Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Мой край – родная Белгородчина"

Дата публикации: 2017-09-15 11:50:06
Статью разместил(а):
Степкина Антонина Николаевна

Проект "Мой край – родная Белгородчина"

Автор: Степкина Антонина Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ детский сад с. Колосково Валуйского района Белгородской области

 

Тема: Проектная деятельность по реализации  программы «Белгородоведение»

(нравственно-патриотическое воспитание).

Проект   «Мой край – родная Белгородчина.  Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями  Родного края». 

 

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. 

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Мой край – родная Белгородчина.  Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями  Родного края» разрабатывался для детей старшего  дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству. 

 

«Постепенно расширяясь, эта любовь    

к родному переходит в любовь к своей

стране – к ее истории, ее прошлому и

настоящему, а затем ко всему    

человечеству, человеческой культуре».  

                                         Д. С. Лихачев

 

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: сентябрь 2016г. – август 2017г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет)

Образовательная область:  проект реализуется в рамках реализации программы «Белгородоведение» по нравственно-патриотическому воспитанию.

Актуальность темы:  

Проблема нравственно-патриотического воспитания   – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

    Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края. 

Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми.

Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей. 

Цели проекта:

1.       Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера. 

2.       Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Белгородской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Белгороде. 

3.       Организовать деятельность детей, способствующую развитию нравственно-патриотического  отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. 

4.     Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,

5.     Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

6.     Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.  

7.     Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.           Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания  толерантной среды в детском саду. 

2.           Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.  

3.           Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников  проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями  Белгородской области.

·                   Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

·                   Разработать перспективное тематическое планирование.  

·                   Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каж­дом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности.

·                   Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта.

·                   Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадици­онные техники.

·                   Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

·                   Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

·                   Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.

·                   Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.

·                   Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.

·                   Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза образовательного проекта.

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить нравственно-патриотические  качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта: 

1.     доступность:

·                   учет возрастных особенностей детей;

·                   адаптированность материала;

2.     систематичность и последовательность:

·                   постепенная подача материала от простого к сложному;

·                   частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

3.     наглядность и занимательность:

·                   предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4.     динамичность:

·                   интеграция проекта в разные виды деятельности

5.     дифференциация:

·                   создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития: 

1.                обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.                развитие познавательных способностей;

3.                развитие творческого воображения;

4.                развитие творческого мышления;

5.                развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности: 

1.                вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2.                активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3.                формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом 

Направление деятельности,  её этапы. Задачи

Содержание

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта

Задача: Сбор и анализ информации

 

 

1.     Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2.     Изучение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому  воспитанию.

3.     Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

 

5.     Анализ результатов педагогической диагностики

 II этап – методическое обеспечение проекта

Задача:

Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1.     Составить перспективный тематический план по  теме проекта.

2.     Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.

3.     Согласно задачам и содержанию определить формы организации

4.      Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде альбомов. 

III этап – работа с детьми

Задачи:

1.     Формировать у детей  простейшие представления о знаменитых людях и местах нашей области и города, нашего села.

2.     Формировать  у детей представления о природе нашего края «Красная книга Белгородской области и  Валуйского района»

3.    Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. 

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация  цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений. 

IV этап – работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

 

1.     Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей, буклетов с привлечением родителей.

 

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап – работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

 

1.     Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2.     Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3.     Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.

VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

 

1.     Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.

2.     Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

 

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1.     для педагога:

·        освоение проектного метода;

·        повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

·        повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2.     для детей:

·        сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей  малой Родины, её знаменитых земляках, памятниках архитектуры, героических людях, знаменательных событиях, особенностях  природы;

·        повысился уровень познавательного развития;

·        развитие творческих способностей;

·        развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;

3.     для родителей:

·        партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4.     для педагогов ДОО:

·        возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукты проектной деятельности: 

1.                 Альбомы с фотографиями  «Курская Дуга», «Дом-музей Н.Ф.Ватутина»», «Знаменитые земляки», «День освобождения села от немецко-фашистких захватчиков»

2.                  «Храмы моей малой Родины», «Моё святое Белогорье»

3.                 Альбом «Народный костюм Белгородской области»;

4.                 Картотека «Подвижные игры Белгородской области»;

5.                 Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;

6.                 Модели занятий, дидактические игры,  информационный материал для родителей и педагогов;

7.                 Наглядные материалы и пособия: буклеты, памятки, альбомы, наборы открыток. 

8.                 «Генеалогическое древо моей семьи», «Отдыхаем всей семьёй»

9.                 Альбомы с фестивалей Белгородской области: «Лето красное» (с. Холки, Чернянский район), «Маланья» (Прохоровка, парк регионального значения «Ключи»), «Праздник веника» (с. Двулучное, Валуйский район), «Клубничная страна» (пос. Уразово, Валуйский район), «Праздник сена» ( с. Солоти, Валуйский район), фестиваль народной культуры «Ореховый спас» (г. Валуйки).

10.            Альбом «День города Валуйки».

11.            Альбом-презентация: « 9 МАЯ» (отчёт об участии детей, родителей и педагогов в акции «Бессмертный полк», «Мотокросс», праздничном концерте, поздравлении  ветеранов).

.  .  .