Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опыт работы «Развитие сенсорных способностей у детей»

Дата публикации: 2018-04-11 18:58:17
Статью разместил(а):
Никитина Марина Маратовна

Развитие сенсорных способностей у детей

Автор: Никитина Марина Маратовна

МБДОУ "Детский сад № 8"

 

«Для каждого психического явления существуют

свои наиболее благоприятные периоды развития:

для младенческого возраста – ощущения

для раннего возраста – речь,

для дошкольного – восприятие,

для младшего школьного – мышление».

Т. В. Башаева.

 

1.Введение.

Детство – пора удивительных открытий. Мир представляет притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких – то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие. Начиная с трехлетнего возраста, ведущим видом деятельности становится зрительное восприятие. Этот процесс совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Формируется целенаправленное рассматривание, в ходе которого ребенок выделяет основные части предмета.

Важную роль в развитии восприятия играет сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания: мышление, память – строятся на основе образа восприятия. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их форме легче формируются в процессе их непосредственного восприятия. «Программа воспитания в детском саду» предполагает формирование у детей дошкольного возраста понятие о форме. Форма – это один из отличительных признаков любого предмета. Не выделив форму, ребенок не смог бы различить предметы окружающей действительности.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и  

освоение сенсорных эталонов. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач и определить основные:

- совершенствование двигательных функций - развитие и совершенствование мелкой моторики (формирование графомоторных навыков);

- развитие зрительного восприятия.

- восприятие формы, цвета, величины.

- восприятие пространства и времени.

 Таким образом, если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

2. Актуальность темы.

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников и, конечно же, нас педагогов. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, считать еще до поступления в школу, но это еще не гарантирует успешное обучение. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его умственного развития. Его осуществление происходит путем своевременного развития у детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений. То есть развитие первой сигнальной системы, которое  осуществляется с помощью формирования у детей сенсорной культуры и моторики рук. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Одним из немаловажных аспектов подготовки ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Эта проблема не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Таким образом. Связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты восприятие, внимание, память и связная речь.   

 Работая ранее над темой педагогического поиска: «Развитие математических способностей детей при подготовке к школе», я при проведении диагностики обнаружила для себя небольшие пробелы  по разделу  -  развитие восприятия. Поэтому мною было принято решение перейти к конкретной проблеме: «Развитие восприятия у детей формы, цвета, величины, пространства, времени». Работу  осуществляла по  следующим направлениям:

·        восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;

·        восприятие цвета;

·        восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет;

·        восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);

·        восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий;

·        внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений – складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;

·        восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия;

·        восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения

 

3. Цели и задачи работы по направлению.

Цель моей работы   – обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать основные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Задачи:                                                               

·         Создание  условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

·         Формирование  умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).

·         Воспитание  первичных волевых черт  характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

·         Развитие восприятия формы, цвета, величины, пространства.

·         Формирование познавательной активности, любознательности.

 

4. ПЛАНИРОВАНИЕ.

Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, мною был составлен перспективный план игр – занятий и упражнений с дидактическим материалом на каждую возрастную группу.

При планировании придерживалась следующих принципов

- посильность требований;

- постепенность усложнений;

- последовательность;

- учет возрастных особенностей детей;

- индивидуальный подход.

Работая над изучением темы не ограничивалась только играми – занятиями и упражнениями, а старалась работать в контексте всех видов деятельности: игра, рисование, лепка, прогулка и т.д.

 

Перспективный план по развитию восприятия у дошкольников

1. Обеспечивает поэтапное формирование процесса восприятия учётом возрастных особенностей детей. 

2. Поможет определить уровень развития восприятия, обнаружить проблемы в восприятии ребёнка и пути их устранения. 

сентябрь - ноябрь 

2 младшая группа 

Разнообразие форм – отбирать фигуры по образцу, выполнять действия сопоставления с помощью группировки форм, прикладывания, наложения (стр 18-21). 

"На что похожа эта фигура?" 

