Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Корреляция деятельности логопеда и воспитателя в процессе речевого развития дошкольника

Дата публикации: 2018-03-09 19:36:04
Статью разместил(а):
Ягупец Марина Леонидовна

Корреляция деятельности логопеда и воспитателя в процессе речевого развития дошкольника

Авторы: Сайфулина Г.М. и Ягупец М.Л.

МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №438", Екатеринбург

 

Ничто для нас столь обыкновенно,

ничто столь просто кажется, как речь наша,

но в самом существе ничто столь удивительно есть,

столь чудесно, как наша речь.

А.Н. Радищев

 

Первая сигналь­ная система начинает формироваться у детей сразу после рожде­ния, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с раз­витием психики — позднее. Устная речь основана на образовании сложной системы услов­ных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, уча­ствующих в произнесении слов. Эта система называется артику­ляцией, и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.

Образование устной речи в основном заканчивается к 5—7 го­дам. У дошкольников большую роль в формировании речи приоб­ретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность.

При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка.

Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми и, вместе с тем, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе развития речевой функции принадлежит логопеду.

Функции логопеда:

·           Диагностическая

·           Профилактическая

·           Коррекционно-педагогическая

·           Организационно-методическая (учит воспитателей, родителей)

·           Консультативная

·           Координирующая (координирует направления работы)

·           Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только логопед).

Задачи логопеда:

-      Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

-      Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.

-      Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.

-      Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.

-      Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.

-      Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе.

-      Помощь в  организации полноценной речевой среды.

-      Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

 Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи воспитателя:

    Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания, включая содержательную предметно-пространственную среду, мотивирующую на познавательно-исследовательскую деятельность.

    Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный  час);

- проведение групповых занятий по развитию речи (эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах);

- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью;

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

¾      Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушение внимания и памяти;

- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики;

- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Сотрудничая, в целях формирования и коррекции речевой функции у детей, специалисты проводят фронтальные занятия по развитию речи.

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.

Помощь логопеда часто требуется воспитателю при заучивании детьми стихов к утренникам и конкурсам чтецов, разучивании текстов песен, постановке театрализованных представлений (работа над правильным произношением и интонационной выразительностью).

Корреляция деятельности логопеда и воспитателя является необходимым фактором успешности речевого развития дошкольника и достижения им целевых ориентиров, намеченных ФГОС дошкольного образования. 

 

Используемая литература:

• М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

.  .  .