Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Долгосрочный проект для детей подготовительной группы "Моя страна - моя Россия"

Дата публикации: 2018-01-26 11:50:11
Статью разместил(а):
Цивилева Оксана Юрьевна

Долгосрочный  проект для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

«Моя страна – моя Россия»

Авторы: И.Н. Лазарева и О.Ю. Цивилева

МБДОУ д\с № 14 «Сказка»

 

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

  Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.

  В проекте система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:

·                    Мой детский сад;

·                    Будем Родине служить;

·                    Моя малая родина, мои город;

·                    Моя семья

·                    Страна, ее столица, символика.

·                    Культура и традиции;

   В  проекте «Моя страна – моя Россия» предложен материал для работы с детьми подготовительной к школе группе, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области.

Участники проекта: дети  подготовительной группы,  воспитатель, логопед и родители.

Место проведения: МБДОУ д\с №14 «Сказка», г. Верхний Уфалей, Челябинская область.

Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
            Сроки проведения проекта: с сентября по май.

Цели:                                                                              

Формирование  у  детей духовности, нравственно – патриотических чувств.

 Задачи проекта:

1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.

2.Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

3.Развивать  интерес к русским традициям и промыслам.

4. Формирование элементарных знаний о правах человека.

5.Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) 

Актуальность проекта. По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма. Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями - это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о нашей Родине, ее природе!

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к семье, к детскому саду,  своему городу и стране – любовь к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.  Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Перед выбором темы проекта нами было поведено анкетирование детей и родителей, которое показало следующие результаты: к 5 годам у 75 % детей недостаточный уровень познавательного интереса к истории и культуре города, области и страны; у 68 % - низкий уровень знаний об истории своего города; 80% родителей не могут посещать культурно – массовые мероприятия совместно с детьми по разным причинам; 35 % родителей затрудняются в знании истории города, области; 10 % родителей не знают и не хотят знать историю города и страны.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в МБДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Описание этапов работы над проектом:

1-й этап: подготовительный 

Предварительная работа педагога

Изготовление:

– альбомов по темам: «Верхний Уфалей путешествие по городу от А до Я», «Златоустовская гравюра», «Каслинское литье»,  «Московский кремль», «Природа Урала», «Русская изба», «Города Челябинской области», «Писатели родного края», «Русские народные костюмы».

– Подготовка выставки книг по данной теме.

– пополнение картотек стихов по данной теме.

– подбор и изготовление дидактических игр.

2-й этап: основной

Работа с детьми по образовательным областям:

Блок «Детский сад»

Познавательное развитие

 

Беседы:

«Чем занимаются в детском саду»

 «Взаимосвязь труда взрослых вдеском саду»

 «Этикет в детском саду»

 «Права и обязанности ребенка»

Социально – коммуникативное развитие

 

  С\р игры:

  «Детский сад»

  «Семья»

 Д\и «Опиши друга»

Д\и «Назови профессии»

  - Целевая прогулка по территории детского сада «Во что играют дети?»

 - игра в слова «Уроки вежливости»

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

- Считалка С. Волкова «В детском садике детишки…»

- Загадки о детском саде, детях, профессиях.

- Рассматривание сюжетных картинок, составление рассказов по теме «Безопасность в детском саду»

- Составление рассказа «Первый день Тани в детском саду»

 - Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

В. Драгунский «Заколдованная буква»

В. Драгунский «Друг детства»

Пересказ  «Как друзья познаются» С. Михалков

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование:

 - «Детский сад мы строим сами…»

 «Спутники»

Рисование:

  - «Наш детский сад»

  - «Портрет друга»

  «Моя группа»

Лепка:

 - «Пластилиновый спектакль»

Аппликация:

 - «Наша клумба»

 - «Качели – карусели» 

Музыкальное развитие

  - Работа с пропевкой «Спой ласково имя друга»

 

Физическое развитие

- П/и «Мы веселые ребята»

 - П/ и «Догони свою пару»

 - игровое упражнение «Физкультурное занятие в детском

 саду»

Блок «Будем Родине служить» 

Познавательное развитие

 - Беседа «От богатырей до солдат Российской армии»

 - Беседа «На дальних рубежах»

 - Беседа «Защитники отечества в нашей семье»

 - Беседа «Сыны отечества»

 - Беседа «День Победы»

 - Беседа «Не даром помнит вся Россия»

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

- Чтение К. Авдеенко «Защитникам отечества»

 - Рассказ А. Иванова «Как Андрейка на фронт бегал»

 - Чтение «Первый ночной таран» С. Алексеев

 - Заучивание фрагмента стихотворения М. Владимирова «Ещё тогда нас не было на свете»

