание родителей по отношению к ребенку, ожидание «достижений или независимости» [28; 40].

Некоторые авторы исследований детского творчества отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей[11].

Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе, воспитатель дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:

1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию;

2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон;

3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

Д.Б. Богоявленская в своей работе «Основные современные концепции творчества» выделяет 12 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности):

- быть примером для подражания.

- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.

- разрешать делать ошибки.

- поощрять разумный риск.

- включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

- поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.

- поощрят, и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

- предоставлять время для творческого мышления.

- поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

- подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.

- стимулировать дальнейшее развитие.

- найти соответствие между творческой личностью и средой [1].

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, последовательно взаимосвязанных между собой:

1 этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2 этап – процесссоздания продукта творческой деятельности.Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

3 этап – анализрезультатов.Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми продукта деятельности должен осуществляться при максимальной их активности[31].

К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукту творческой деятельности. Суть данного процесса заключается в переводе представлений в конкретный образ. Здесь можно отметить взаимосвязь и взаимовлияние воображения и чувств, которые ярко проявляются в творческой деятельности.Затем происходит создание продукта деятельности, что является достаточно сложным процессом. И в конце концов, происходит окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость.

Таким образом, дошкольник включается в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и другие. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. С другой стороны, в данном случае создается основа для проявления собственных творческих способностей, которые могут иметь как коллективный, так и индивидуальный характер с учетом тех необходимых условий, которые будут способствовать данному процессу.

 

Заключение

Дошкольный возраст – это сравнительно небольшой промежуток времени по сравнению с остальными временными периодами. Однако именно сейчас у ребенка закладываются основы для развития всех сторон его психики. И творчество, как ни один другой вид деятельности, помогает ребенку реализовать свои замыслы и идеи. Его характерная особенность – всеобщий характер, так как охватывает все стороны жизни дошкольника и проявляется практически везде. Творческие способности в этом случае связаны с вариативностью мышления, так как ребенок обнаруживает и раскрывает для себя большое количество решений одной и той же задачи. Он учится ориентироваться в окружающем его мире и использовать полученные знания и умения в процессе создания чего-то нового, интересного.

Развитие творческих способностей всегда связано с целенаправленным развитием воображения и расширением зоны ближайшего развития дошкольника. Также важным основанием для реализации творческих способностей является практическая деятельность. Причем реализация воображения в творческой деятельности происходит не автоматически, и требует специальных усилий, связанных с рефлексией смыслового поля и реальной действительности.

 

Список литературы:

1. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Лидия Ильинична Божович; под ред. Д. И. Фельдштейн; Кол.авт. Акад. пед. и соц. наук и Моск. психол.-соц. ин-т . – 2-е изд., стер. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 349 с. (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: в 70 т.).

3. Бойко, Е.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Е.М. Бойко, Е.А. Садовникова. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 108 с.ISBN5-9557-0135-4

4. Борисова, Е. Развиваем творческие способности: Работаем по программе "Из детства в отрочество" / Борисова Е. // Дошкольное воспитание, 2002. - N2. - С.2-6.

5. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева и др. – М.: ИНТОР, 1995. – 64 с.: ил.

6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с. ISBN: 5-7695-1523-6. 

7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пос. для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. - 624с.. - (Рек. М-вом образования РФ)ISBN: 978-5-7695-3719-6.

8. Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар. конф. (Москва, 17 – 20 нояб. 2003 г.); Сост., вступ. ст. В.Ф, Спиридонов; Научн. ред. Е.Е. Кравцова, В.Ф, Спиридонов, Ю.Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2004. – 302 с.

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).ISBN 5-699-03524-9

11. Гаспарова, Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Дис. … канд. психолог. наук. – М., 1985.

12. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1992. – № 1- 2. – С. 22-33.

13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.ISBN 5-7695-1598.

.  .  .