Какая эта фигура?" 

"Спрятались от дождика?" 

В мире цвета – помочь детям освоить понятие "цвет", различать основные цвета – красный, жёлтый, синий (стр 35 – 36). 

"Помоги рыбкам" 

"Принеси кубик" 

"Собери капельки в стакан" 

"Собери бусы для мамы" 

Что такое величина? – игры на восприятие больших и маленьких предметов, учить сравнивать предметы по параметру (54 – 56). 

"Самый большой" 

"Грибочки в лесу" 

"Семья" 

"Сестрички матрёшки" 

Восприятие пространства (стр 100,102). 

"Где что стоит" – далеко, близко. 

"Достань шарики" – глубоко, мелко 

Развитие мелкой моторики – провести линии по дорожкам, штриховка, обвести рисунок сплошными линиями 

декабрь - февраль 

Разнообразие форм – отбирать фигуры по образцу, выполнять действия сопоставления с помощью группировки форм, прикладывания, наложения (стр 22 – 24). 

"Разложи фигуры в ряд" 

"Посади на свою скамеечку" 

В мире цвета – умение различать знакомые цвета, знакомство с зелёным и фиолетовым цветом (стр 37 – 38). 

"Какого цвета предмет" 

"Собери листочки" 

"Собери цветик – семицветик" 

"Помоги козляткам быстро спрятаться от волка" 

Что такое величина? – игры на восприятие больших и маленьких предметов, совершенствовать умение сравнивать предметы по параметру (стр 56 – 58). 

"Что изменилось?" 

"Расставьте игрушки по величине" 

Построй башенку" 

"Собери пирамидку" 

Восприятие пространства (стр 100, 102). 

"Где что стоит" – далеко, близко. 

"Достань шарики" глубоко, мелко. 

"Что находитьcя вверху, а что находиться внизу?" 

Развитие мелкой моторики – провести линии по дорожкам, штриховка, обвести рисунок сплошными линиями 

март - май 

Разнообразие форм – отбирать фигуры по образцу, выполнять действия сопоставления с помощью группировки форм, прикладывания, наложения (стр 22 – 24). 

"Разложи фигуры " 

"Найди своё место" 

В мире цвета – Побуждать различать знакомые цвета, знакомство с оранжевым и голубым цветом (с.39- 40). 

"Сложи радугу" 

"Сложи пирамидку" 

"Сложи башенку из кубиков" 

"Нарисуй красками" 

Что такое величина? – игры на восприятие больших и маленьких плоских фигур, использование приёмов приложения и наложения (стр 58 – 61). 

"Обведи пальчиком фигуру", "Найди фигуру" 

"Разноцветные круги", " Разложи круги по прядку" 

"Разложи квадраты по порядку", "Наложи квадраты" 

"Наложи треугольники", "Сложи цветочки из овалов" 

Восприятие пространства (стр 100, 102). 

"Достань шарики" – глубоко, мелко 

"Что находиться вверху, а что находиться внизу?" 

Развитие мелкой моторики – провести линии по дорожкам, штриховка, обвести рисунок сплошными линиями 

июнь - август 

Разнообразие форм – отбирать фигуры по образцу, выполнять действия сопоставления с помощью группировки форм, прикладывания, наложения (стр 22, 134). 

"Обведи фигуры карандашом" 

"Собери разрезанную фигуру" 

В мире цвета – умение различать знакомые цвета, сравнивать предметы по цвету (стр 40 – 43). 

"Подбери пару" 

"Какие шарики улетели" 

"Цветная карусель" 

Что такое величина? – игры на восприятие больших и маленьких предметов  на картинке (стр 62 –64). 

"Покажи бусы", "Что такое бантики? 

"Покажи самый большой и самый маленький домик", "Найди листик" 

"Найди птичку", "Найди звёздочки" 

"Найди цветочки", "Вложи яички в свои ямки" 

Восприятие пространства (стр 100, 102). 

"Достань шарики" – глубоко, мелко 

"Что находиться вверху, а что находиться внизу?" 