 - Заучивание считалки «Аты – баты…»

 -  Рассказ по картине В. Васнецова «Три богатыря»

 - Творческое рассказывание «Если бы я был военным»

 - Беседа «Защитники Отечества»

Социально – коммуникативное развитие

 - Компьютерная презентация «Богатыри Руси»

 - С\р игра «Моряки»

 - П\дидактическая игра «Считай и делай»

Художественно – эстетическое развитие

  -Рисование:

  «Я с папой»

  «Танк»

  «Поздравительная открытка для папы»

- Аппликация:

«Открытка с плывущим кораблем»

 «Поздравительная открытка «С днем победы»

 - Лепка:

«Кораблик для папы»

- Конструирование:

«Самолеты»

 «Корабль»

Музыкальное развитие

- Слушание песни «Моя армия»

Физическое развитие

 - Игровое упражнение «Мы солдаты», «Защита крепости»,

  «Разведчики»

 - Спортивное развлечение на воздухе «Папа, мама, я – спортивная семья»

 - военно – спортивная игра «Будущие защитники»

Блок: «Моя малая родина»

Познавательное развитие

 -Экскурсия по городу «Достопримечательности моего города»

 -Посещение городского - краеведческого музея. Беседа: «Их именами названы улицы города»

 -Беседа «Животный мир родного края»

- Беседа: «Профессии моих родителей»

- Посещение городской библиотеки: тема «Художники и писатели нашего города».

 - Беседа «Лекарственные растения моего края» 

Социально – коммуникативное развитие

 - Беседа «Как мы ведем себя на улице».

 - Беседа «Добрые приветствия» 

 - Д\и «Кто первым поздоровается».

 -Д\и «Подбери правильные вежливые слова».

  -Д\и «Знатоки города»

- Д\и «Собери картинку"

 -Д\и «Достопримечательности моего города»»

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

 - Составление рассказа «Мой город».

 - Чтение и разучивание стихотворений о родном городе»

 - Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько.

 Беседа «Птицы – наши друзья»

 Составление рекламных рассказов «Приезжайте в наш город» 

Художественно – эстетическое развитие

 -Рисование:

 «Вечерний город»

 «Расписной лес»

 «Грустная осень»

 «Улицы города»

 - Лепка:

«Вывеска»

 - Аппликация:

 «Дачный домик»

 «Царство диких зверей»

 «Снегири на ветке рябины»

 «Во поле береза стояла»

 - Конструирование:

«Железнодорожный вокзал»

 «Двухэтажное здание»

Блок «Моя семья»

Познавательное развитие

- Беседа: «Дружная семья»

- Беседа: «Дом, в котором мы живем»

- Беседа: «Традиции моей семьи»

Социально – коммуникативное развитие

 - Беседа: «Этикет в семье»

 - Беседа: «Как в нашей семье заботятся о здоровье»

 - С\р игра «Дом», «Семья», «Магазин»

 -Д\и игра «Как называют» 

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

 - Беседа: «Поговорим о маме»

- Творческое рассказывание «Мой дом»

 -  Рассказывание из личного опыта «Моя семья»

- Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

- Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»

- Составление рассказов по семейным фотографиям.

 - Стихотворение А. Барто «Семья»

 - Чтение и инсценировка рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

 - Чтение Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

 - Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка»

Художественно – эстетическое развитие

 

- Рисование:

 «Автопортрет»

 «Моя семья»

 «Я и мои дом»

 «Портрет мамы»

- Лепка: 

 «Сувенир для мамы»

- Аппликация:

 «Семейное дерево»

 «Веселый домик»

- Конструирование:

«Домик для куклы»

Музыкальное развитие

- Пение: «Песенка о бабушке»

 - Слушание песни «Младший брат»

Блок: «Страна, ее столица, символика» 

Познавательное развитие

 - Беседа: «Мое отечество - Россия»

 - Беседа: «Наша Родина – Россия»

Социально – коммуникативное развитие

 -Д \и «Собери герб, флаг своей страны»

 - Д\и «Одень куклу в национальный костюм»

 - Беседа: «Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни»

 - Беседа: «Слава великих городов России»

 - Беседа: «Государственные символы»

 - Беседа: «Жители России», «Славные люди России»

 С\р игра «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Космонавты».

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

 - Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем»

 - Беседа: «Путешествие на Чукотку»

 - Беседа: «Россия – Родина моя»

 - Чтение  и заучивание стихотворений о Родине.

 - З. Александрова «Родина», В. Степанова «Песня», Ф. Глинка «Москва», М. Матусовский «С чего начинается Родина?», И. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине».

