Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Фольклор - величайшее средство воспитания и обучения

Дата публикации: 2017-09-17 20:49:20
Статью разместил(а):
Саймиддинова Анна Сергеевна

Фольклор - величайшее средство воспитания и обучения!

Автор: Саймиддинова Анна Сергеевна

Воспитатель МБДОУ " Детский сад 388"

 

Берегите чистоту языка как святыню!

Никогда не употребляйте иностранных слов.

Русский язык так богат и гибок,

что нам нечего брать, у тех,  кто беднее нас.

                                                      И.С. Тургенев

         

Аннотация: в работе описывается воспитание и развитие ребенка словом начинающегося с фольклора. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Известными педагогами отмечена важность использования фольклора в развитии речи детей в ДОУ.

        Детский фольклор -  часть народной педагогики. Его жанры интуитивно основаны на учете физических, психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).  Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление.  Она всегда учитывала роль слова в формировании личности.  Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.  Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготения к ритмизированной речи, к игре.  Игра – элемент, психологически необходимый для детей. (На что нас и ориентируют ФГОС).

Цель работы - показать, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, а также способствует всестороннему развитию личности.

        В практике дошкольного  образования использование малых форм народного фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию нескольких пословиц , потешек,  поговорок. В наше время требования родителей к ДОО в отношении детей заключаются в  подготовке к школе,  усвоению грамоты,  чтению. В речи родителей и детей все чаще появляются слова и выражения заимствованные из других (иностранных языков). Современное общество  отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем  телекоммуникаций.   К сожалению современные молодые,  интернет зависимые мамы редко читают детям произведения русского народного фолклора, поют колыбельные пред сном, пробуют помирить  поссорившихся детей мирилками. А ведь  детский фольклор многофункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей.

Впервые серьезное  внимание  на  детский  фольклор  обратил  известный педагог К. Д.Ушинский.  В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики  ребенка. Тогда  же  началось  систематическое  собирание  народных  произведений  для детей.

Усова А.П. считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Классификация произведений детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого. Приведем примеры:

Колыбельные песни, выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождается покачиванием колыбели, и в песнях могут появиться звукоподражания: В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты.

Пестушки, потешки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый: "Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота,.."

Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки — с подскакиванием на коленях у

взрослого; потешки — с элементами сюжета, игры "Ладушки, ладушки...", "Идет коза рогатая..."). В них появляются перечисления, диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные), напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого... Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д. Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:" Где это видано, где это слыхано... "

Жеребьевки (или «сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (Коня вороного или казака удалого?; Наливное яблочко или золотое блюдечко?). 

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов) и обычно хореический размер.

Игровые приговорки  и припевки  содержание этих произведений определяла сама игра.

В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит их к взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражания.

Заклички и приговорки — генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки.  Это короткие,  обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом,  не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: "Сколько мне жить?" Кукушка кукует, а дети считают

Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка.

Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержат просьбу-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке...

 Скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

 Молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки») — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.

Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально.

Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми как негативное. Их объекты — жирный,  беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, воображая, попрошайка, "жених и невест", а также сам  дразнила (Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированы. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени (Алешка-лепешка, Андрей-воробей...); из повторений разных форм имени ребенка (Ваня-Ваня-Валенок , Васька-Васёк, Катя-Катя-Катерина...). Уловки учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность.

Как отмечала Элеонора Павловна Костина "Среда, окружающая ребёнка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду".

Необходимо  правильно подобрать дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в использовании маленьких фольклорных форм.   Для  развития речи детей по средствам устного народного творчества  в ДОО всеми участниками  образовательного процесса (педагогами, родителями), создаются  педагогические условия:

Ø  Это подбор фольклорного материала, направленного на развитие всех сторон речи ребёнка: звуковая культура речи, связная речи, грамматический строй речи, обогащение словаря, развитие речевого и слухового внимания;

Ø  Создание разнообразных, многофункциональных пособий.

Ø  Организация  педагогического просвещение родителей по речевому развитию детей в домашних условиях при использовании фольклора.

В результате:

Ø  Дети  активней вступают в общение, в игровой деятельности в проблемной ситуации используют знания малых фольклорных форм.

Ø    Родители в общении с детьми  уходят от указаний, а вместо них используют отговорки, молчанки, уловки;  пред сном, чтобы успокоить детей поют колыбельные и т.д.

Таким образом, средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активно отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора  в повседневной жизни.

 

Список литературы:

1.  Амонашвили  Ш. Гуманная педагогика [Текст] / актуальные вопросы   воспитания и развития личности / Ш. Амонашвили.- М.: Амрита, 2010.- 288 с.

2.  Бахтин, В. С. От былины до считалки [Текст] / рассказы о фольклоре / В. С. Бахтин – М., 1988. – 84 с.

3.  Гербова В.В.  Занятия по развитию речи. М., Мозайка-Синтез, 2007

4.  Гербова В.В.  Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., Просвещение, 2007.

5.Колесникова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с.  

6.  Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -2011.-№11.

7.  Сохина Ф.А.  Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М., Просвещение, 2009.

.  .  .