Развитие мелкой моторики – провести линии по дорожкам, штриховка, обвести рисунок сплошными линиями 

сентябрь – ноябрь 

 

Средняя группа 

Разнообразие форм – развивать восприятие форм по её отличительным признакам (угол, длина сторон, наклон), учить комбинировать формы (стр 23 – 27). 

"Найди похожую фигуру" 

"Узнай фигуру на ощупь" 

"Собери бусы" 

"Сложи рисунки из фигур" 

В мире цвета – формировать умение сравнивать предметы по цвету, закрепить все знакомые цвета (стр 45 – 48). 

"Найди похожий домик" 

"Найди похожие овалы" 

"Найди похожие флажки" 

Подбери к каждому предмету цвет" 

Что такое величина? – игры на восприятие высоких и низких предметов (стр 65–68). 

"Какой высоты стол и стул?", "Перешагни препятствие" 

"Достань игрушку", "Где высокие полки?" 

"Покажи самую высокую игрушку" 

"Какое это дерево по высоте" 

Восприятие пространства (стр 100, 102). 

"Что находиться вверху,  

а что находиться внизу?" 

"Кто быстрее" - расстояние 

"Какая посуда" - глубина 

"Какая яма" - глубина 

Восприятие высоты предмета на картинках (стр 72 – 74). 

"Самые высокие и самые низкие", "Разные окна" 

"Какая крыша?", "Лесенки" 

"Яблоки и птички" 

"Палочки"

Восприятие высоких и низких фигур (стр. 68 – 70) 

«Поставь по росту», 

«Сравни предметы по росту». 

«Какая фигура выше?» 

«Найди одинаковые по высоте прямоугольники» 

«Построй лесенку из прямоугольников». 

Развитие мелкой моторики – Обвести рисунок, нарисовать рядом точно такую же фигуру по точкам. 

декабрь - февраль 

Разнообразие форм – развивать восприятие форм по её отличительным признакам (угол, длина сторон, наклон), учить комбинировать формы. 

"Собери хоровод  

друзей", стр 23 

"Обведи фигуру", стр 23 

 

"Где мой вагончик?", стр 26 

"Сложи орнамент из фигур", стр 134 

В мире цвета – развивать чувство цвета, совершенствовать умение детей сочетать цвета 

"Сложи узор из кружков и квадратиков", стр 48 

"Собери красивый букет", стр 48 

"Одень куклу красиво", стр 49 

"Сплети коврик из цветных полосок", стр 49 

Что такое величина? – игры на восприятие параметра длины (стр 75 – 81). 

"Какая это лента", "Сравни карандаши по длине" 

"Какой длин верёвочка"» "Какой длины одежда?» 

"Найди ниточки одинаковой длины". 

"Покажи длинные и короткие предметы в комнате". 

Игры на восприятие длины с плоскими фигурами (стр 77 – 79). 

"Одень куклам юбки", "Бусы" 

 

"Раздели кирпичики на длинные и короткие"? "Сложи орнамент из кирпичиков разной длины" 

"Построй лесенку из прямоугольников", "Сложи  из прямоугольников поезд" 

"Коврики", "Листики" 

 

Развитие мелкой моторики – штриховка, дорисуй узоры по клеточкам, дорисуй вторую половинку предмета, повтори рисунок в собственных клеточках 

март - май 

 

Разнообразие форм – игры на комбинирование форм (26 – 27, 134, 137) 

"Собери бусы" 

"Сложи рисунок из фигур" 

"Узнай фигуру на ощупь" 

"Собери разрезанную открытку" 

Игры на восприятие ширины на картинках (86 – 87). 

"Какие дорожки", "Полосатые флажки" 

"Какая одежда?", "Чёрные и белые" 

"Какое лицо", "Посмотри на моё лицо" 

"Подумай сам" 

Что такое величина? – восприятие параметра ширины предметов (82), игры с широкими и узкими плоскими фигурами (84 – 85) 

"Какие это ленты?", "Определи ширину окон и дверей" 

"Положи в коробочку предмет", "Разложи полоски" 

"Построй дворец", "Сложи орнамент" 

"Найди широкие и узкие вазы", "Построй лесенку" 

Восприятие времени (стр111). 

