Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактические игры как средство развития памяти у дошкольников

Дата публикации: 2018-03-19 18:39:32
Статью разместил(а):
Доброва Юлия Владимировна

Дидактические игры как средство развития памяти у  дошкольников

Автор: Доброва Юлия Владимировна

 

Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Это является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков . Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.  

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется, это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. При помощи дидактических игр развиваются, необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается на процессе школьного обучения и имеет большое значение для дальнейшего развития личности.  

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребенка. Под образной памятью в психологии традиционно понимается память на все многообразие конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и пр. следует подчеркнуть, что образную память нельзя рассматривать как механическую, фиксирующую внешние случайные связи, как приходящую, начальную ступень в развитии словесно-логической памяти. В дальнейшем образная память перестраивается, усложняется, создавая предпосылки для развития словесно-логической памяти, вступает с ней в сложные взаимоотношения, во многом определяя ее эффективность. В конце дошкольного возраста в памяти ребенка происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти.

Исследования З. М. Истоминой, показали, что развитие произвольной памятипроходит в три этапа. Первоначально не ставится цель запомнить; второй этап характеризуется наличием мнемической цели, но без применения способов; на третьем этапе используются способы запоминания. Это переход к сознательно управляемым мнемическим действиям включает такие этапы:

- ребенок принимает мнемическую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого (мнемоника – совокупность приемов, облегчающих запоминание);

- ребенок использует мнемические средства сначала неосознанно, а затем осознанно;

- ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для ее реализации мнемические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т. е. осознает ее не как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно.

Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым моментом. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, отвечают следующим требованиям:

- процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение, частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество и т. д.

- процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

- должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно, и самих показателей запоминания;

- в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

Необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок;

- игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

Исходя из указанных требований, мною были применены дидактические игры, включая группы, соответствующие трем этапам становления произвольной образной памяти.

Игра «Магазин» 

Материал: 6-10 игрушек, 20 карточек с изображением узоров из геометрических фигур и разрезанных на две половины.

Руководство: воспитатель предлагает детям поиграть в «Магазин», расставляет на полу игрушки и кладет возле каждой половину каточки, обращая внимание детей на то, что каждая игрушка обозначена определенной карточкой. Ребенок (покупатель)должен запомнить карточку желаемой приобрести игрушку и найти ее вторую половину. Если он правильно это сделает, то может, приобрети игрушку. Ребенок (продавец) запоминает туже самую часть карточки и проверяет правильность узнавания по памяти. Рослее этого продавец и покупатель составляют целое изображение из двух частей. Если покупатель не ошибся, то он забирает игрушку, если нет, то анализирует ошибки. Если продавец запомнил изображение правильно, то он продолжает выполнять эту роль.

Игра «Кто быстрее» 

Материал: игровое поле с изображением 4 домиков, к каждому из которых ведет дорожка из пяти клеток, наборы из 15 карточек с изображением геометрических фигур, разрезанные на две половины.

Руководство: воспитатель предлагает детям посоревноваться: каждый играющий выбирает себе домик, до которого он хотел бы добежать по дорожке. Затем воспитатель показывает каждому ребенку по очереди половину карточки, предлагает ее запомнить и найти другую ее половину. Если ребенок правильно составит картинку, то он закрывает ее пустую клеточку на дорожке игрового поля. Выигрывает тот, кто первым добежит до домика, закрыв се клеточки на дорожке. Игра проводится несколько раз. Выигрывает тот, кто получил больше флажков.

Игра «Составь картинку» 

Материал: изображение различных предметов – дома, деревья, цветы и т. д. – на магнитной доске. Каждому изображению соответствует несколько вариантов, отличающихся цветом, формой, величиной, деталями.

Руководство: игра походит в три этапа. На первом после формулировки игровой задачи «Я нарисую картинку, а затем ее спрячу и загадаю о ней загадки» - воспитатель предлагает подумать детям, что нужно сделать, чтобы отгадать загадки. После ответов детей он говорит, что нужно запомнить о предметах. Затем воспитатель выкладывает картинку на доске, сопровождая свои действия объяснениями, выделяя признаки предметов. После этого изображение закрывается и детям предлагается выложить точно такое же. На втором этапе воспитатель выкладывает изображение без объяснений. На третьем этапе предлагается детям самим выложить картинку и придумать вопросы к ней. При повторных проведениях игры целесообразно заменять не все детали картинки, а лишь некоторые из них или изменять расположение деталей относительно друг друга.

.  .  .