Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование игры «Скульптор» учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе

Дата публикации: 2018-07-25 21:43:43
Статью разместил(а):
Ибраева Татьяна Анатольевна

Методическая разработка

"Использование игры "Скульптор" учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе

Автор: Ибраева Татьяна Анатольевна

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 83" г.о.Самара

 

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, появилась идея использования «Скульптора - сувенира» на различных этапах логопедической работы.

Цель - формирование активности ребёнка в ходе индивидуальной коррекционной деятельности с использованием технологии «Скульптор - сувенир».

Задачи работы :

1.     Повысить мотивацию и интерес детей к занятиям.

2.     Активизировать внимание детей на длительное время.

3.     Задействовать различные анализаторные системы в процессе выполнения и контроля над деятельностью.

4.     Активизировать компенсаторные механизмы на основе тактильного и кинестетического  восприятия.

5.     Ускорить процесс запоминания информации, который становится осмысленным и долговременным.

6.     Повышение информированности родителей о формах речевой работы с ребёнком в домашних условиях.

7.     Оптимизация отношений между логопедом и ребёнком, родителями и ребёнком. 

 

Форма работы: индивидуальная или в мини подгруппах как часть занятия.

Ожидаемые результаты: 

·        Повышение активности и инициативности детей. 

·        Повышение эффективности образовательного процесса, качества знаний

«Скульптор» - сувенир представляет собой прямоугольную конструкцию из пластика размером 10 см на 12,5см (или 12,5см на 17,5см, или 15см на 20см) с пластмассовыми или железными гвоздиками. Со стороны, там, где будет отображаться картина, гвоздики защищены прозрачным пластиком. Эти гвоздики приятны тактильно и подвижны – отлично двигаются как все вместе, так и по отдельности. Прикладывая к гвоздикам руку или другой предмет, получаешь его в объёмном изображении, которое похоже на скульптуру этого предмета, т.к. он чётко передаёт объёмную форму.

Разумеется, в любой момент можно сделать фон из гвоздиков ровным обратно, просто аккуратно опрокинув рамку с гвоздиками. Их заблокирует прозрачная пластиковая пластина, закрепленная в этой рамке.

Гвоздики не острые, погружать в них руку очень приятно, как будто закапываете ее в пляжную гальку. Создавать композиции можно в несколько действий:

·         выравниваем поверхность из гвоздиков, слегка встряхнув, чтобы все они были на пластиковом экране;

·         кладем руку (или предмет) на рамку с кончиками стержней;

·         наклоняем конструкцию, чтобы она буквально упала на руку и скопировала форму.

Можно работать со «Скульптором» несколько иным способом: сразу отвести гвозди от экрана и продавливать рисунок, надписи, формы на них. Большой формат этого варианта скульптора позволяет создавать более масштабные композиции.

В своей работе с детьми я  использую технологию «Скульптора - сувенира» на различных этапах коррекционной работы: работа над фонематическим слухом,  над слоговой структурой слова, над грамматическим строем и словарём, над связной речью (это более 35 игр). Вот некоторые из них:

Игра «Выдели слово».

Цель: развитие фонематического анализа. 

Взрослый предлагает  детям ставить точку на экране тогда, когда они услышат слова с заданным звуком. Можно предложить посчитать точки – «Вот сколько слов ты правильно нашёл!»

Игра «Поймай звук гласный (согласный)»

Цель: развитие фонематического анализа.
Взрослый произносит  звуки, если ребёнок слышит гласный звук - рисует  на экране кружок, согласный – палочку.

Игра «Посчитай слоги»

Цель: развитие слогового  анализа, автоматизация заданного звука в словах. 

Взрослый называет ребёнку слово с изучаемым звуком и просит посчитать количество слогов в нём, пропечатывая пальцы или цифру  – соответствующую количеству слогов в нём. Можно с помощью трафаретных цифр. 

Игра «Большой - маленький».

Цель:  согласование прилагательных с существительными,  образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных. 

«Я буду говорить о большом предмете, а ты - о маленьком» - ребёнок повторяет за взрослым название предмета и давит ладонью на иголочки Сувенира, затем называет маленький предмет и нажимает одним пальцем. (Яблоко красное – яблочко красненькое, цыплёнок пушистый – цыплёночек пушистенький, и т.д.)

Игра «Чей, чья?»

Цель: образование притяжательных прилагательных мужского и женского рода.

Взрослый просит пропечатать ребёнка трафаретом животное( или сам ребёнок рисует предмет из предложенных),  ребёнок называет его и отвечает на вопрос – чья это мордочка? Чей хвост? Н-р: Это лиса, у лисы лисья мордочка и лисий хвост.

Игра «Расскажи сказку»

Цель: учиться составлять развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Взрослый просит ребёнка выбрать героев сказки - трафареты, которую он хочет рассказать (или даётся определённая сказка). Пропечатывая героев на экране, ребёнок одновременно рассказывает сказку.

Наши дети с радостью играют со « Скульптором». Эти игры очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься, то, что не вызывает у них страха, дискомфорта. Все умения, навыки и знания, которым мы учим детей,  используя  Скульптор – сувенир, усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

.  .  .