"Назови части суток" 

"Какая часть суток нарисована на картинке" 

"Когда мы просыпаемся, завтракаем, обедаем и т.д." 

"Что мальчик делает?" 

Развитие мелкой моторики – Обвести рисунок, нарисовать рядом точно такую же фигуру по точкам. 

июнь – август 

 

Игры на восприятие толщины строительных кубиков (стр 89) 

"Какой толщины кирпичики?", "Построй стену" 

"Построй ворота", "Построй гараж" 

"Построй дворец", Построй беседку" 

"Поигай кирпичиками", "Сложи стену из кирпичиков" 

Игры на восприятие толщины предметов на картинках (стр 92 – 93) 

"Какой ствол?", "Стебельки" 

"Какие брёвна?", "Разные книги" 

"Скамейки" 

"У человека" 

Что такое величина? – восприятие параметра ширины предметов (стр88 – 91) 

"Разложи палочки", "Разбери верёвочки" 

"Какой это бутерброд?", "Определи толщину" 

"Какая это ткань?", "Разложи ручки" 

"Определи толщину бумаги", "Определи толщину разных предметов" 

Развитие мелкой моторики – штриховка, дорисуй узоры по клеточкам, дорисуй вторую половинку редмета, повтори рисунок в собственных клеточках. 

 

 

Старшая группа 

сентябрь -ноябрь 

Разнообразие форм –  побуждать детей распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании. Размерах. (стр 27-30) 

«Придумай свой орнамент» 

«Из каких фигур нарисованы флажки?». 

«Чем похожи домики?.». 

«Из каких фигур сложили фигуры?». 

В мире цвета – продолжать развивать у детей чувство цвета (стр 49 – 50) 

«Подбери красивое сочетание цвета».                         

«Сложи красивую пеструю ткань для шторы». 

«Нарисуй ковер», 

«Нарисуй природу». 

«Смешай краски» 

Что такое величина? – измерение параметров величины (стр 94 – 95) 

«ак измерить высоту» 

«Как измерить длину» 

Восприятие пространства (стр.100 – 103)) 

«Что ближе, что дальше». 

«Далеко – близко». 

«Какая посуда?» - лубина 

«Сравни рыб» - глубина 

Восприятие времени года (стр113) 

«Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?» 

«В какое время года нужны эти предметы?» 

«Что перепуталось на картинках?» 

Установление последовательности событий (стр 116) «Что сначала, что потом?» 

Времена года 

Части суток 

Развитие мелкой моторики – штриховка, дорисуй узоры по клеточкам, дорисуй вторую половинку предмета, повтори рисунок в собственных клеточках. 

декабрь - февраль 

Восприятие направления – вверху, внизу, спереди, сзади (стр 104 – 106) 

"Где предмет?" 

"Где фигура?" 

Что, где?" 

"Что, когда?" 

Восприятие времени (стр 112) 

"Какое сейчас время суток? Как ты догадался?" 

"Что перепуталось на картинках?" 

Что такое величина? – измерение параметров величины (стр 94 – 95) 

"Как измерить ширину?" 

"Как измерить толщину?" 

Восприятие времени года (стр 113) 

"Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?" 

"В какое время года нужны эти предметы?" 

"Что перепуталось на картинках?" 

Развитие мелкой моторики – графический диктант. 

 

 

 

 

 

 

Восприятие времени (стр 112) 

"Какое сейчас время суток? Как ты догадался?" 

"Что перепуталось на картинках?" 

Что такое величина? – измерение параметров величины  "В походе"(стр 96 ) 

Восприятие времени года (стр 113) 

"Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?" 

"В какое время года нужны эти предметы?" 

"Собери картинку" – времена года 

Установление последовательности событий (стр 116). "Что сначала, что потом?". 

