Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) ООД

Дата публикации: 2018-02-07 18:46:02
Статью разместил(а):
Писарева Елена Николаевна

Формирование экологических представлений у дошкольников на индивидуальной (логопедической) ООД

Автор: Писарева Елена Николаевна

 

Как показывают результаты логопедических обследований, за последние годы, нарушения произношения звуков  у дошкольников  увеличивается  как количественно, так и качественно. Наряду с усложнением  произносительной патологии наблюдается низкий уровень  сформированности  у детей  фонематических  процессов, лексико — грамматических категорий и связной речи.

Для повышения эффективности коррекционной работы посредством  активизации дошкольников  в процессе  преодоления нарушений  звукопроизношения были созданы дидактические комплексы  по формированию  экологических представлений  у дошкольников (приложение). Это связано с  тем, что  2017 год по указу  Президента РФ В.В. Путина,  объявлен  в стране  годом экологии. Цель этого решения  - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим  в экологической сфере, и улучшить состояние  экологической безопасности страны. Важно сказать,  именно в дошкольном возрасте  закладывается фундамент  конкретных представлений и знаний о природе  родного края и страны.

Природное окружение представляет большие возможности для  разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Воспитание сопереживания и сострадания происходит  в неразрывном единстве  с формированием  системы  доступных  дошкольникам экологических знаний, которые включают:

  • представления  о растениях и животных  как уникальных  и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения  этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми  существами  и средой их обитания, приспособленности  растений и животных  к условиям  существования;
  • сознания того,  что все живые  существа  на земле  связаны  друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все  друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть  биологическое равновесие)  и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющую  существовать одновременно.

В детском саду уделяется большое внимание на экологическое воспитание дошкольников, созданы все условия для развития  наблюдательности (воспитатели ежедневно проводят наблюдения за погодой, насекомыми, деревьями, почвой, явлениями природы, читают стихи, рассказы о временах года, о животных, птицах, слушают музыку), умения бережно относится  к окружающему миру, формирования  представлений  об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах  поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Охранять природу от  ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях  бережное к ней отношение — главная  задача общества. И именно в дошкольном возрасте  усвоение  основ  экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш  воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромное: она встречает  малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота  окружающего  мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и в конечном счете  любовь к Отечеству. «Рыбе вода,  птице — воздух, зверю — лес, степи,  горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит  охранять Родину» - так  писал  русский писатель М.М. Пришвин.

Цель создания дидактических комплексов по формированию экологических представлений  у дошкольников  - организация условий для повышения мотивации коррекции звукопроизношения.

Задачи:

  • формирование фонетико — фонематичесого восприятия;
  • развитие лексико — грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • способствование развитию общения детей, коммуникативных навыков.

       

Игры (дидактические  комплексы) по формированию экологических представлений у дошкольников

(все игры проводятся с картинками по теме)

Игры  на  формирование  фонетико — фонематических  восприятия:

1. «Назови картины» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация звука в речи, расширение  предметного словаря.

Ход игры: ребенок  называет картины  с заданным звуком.

2. «Четвертый лишний» (на заданный звук - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация  звука в словах, формирование фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок находит картину, в названии которой  не слышится  изучаемый звук.

3. «Запомни и назови» (на заданный звук  - на звук, который автоматизируется в речи).

(по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы») (5 — 7 картин, в зависимости от возраста ребенка).

Цель: автоматизация  звука в словах, развитие мышления, внимания, памяти.

Ход игры: выставляется  5 — 7 картин, ребенок называет  и запоминает их, затем  называет по памяти.

 

Игры  на развитие лексико — грамматического строя речи:

1. «Мой, моя, моё» (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»,  «Домашние животные»,  «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах , упражнение  в различении существительных мужского,  женского, среднего родов, соотнесение  притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными.

Ход игры: ребенок берет картину,  называет  с  нужным словом — мой, моя, моё.

2. «Скажи ласково» (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в  употреблении уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных.

Ход игры:  ребенок, взяв картину называет слово ласково.

3. «Один — много» (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация  поставленного звука в словах, упражнение  в образовании существительных во множественном числе.

Ход игры: ребенок  называет слово сначала в единственном, затем  во множественном числе.

4. «Какой, какая, какое?» (1 вариант) (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование  умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Ход игры: ребенок называет слово,  согласовывая  прилагательные  с существительными.

5.  «Какой, какая, какое?» (11 вариант) (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование  умения образовывать  относительные  прилагательные в роде.

Ход игры: ребенок называет  слово, согласовывая прилагательные  с существительными.

6. «Сосчитай — ка до 5» (по лексическим темам «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение в изменении сочетаний, образованных из   числительных  и  существительных.

Ход игры: ребенок считает  слова — предметы  до 5, согласовывая  числительные и существительные.

7. «У кого кто?» (по лексическим темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, упражнение  в назывании детенышей  животных (птиц).

Ход игры: ребенок называет детеныша животного (птицы),

8. «Четвертый лишний» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», "Деревья", "Цветы", «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, формирование  фонетико — фонематического слуха, развитие мышления, внимания.

Ход игры: ребенок определяет  лишнюю картину, дает обоснованный  ответ, почему лишний

( например,  яблоко, груша, апельсин, свекла.  Свекла лишняя, потому что овощ, а яблоко, груша, апельсин  - фрукты).

 

Игры на развитие связной речи:

1. «Составь предложение с заданным словом» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах,  формировать умение составлять  предложение  с заданным словом.

Ход игры: ребенок берет картину  и  составляет предложение,  включая это слово.

2. «Расскажи — ка» (по лексическим темам  «Фрукты»,  «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Домашние птицы»).

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, составление рассказа о предмете (объекте), по предложенному плану (схеме), обогащение  знаний  воспитанников  о предметах (объектах), развитие связной речи.

Ход игры:  ребенок с помощью взрослого, по предложенному плану (схеме), составляет  описательный рассказ о предмете.

.  .  .