Художественно – эстетическое развитие

 - Рисование:

- «Русская народная одежда»

 - «Кремль»

 - «Заря алая разливается»

 - «С чего начинается Родина?»

 - Аппликация:

 - «Кремль»

 - «Там - сосны высокие»

Музыкальное развитие

 - Прослушивание гимна России.

 - Разучивание песен о России.

 

Блок «Культура и традиции»

Познавательное развитие

 - Беседа «Дымковские игрушки»

 - Беседа «Сине голубая гжель»

 - Беседа «Золотая хохлома»

 - Беседа «Веселый Городец»

 - Беседа «Русская народная игрушка»

 

Социально – коммуникативное развитие

 -Д\и «Назови правильно» (народные промыслы);

 - Д\и «Собери матрешку»;

 -Д\и «Угадай и расскажи» (народные игрушки)

 - С\р игра «Семья», «К нам гости пришли»

 - П\ игра «Как у наших у ворот», «Карусель», «Перетяни     канат», «Ловишки с мячом». «Жмурки», «У медведя во бору», «Горелки», «Пятнашки».

 - Беседа: «Традиции и обряды в жизни русского народа»

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

 - Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка»

 - Разучивание стихов о Дымкове

 - «Сочинение сказки о гжельской розе»

 - Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

 - Разучивание стихов о гжели.

 - Чтение русской народной сказки «Иван – царевич и серый волк»

 - Чтение сказки К.Паустовского «Дремучий медведь»

 - Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»

 - Беседа: «Бабушкин сундук»

Художественно – эстетическое развитие

  -Рисование:

 - «Составление дымковских узоров»

 - «Цветы гжели»

 - «Портрет Снегурочки»

 -«Роспись миски хохломским узором»

 -«Хохломские ложки»

 -«В гостях у мастеров Городца»

 -«Городецкий петушок»

 -«Узор для платка матрешки»

 -Лепка:

 -«Дымковский конь»

 -«Индюк»

 -«Гжельский чайник»

 -Аппликация:

 -«Дымковский петушок»

 -«Цветы гжели»

     

 

Работа с родителями.

Блок «Детский сад»

- Творческий конкурс «Детский сад будущего»

- Дискуссия в группе интернет-сообщества на тему «Важность соблюдения режима дня в детском саду»

- Радиостанция для родителей: «Играем вместе»

- Консультация «Игры для детей старшего дошкольного возраста.

- Круглый стол «Что и как читать старшим дошкольникам»

- Советы логопеда по теме «Детский сад. Игрушки»

Блок «Будем Родине служить»

-Консультация «День защитников отечества» 

-Папка – передвижка «Как рассказать детям о ВОВ»

- Советы логопеда по теме «Защитники Отечества. Наша армия»

Блок «Моя малая родина, мой город»

 - Памятка для родителей «Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада». 

- Родительское собрание

«Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье» 

 - Информационные листы

«Мой город, моя страна» 

-Маршрут выходного дня.

Посещение городского музея выставки «Мой город»,  «Животные моего края»

Экскурсии по улицам города. Посещение памятных мест города.

- Советы логопеда по теме «Моя страна, мой город»

 

Блок «Моя семья»

 - Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» 

 

-Создание альбома «Моя родословная» 

- Совместное развлечение «Хорошо рядом с мамой» 

-Оформление фотогазет ко «Дню защитников Отечества и 8 марта», «Один день из жизни моей семьи» 

-Совместное развлечение детей и родителей «День семьи»

- папка – передвижка «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» 

- Советы логопеда по теме «Моя семья, мой дом»

Блок «Страна, ее столица, символика»

- Папка – передвижка «Наша Родина – Россия» 

- Консультация  «Символика России» 

-Памятка «Россия – многонациональная страна» 

Блок «Культура и традиции»

- Папка – передвижка «История гжели» 

-Семинар практикум

«Диво дивное, чудо чудное»

Приобщение к истокам народного искусства.

-«Капустник» - совместное развлечение детей и родителей. 

- Папка – передвижка «Формирование патриотических чувств  дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края» 

-Консультация для родителей. «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома». 

 

 

3-й этап: итоговый.

Провести анализ и обобщить результаты работы.

Ожидаемый результат.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

* Расширение и пополнение  знаний детей о России, повышенный интерес к истории своего города Верхнего Уфалея, Челябинской области, России

* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* * бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, области, государства

* ощущение любви к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

· активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;

· проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

· Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.

· Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

· Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

· Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.

· Разработка итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как модель взаимодействия специалистов группы компенсирующей направленности.

Список литературы:

1. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. Занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию и воспитанию. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015

2. Т.А. Шорыгина Моя семья методическое пособие Издательство «ТЦ СФЕРА», 2012

3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

.  .  .