"Времена года"

"Части суток"

Развитие мелкой моторики – графический диктант 

июнь - август 

Чувство времени (стр 114) 

"Что сделают быстрее?" 

В какой магазин девочка сходит быстрее?" 

"Кто придёт быстрее? Почему?" 

Показать детям на примерах что такое секунда. минута, час. ( стр 115) 

Восприятие направления (стр 106, 107) 

"Найди похожие картинки" 

"Узнай свою карточку" 

"Справа, слева" 

«Впереди – сзади». 

Восприятие времени года (стр 113) 

"Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?" 

"В какое время года нужны эти предметы?" 

"Что сначала. что потом?" – времена года 

Установление последовательности событий (стр 116). "Что сначала, что потом?". 

"Времена года" 

"Части суток" 

Развитие мелкой моторики – графический диктант 

сентябрь - ноябрь 

 

 

Подготовительная группа 

Разнообразие форм – Побуждать детей выделять существенные детали любой знакомой формы, применять свои умения к обследованию более сложных форм, находить в них знакомые формы и детали 

"Какие фигуры ты видишь на рисунках?" 

"Найди похожие фигуры" 

"Сложи орнамент" 

"Нарисуй с помощью больших и маленьких кружков" 

Восприятие пространства (стр 101 – 103) 

"Как сидят птички?" 

"Здесь или там?" 

"Какая лужа глубже?" 

"Найди глубокий колодец" 

Установление последовательности событий (стр 116) "Что сначала, что потом?" 

                            «Времена года» 

                             «Части суток» 

Развитие мелкой моторики – штриховка, рисование узоров по точкам, графический диктант 

декабрь-февраль 

Восприятие направления (стр 106 – 109) 

"Впереди – сзади" 

"Справа – слева" 

"Узнай свою карточку" 

"Сравни колечки" 

Игры на длительность и частоту событий (стр 117) 

"Повтор  за мной" отбивание ритма 

"Назови кто на рисунке старше" 

"Что бывает чаще" 

"Куда ты ходишь часто, куда редко?" 

Знакомство с часами, способами определения времени. 

"Часы" 

"Секунда" 

"Минута" 

"Час" 

Развитие мелкой моторики – графический диктант. 

март - май 

Восприятие направления (стр 106 – 109) 

"Узнай свою карточку» 

"Сравни колечки" 

"Найди и нарисуй" 

Игры на длительность и частоту событий (стр 117) 

"Что длиннее? Сутки, часы, минуты, секунды?" 

 

По аналогии 

"Что длиннее? Сутки, неделя, месяц, год?" 

По аналогии 

Развитие мелкой моторики – графический диктант 

июль-август

Восприятие направления (стр 106 – 109) 

"Вокруг домика" 

 

"Куда идут дороги?" 

Определение времени по часам 

"Что показывают часы?" 

"Что показывает маленькая стрелка. А что большая?" 

Развитие мелкой моторики – графический диктант 

 

5. Создание условий.

Особое внимание уделяла  созданию условий для успешного  развития восприятия у детей: комфортность, взаимодействие с родителями. Понимая, что только  грамотное взаимодействие позволит совместно выявлять, осознавать и решать проблемы восприятия у детей, использовала разнообразные методы и формы работы:

-беседы;

-консультации;

-анкетирование;

-стенды;

-памятки;

-родительские собрания;

-участие в выставках, досугах, развлечениях; в оснащении предметно-развивающей среды.

Подробно рассказала  родителям на родительском собрании о содержании работы по развитию восприятия у детей, о важности его развития,  а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
В группе с родителями оформили выставку дидактических игр и игрушек, способствующих развитию  восприятия. Родители помогли приобрести и изготовить новые игры.

 

6. Организационная работа с детьми по развитию восприятия.

В работе с детьми по данному направлению придерживалась следующих принципов:

Дифференцированный подход 

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его  индивидуальность,  поддерживать и развивать.

Сотрудничество.

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется, с каким, либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе».  Например, собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень, теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнял задание.

