Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Экологическая тропа в дошкольной организации

Дата публикации: 2018-05-06 17:11:19
Статью разместил(а):
Григорьева Галина Юрьевна

Методическая разработка 

Экологическая тропа в дошкольной организации

Авторы: Григорьева Галина Юрьевна

и Банина Анна Павловна

ГБОУ города Москвы «Школа № 1248»

Здание дошкольных групп №7

 

Паспорт экологической тропы

Пояснительная записка.

Создание экологической тропы на территории СП № 7 способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы: 

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

 

Характеристика тропы:

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: г.Москва, ул. Кременчугсая 5, корпус 4 ,

Год закладки: 2009

Состояние тропы: удовлетворительное

Режим пользования: познавательные  экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2007 году в районе жилого массива  «Фили-Давыдково». Район можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий. Главная проблема на данный момент как района в целом, так и территории д/о в частности – низкий процент озеленения. Решение подобной проблемы кроется в создании зон озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.

 

Правила поведения на экологической тропе 

Я сорвал цветок – 

И он увял. 

Я поймал мотылька – 

И он умер у меня 

на ладони. 

И тогда я понял, 

Что прикоснуться 

к красоте 

можно только сердцем. 

                                         П.Гвездослав 

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

 

Этапы создания экологической тропы:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям (См. Приложение 1); для детей (См. Приложение 2). Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В СП №7  хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова (См. Приложение 3). Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план. 

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

 

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

·        Экологические беседы;

·        Наблюдения;

·        Элементарные опыты;

·        Экскурсии;

·        Целевые прогулки;

·        Экологические конкурсы, викторины;

·        Решение экологических ситуативных задач;

·        Чтение художественной литературы;

·        Обсуждение и проигрывание ситуаций;

·        Трудовой десант;

·        Труд в природе;

·        «Красная книга природы»;

·        Коллекционирование;

·        Экологические досуги, развлечения, праздники;

·        Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

·        Театрализации, инсценировки.

 

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

·        Взросло-детские проекты;

·        Изготовление рисунков, поделок;

·        Субботники по облагораживанию территории СП №7;

·        Участие в конкурсах

·        Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

·        Фотовыставки;

·        Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута: 

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории СП №7. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога

 

Объекты  экологической тропы:

1. Альпинарий.

Информация об объекте:

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.

Созданный нами  «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями. Дополняет ландшафтную композицию мостик, мельница,  фигурки животных и птиц.

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

2. Липовая аллея.

Информация об объекте:

Липовая аллея – дорожка с высаженными по обеим её сторонам липами.

Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.

Весной растёт, летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается,

А цветок – то медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

(липа).

Летом, в жаркую погоду, в тенистой липовой аллее  царит приятная прохлада.

3. Лесная опушка.

Информация об объекте:

Опушка леса представляет собой край леса шириной до 150 м. Это своеобразная переходная полоса (экотон) между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т.д.) На опушке леса меняется флора, фауна и состав почвы.   Здесь нередко растут те деревья, которых не встретишь в чаще леса. На опушках можно видеть низкорослые деревья, кустарники, среди них такие, например, как малина, боярышник, ракитник, рябина, бузина, калина, шиповник, жимолость, можжевельник. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Светлые опушки предпочитают и некоторые грибы, например, маслёнок обыкновенный, опёнки и другие.

На территории участка МАДО создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Помимо высаженных кустарников,  размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник.

Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми).

4. Зеленая аптека.

Информация об объекте:   

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Объекты для наблюдений: 

1. Крапива

2. Шалфей

3. Подорожник

4. Валерьяна

5. Мать-и-мачеха

6. Календула

Аптекарский огород создан нами  для того, чтобы познакомить  детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений  за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний  о  ценности их  для здоровья, учить правилам  сбора  и сушки  трав «зеленого аптеки».

5. Сельский дворик.

Информация об объекте:

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны.  Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.

На участке детского сада создан объект «Сельский дворик»  с   малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросята и др.),плетень, улий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.

Цель:  знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

6. Капитошка – центр воды и песка.

Информация об объекте:

На территории детского сада есть объект – центр воды и песка «Капитошка». Центр воды и песка оборудован различными фонтанчиками, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста. Именно здесь проходит ежегодный, веселый детский праздник «День Нептуна». Для детей младшего возраста созданы специальная площадка для развития двигательной активности, а также центр воды и песка.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.

Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.

7. Птичий городок.

Характеристика объекта:

На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

8. Тропа здоровья.

Характеристика объекта:

Особое внимание  в нашем  детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».

Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных  разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.

 «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

9. Розарий.

Характеристика объекта:

Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы.

На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

10. Фитонцидный уголок.

