Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие речи младших дошкольников через театрализованную деятельность

Дата публикации: 2018-06-17 23:25:31
Статью разместил(а):
Чистякова Татьяна Сергеевна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

(через студийную работу)

Автор: Чистякова Татьяна Сергеевна

 

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

(Джанни  Родари)

 

Огромное значение в жизни ребенка имеют театрализованные игры.

Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она лежит глубоко в природе ребёнка, близка и понятна ему.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования  речи дошкольника. Это  актуальная проблема в современном обществе.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Значение театрализованной деятельности:

- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

- дети получают эмоциональный подъём;

- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

- позволяет формировать опыт социального поведения;

- стимулирует активную речь;

 

Педагогическая значимость театрализованных игр выражается их обогащающим воздействием на развитие речи, её выразительности, образности, культуры. Через ролевые высказывания ребёнок-дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, овладевает различными способами выражения мыслей, характера героя спектакля. Сценическое взаимодействие способствует развитию диалогической речи, создаёт реальные ситуации для овладения культурой общения.

Театрализованная игра – это сильное, но ненавязчивое  педагогическое средство. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованной деятельности: 

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

-  художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры).

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

- развитие культуры речи

- развитие артикуляционной моторики,

- речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- развитие монологической и диалогической, эмоционально насыщенной формы речи

Содержание деятельности:

- Артикуляционная гимнастика

- Чистоговорки и скороговорки

- Пластические и мимические этюды

- Упражнения на воображение

- Упражнения на имитацию движений

- Упражнения на активизацию словарного запаса

- Упражнения на интонационную выразительность

- Упражнения на формирование разговорной речи

- Упражнения на речевое дыхание

- Игры со словами и без слов

- Хороводные игры

- Подвижные игры с героями

- Инсценирование  потешек, стихов, сказок

 

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи: словаря,  грамматического строя,  диалога, монолога.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными: постепенно формируется умение формулировать свои мысли и излагать их, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Знакомство детей с театральной  куклой  и театрализованными играми  целесообразно  начинать в первой младшей группе. Радостную атмосферу малышам создает просмотр инсценировок и небольших драматизированных сказок.

Начиная со второй младшей группы (3-4 года),  детей постепенно знакомим  с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развивать внимание, восприятие, память, речь. В этом возрасте у детей формируются простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений  сказочных животных).

Театрализованные игры, способствующие развитию речи:

Театральные этюды:

Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

Я работник сладкий, 

Целый день на грядке: 

Ем клубнику, ем малину, 

Чтоб на всю наесться зиму... 

Впереди арбузы — вот!.. 

Где мне взять второй живот?

На носочках я иду — маму я не разбужу

Ах, какой искристый лед, 

А по льду пингвин идет.

Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки. 

У ребенка в руках воображаемая  коробка с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно. 

 

Игры-драматизации:

«Самолет»

Поиграем в самолет? (Да)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж — начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор,  мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все к  нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

 

«Умываемся»

Кран откройся,  нос умойся,  воды не бойся!

Лобик помоем,  щечки помоем,

Подбородочек,  височки помоем,

Одно ухо, второе ухо — вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем — вы должны сказать.

(Самолет, трамвай, автобус, велосипед). 

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя!  Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать, воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

 

«Мишка»

Косолапые ноги,  зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,  кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька-медведь, по лесу он ходит.

Находит в дуплах мед  и в рот себе кладет.

Облизывает лапу, сластена косолапый.

А пчелы налетают, медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой  медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает и пчелок вспоминает ...

 

Скороговорки на развитие дикции:

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Волки рыщут – пищу ищут.

Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку,  пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Посреди двора дрова

 

Артикуляционная гимнастика:

- Здравствуйте, котята!        -Мяу, мяу, мяу

- Здравствуйте, телята!    -  Му, му, му.

- Здравствуйте, мышата!   - Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушки!      - Ква, ква, ква.

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,  хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка,  дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,  повторю-ка всё опять.

«Поцелуйчик». На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов. Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее. 

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

 

На занятиях мы используем различные виды театров:

- перчаточный

- настольный

- кукольный

- пальчиковый

- костюмированный

- масочный

- теневой.

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованные занятия развивают и эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Они всегда радуют детей, способствуют  не только  речевому, но и умственному развитию. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. . Ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Влияние театрализованной деятельности на развитие детей неоспоримо. Это один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей младших дошкольников. Именно в театрализованной деятельности наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Человек формируется в деятельности. Чем  разнообразнее деятельность, тем разнообразнее личность.  

 

Библиография:

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991, 95 с.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Буренина А. И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля СПб. 2002.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников (2-5 лет). Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М.;Вако; 2007

5. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005г.

6. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. «Театрализованные игры в детском саду»Издательство ВИРО, 2000

7. Караменко, Т. Н., Караменко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караменко, Ю. Г. Караменко. – М.: Просвещение, 1973, 92 с.

8. Лыкова И. А. «Театр на пальчиках» М. 2012г.

9. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: Творческий центр, 2003, 104 с.

10. Петрова И. М. «Театр на столе» - Детство – пресс, 2006г.

11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» - М; 2009г.

12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] / Н. Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 2004, 87 с.

13. Трифонова, Н. Кукольный театр своими руками [Текст] / Н. Трифонова. – М.: Айрис-Пресс, 2001, 53 с.

14. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

.  .  .