Психологический комфорт каждого ребенка 

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.                                                          

В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!».

Вариативность  

В индивидуальной работе, а также для поддержания интереса, старалась использовать варианты заданий близких по целям, но предполагающих действия с разными предметами.

Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи на игровое поле»,   «Собери  грибочки», « Гуси с гусятами», «Спрячь мышку», «Найди пару» , «Подбери колесо» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды,  размер, форму   предметов в групповой комнате, на прогулке.  Закрепление проводилось как на занятиях, так и в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.

     

6.1. Особенности организации работы с детьми.

Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления.      В дошкольном возрасте происходит,  знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный),  в процессе практической и игровой деятельности.

      Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств,  предметов с усвоенными эталонами.
Методы и приемы, используемые мною в работе с детьми по развитию восприятия.
     Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Среди множества фигур я учила детей различать шесть основных форм — треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении, используя определённую последовательность:  различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние.
      Основные задачи при знакомстве с формой предмета   я связывала с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы.  Для ознакомления детей с разновидностями формы и развития точности их опознания для работы оказались полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек».

Приведу пример: для игры потребуются два комплекта одинаковых фигур, в одном из которых фигуры должны быть вырезаны из толстого материала (оргстекла, фанеры).

Задача игры заключается в том, чтобы безошибочно

отыскать в мешочке на ощупь оба экземпляра фигуры, указанной на рисунке или предварительно показанной ребенку, а позднее только по названию формы.
Действуя, путем проб и примеривания, ощупывания и т. д. мои дети начинали проявлять внимание к свойствам и отношениям предметов, учились использовать эти знания на практике в повседневной жизни.
При организации игр я  соблюдала  последовательность. Задания давала с постепенным усложнением не только самого содержания, но и требований к его выполнению и объяснению в слове производимых действий.

Величина. Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений: длины, ширины, высоты, толщины. Восприятие различных параметров величины, так же как и формы, в дошкольном возрасте осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по выделенному признаку.

Изначально в своей работе я  использовала образцы одинаковых величин.  Следующим этапом работы  явилось обучение различию между предметами по величине. Каждый параметр величины (длина, ширина, высота, толщина) осваивались самостоятельно, но на основе предыдущего параметра по аналогии - сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а далее в уме с опорой на рисунок или исключительно по представлению.
Таким образом, для каждого параметра величины я использовала  четыре типа игр и упражнений: с предметами, плоскими фигурами, рисунками и по представлению.

Здесь также уместно отметить такую особенность, как первоначальное  использование заданий с более контрастными величинами, постепенно добавляются менее контрастные промежуточные размеры, которые позволяют развивать точность глазомера.
Приведу  пример использования упражнений, соответствующих всем четырем типам заданий:
      1. Сравнивание предметов мебели по высоте (детей по росту):
      - сравнивание предметов мебели между собой.  Дидактическая игра «Что в комнате выше лежит?»;
      - сравнивание деталей строительного набора (игрушек и т. д.);
      - сравнивание по росту двух детей, взрослого и ребенка (далее увеличивать количество детей до 5-7).
       2. Сравнивание плоскостных изображений:
      - подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины;
      - сравнивание плоскостных геометрических фигур (столбики, треугольники и т. д., различающиеся лишь по одному признаку — высоте).
      3. Сравнивание нарисованных предметных изображений, например изображений геометрических фигур, по-разному расположенных на листе бумаги.
      4. Сравнивание предметов по параметру высоты по представлению, например дидактическая игра «Что ты знаешь высокое и низкое?» (многоэтажный дом высокий, а одноэтажный низкий, заводская труба высокая, а труба на крыше дома низкая и т. д.).
     Понятие величины абстрактное, поэтому обучала детей  определению величины при помощи условных мер. Выбирая предмет, равный образцу, ребенок измерял образец полоской бумаги (ленточкой), а затем по мерке отыскивал предмет нужной величины.

      Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.