Информация об объекте:

Фитонцидный уголок – это оздоровительный участок  на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Фитонцидный уголок  это живая «ширма» из фитонцидных растений (ель, сосна, сирень, элеутерококк, мята и др.), защищающих участок   от выбросов  проезжей части дороги.

Созданная  нами бактерицидная среда — это отличная площадка для занятий с детьми. Они слушают здесь рассказы педагога о действии фитонцидных растений, играют в игры («Угадай по запаху» и др.)

На данном участке  проводятся специальные  занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают   аромат  фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик, а также психогимнастика.

11. Чудо дерево.

Информация об объекте:

А у наших у ворот  чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо  расчудесное!

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А чулки да башмаки словно яблоки!

Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт

 Туфельки, сапожки, новые калошки.

Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт

 Маше — гамаши, Зинке — ботинки,  Нинке — чулки,

А для Мурочки такие крохотные голубые

 Вязаные башмачки  и с помпончиками!

Вот какое дерево,  чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,  голые пятки,

Рваные сапожки,  драные калошки,

Кому нужны сапоги,  к чудо-дереву беги!

Лапти созрели,  валенки поспели.

Что же вы зеваете,  их не обрываете?

Рвите их, убогие,  рвите, босоногие,

Не придётся вам опять  по морозу щеголять

Дырками-заплатками,  голенькими пятками!

Цель:  знакомство детей с творчеством знаменитого  детского писателя Корнея  Ивановича Чуковского; проведение театрализованных представлений и развлечений по произведениям автора.

12. Метеостанция.

Информация об объекте:

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.)

 При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя: 

·        Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

·        Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

·        Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

·        Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

13. Огородик.

Информация об объекте:

На территории детского сада есть объект – «Огородик».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях  (помидоре, фасоли, горохе, луке,  морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке),  выращиваемых в Сибири; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни  человека.

14. Сиреневый палисадник.

Информация об объекте:

Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

Если под окном растёт,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

(Сирень)

Сирень  (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.

Создание данного объекта экологической тропы на территории МАДО носит эстетическую и познавательную направленность.

15. Рябинник.

Информация об объекте:

Рябинник – роща, заросль из деревьев рябины.

Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины!

Рябина кудрявая, листочки узорные,

Твои ягоды красные все горят светофорами

Царица осенняя, рябина — красавица,

Песни петь о тебе всем нам нравится.

Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,

И сразу увидишь ты край свой родимый.

Увидишь, как машут тебе в небе синем,

Берёзы России,  рябины России.

Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.

Цель создания данного объекта экологической тропы на территории МАДО:знакомство  детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.

16. Цветочные часы.

Информация об объекте:

Цветочные часы — декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток. Для каждой местности могут быть составлены свои цветочные часы, так как время цветения, то есть открытие и закрытие цветков, в разных местностях происходят не в один и тот же час; оно либо запаздывает, либо наступает раньше. Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени.

Например:

В 3-4 часов утра раскрывается вьюнок

В 4-5 часов утра раскрывается цикорий,

В 6-7 утра –  одуванчик, полевая гвоздика, мак.

В 7-8 утра – фиалка трехцветная, бархатцы.

В 9-10 утра – мальва, мать и мачеха, календула.

В 12-13 дня – портулак.

В 14-15 дня – медуница.

В 15-17 дня – трехцветный вьюнок.

В 17-18 часов – энотера, цикорий.

В 18-19 вечера – ночная фиалка.

В 19-20 вечера – табак душистый.

В 20 часов – герань.

В 21-22 – фиалка ночная

В полдень закрывает свои цветки осот полевой, в 13-14 часов — картофель, в 14-15 часов — одуванчик, в 15-16 часов мак, в 16-17 часов — календула, в 17-18 часов — мать-и-мачеха, в 18-19 часов – лютик, в 19-20 часов — шиповник.

Целью создания  объекта «Цветочные часы» на территории МАДО является расширение знаний детей о цветочных растениях, представленных на данном объекте экологической тропы, а также знакомство с таким понятием как биоритм.

17. Березовая  рощица.

Информация об объекте 

 Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

(Береза)

Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Цель создания данного объекта: создать условие  для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;   формировать чувство бережного отношения к природе.

18. Живая изгородь.

Информация об объекте:

Живая  изгородь – это  ряд вьющихся растений, образующий сплошную стену. На участке её можно использовать и для внутренних ограждений, например для зрительной изоляции хозяйственных построек, выделения уголка отдыха.

Кроме того, живая изгородь обеспечивает защиту от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищает воздух от пыли, помогает  создать на участке особый микроклимат.

Для создания живой изгороди используют многолетние культуры: дикий виноград, хмель, плющ; Самым простым видом каркаса  является  металлический забор. По нему можно направлять рост вертикально.

Живая изгородь  —  эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.

.  .  .