Опыт работы  показывает, что в каждой группе есть дети со  сниженной цветовой чувствительностью. Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают огурец в красный цвет, кошку в синий и т. д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.

Работа по ознакомлению детей с цветом  имеет свои особенности и поэтому проводила  её в несколько этапов.

1. Игры и упражнения  на выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету.

2. Задания, основанные на зрительном сближении, т.е. примеривании предметов по цвету:  типа «Найди похожий цвет по образцу».

Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый ).

3. На последнем этапе формировала умение сопоставлять цвета, их  оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и, что очень важно, создавать их по собственному замыслу («Цвета радуги», смешивание палитры ит.д.), что способствовало развитию  творческих начал детей  и формировало  их эстетическое восприятие.

Восприятие пространства занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем, оно включает в себя практически все анализаторы, поэтому мне пришлось решать несколько задач: 

1. Научить детей воспринимать такие характеристики пространства, как: далеко, близко, верх, вниз, слева, справа,  впереди, сзади. В дошкольном возрасте  эти представления доступно формировать через движения тела, конечностей, поворотов головы и тела.

2. Научить воспринимать пространство во  взаимосвязи двигательных, зрительных признаков и словесных оборотов.

 Использовала игры:

- направленные на восприятие расстояний и глубины «Достань шарики»,

« Далеко – близко»

-  направленные на восприятие направления «Где фигура?». 

- ориентировка на листе бумаги.

Особенно полезны и очень нравятся моим детям задания на ориентировку на       листе  бумаги в клетку.

Начинала работу с простых заданий:

·        обвести клетку в любом месте листа.

·        затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка;

·        обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Использую  в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах  дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п.

Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предлагаю  детям посчитать, сколько фигур в каждой строке, каких фигур больше и почему.

Так же провожу игру – «Где находится?»  

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги. Материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета.  

Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.  

Установка ребенку: посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг? овал? квадрат? треугольник? прямоугольник? Покажи, что нарисовано справа от круга? Слева от круга? Затем задание усложняю: лист с геометрическими фигурами убираю, и ребенок должен по памяти нарисовать геометрические фигуры в определенном месте на  листе бумаги, или на слух: красный круг в левом верхнем углу, желтый квадрат в правом нижнем углу и т.д. Затем если ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др. 

Пример такого диктанта: Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т.д.

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

Время, как и пространство,  одна из основных форм существования материи. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде.

При развитии восприятия времени ставила определенные задачи: 

  - научить воспринимать такие характеристики времени, как время суток (утро, день, вечер, ночь), время года (весна, лето, осень, зима), измерение времени (часы, минуты, секунды). Образы  временных промежутков, периодов и других характеристик формируются на основе опыта, получаемого через действия, эмоциональные переживания и внешние изменения в окружающем мире, которые можно обнаружить путём наблюдения.

     Чтобы у ребёнка формировалось правильное восприятие времени, при организации  игр по всем разделам соблюдала последовательность, ориентируясь на возможности ребёнка и уровень усвоения.  «В какое время года нужны эти предметы?», «Что сначала, что потом?».

   При выполнении всех выше перечисленных особенностей позволило мне развить восприятие дошкольников на достаточном уровне и подготовить их к обучению в школе.

 

7. Организация предметно-развивающей среды.

Одним из важных условий для полноценного развития восприятия детей считаю создание специальной развивающей среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).  Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: машинки, зайчики, матрешки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного;  изготовлено панно «Мишки».  Для наглядного ознакомления с формой, предметов было  сконструировано панно «Коврик» (ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике),  «Контуры», на котором   изображения  контуров предметов для вычленения отдельных форм. Хочется отметить, что предметы также имеют разнообразную окраску.

 

Центр развития восприятия группы «Радуга»

Содержание.

Ø Игры: «Танграм», «Колумбовое яйцо»

Ø Наглядный материал и дидактические игры:

                     - времена года                                                                   

                      -дни недели

                      -части суток

                      -Прописи и рабочие тетради          

                      -ориентировка в пространстве; знакомство с клеточками;    цвет, форма, величина.   

Ø Картотека образцов выкладывания из счетных палочек.

Ø Картотека образцов графического диктанта.

Ø Детская литература по развитию восприятия формы, цвета, величины, пространства.

 

8. Результаты работы.

Для отслеживания результатов работы я использовала диагностику уровня развития восприятия. Инструментарий разработала, опираясь на методики Т. В. Башаевой; А. В. Сунцовой «Изучаем пространство»; Д. Б. Эльконина «Графический диктант». Карты  обследования формировала с учетом возрастных особенностей развития детей. Обследование проводила 2 раза в год – сентябре и мае.

Критерии оценки:

Высокий уровень - ребенок самостоятельно выполняет  задание, правильно отвечает на вопросы.

Средний уровень - ребенок выполняет задание с дозированной помощью взрослого.

Низкий уровень -  ребенок не выполняет задание даже с помощью взрослого.

Диагностика использовалась в целях индивидуализации педагогического взаимодействия с ребенком.

После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбирала задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, ребенок пришел  в начале декабря, диагностика показала, что ребенок не знает и  не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад с сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то  ему  даю задание на их различение  «Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.

 

Рабочие материалы для проведения обследования

Карта обследования  «Развитие восприятия» детей второй младшей группы.

Ф.И.реб-ка.

Геом. фигуры

Цвет

Величина

Пространство

итог

знание

ориентир

знание

ориенир.

большой

маленький

высоко

низко

далеко

близко

глубоко

мелко

вверху

внизу

Нач. года

Кон. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта обследования  «Развитие восприятия» детей средней группы

Ф.И.реб-ка.

Гем. фигуры

Цвет

Пространство

Величина

Восприятие времени

Итог

знание

ориенир.

знание

ориентир

вверху -внизу

Глубоко - мелко

высокий

низкий

длинный

короткий

широкий

узкий

части суток

Времена года

Нач. года

Кон. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

Карта обследования  «Развитие восприятия» детей старшей группы.

Ф.И.реб-ка 

Цвет

Геом. фиг.

Ориентировка в пространстве

Времена

года

Ориентировка во времени

Восприятие направления

Итог

ориентир

ориенир

далеко

близко

глубоко

мелко

 

 

 

 

 

 

справа

слева

спереди

сзади

вверху

внизу

нач.года

кон.года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

Карта обследования  «Развитие восприятия» детей подготовительной группы.

 

Ф.И.реб-ка

Оттенки цветов

Геом. фигуры

Ориентировка в пространстве

Ориентировка на листе

Ориентировка во времени

Итог

 

 

 

 

 

 

Графический диктант

Часы

Год, месяцы,

сутки, неделя

Нач.

года

кон. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

Диаграммы результатов работы по теме «Развитие восприятия»

Проводимая мною диагностика позволяла отслеживать ежегодную динамику в формировании процессов детского  восприятия.

График результативности работы по  развитию восприятия детей 2010-2013гг.

Итак, график показывает результаты работы, проводимой мною в течение 4 лет по теме «Развитие восприятия дошкольников». Как видим, получен положительный результат: достаточно высокий уровень развития восприятия у выпускников: динамика по высокому уровню – 63% (10 детей),  по низкому -53% (11детей). Считаю,  что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме способствует развитию восприятия у детей, а также познавательной деятельности, развитию речи. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного  развития. Работа, проведенная с детьми по данному направлению – эффективна и перспективна. 

Восприятие можно и нужно развивать. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей формы, цвета».

2.Васильева И. «Готовим руку к письму».

3.Гурьянова. Ю. «Математические игры и головоломки для малышей»

4. Гобова М.А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6 – 7 лет».

3.Сунцова А.В.  Курдюкова С.В. «Изучаем пространство».

5.Лебеденко Е.Н. «Формирование представлений о времени у дошкольников». 

6.Москаленко В.В. «Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений».

8. Эльконин Д.Б.методика  «Графический диктант».

.  .  .