Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Условия, средства и методы воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношения

Дата публикации: 2018-01-20 00:35:08
Статью разместил(а):
Демянко Татьяна Вячеславовна

Условия, средства и методы воспитания у детей  дошкольного возраста гуманных  чувств и отношения

Автор: Демянко Татьяна Вячеславовна

 

 Развитие у детей  доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости строится на эмоциональном  отношении  к  другим  людям  и  предполагает  прежде всего,  что  ребенок выступает как субъект отношений.  Источником гуманных чувств детей дошкольников  являются взаимоотношения с близкими людьми, в процессе которых они не только испытывают на себе проявления сопереживаний (со-чувствия, со-радости, со-страдания), но и сами переживают их по отношению к другим людям (Котырло В.К.). Однако общение дошкольника со взрослыми характерно однонаправленностью проявления  эмоциональных проявлений: ребенок выступает здесь не столько субъектом эмоционального содействия другому человеку, сколько объектом чувств со стороны взрослого. Это создает трудности  своевременного  формирования  гуманных  чувств (Смирнова Е.О.).

Для появления гуманных отношений к другому человеку в онтогенезе необходимы определенные  новообразования, удовлетворение потребности в любви, добром отношении взрослого  в сенситивный период.  Как показывают исследования (Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.и др.), при отсутствии достаточной дозы любви, тепла и ласки в раннем детстве у ребенка не возникает доверие к взрослому  и не создается основа для добрых чувств к другому.

А.В. Запорожец, исследуя проблему формирования личности, истоки которой он видит в дошкольном детстве, неоднократно указывал на чрезвычайную  пластичность  психики  маленького  ребенка.

Он подчеркивал ее избирательный специфический характер и, в частности, особую сензитивность к установлению эмоционально насыщенных  отношений с окружающими людьми, как взрослыми, так и сверстниками.  Эти первые эмоциональные отношения с окружающими людьми служат необходимой основой для возникновения впоследствии более сложных социальных чувств.  Если  эти  отношения  носят  негативный характер, то возможны существенные отклонения в развитии личности. “Раннее  неблагополучие  аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками  или  дефектности  эмоционального  общения  с окружающими, - пишет А.В. Запорожец, - создает опасность нарушения последующего формирования личности”  (Запорожец А.В. Собр. соч. Т.1. - С. 257). 

Решение  задачи формирования нравственных чувств  в дошкольном  возрасте во многом зависит от степени эмоционального благополучия ребенка.  Проблема эмоционального благополучия ребенка изучается педагогами, психологами, физиологами, медиками. Ученые единодушно признают, что эмоциональное благополучие является базисным компонентом,  обеспечивающим нормальное психическое развитие ребенка, его физическое и психологическое здоровье (Запорожец А.В.,   Неверович Я.З.,   Кошелева А.Д,    Лисина М.И.,    Репина Т.А. и др.).

  Наша работа выполнена с детьми младшего дошкольного возраста, а в этом  возрасте  вопросы,  связанные с эмоциональным благополучием ребенка в  детском  саду, приобретают особую актуальность.  Именно в этом возрасте большинство современных детей поступают в дошкольное учреждение и переживают тяжелый для их психики период адаптации, приспособления к новым условиям жизни, к новым людям.  Поступление в детский сад связано для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими усилиями семьи и профессиональных педагогов.  Причины глубоких изменений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спокойно, уверенно, надежно.

На все перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П.Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными.

    В большинстве случаев родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответственен момент поступления ребенка в дошкольное учреждение, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия, он может иметь. Часто нарушения эмоционального состояния ребенка родители характеризуют как капризы, проявление избалованности, поэтому раздражаются, высказывают неодобрение, то есть ведут себя неадекватно. Причина неадекватности – в неумении родителей понять ребенка, принять его эмоциональное состояние, использовать щадящие методы и средства воспитания, что говорит о невысоком уровне психолого-педагогической культуры современной семьи (Арнаутова Е.П., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Филиппова Г.Г. и др.).

 Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в тенденции повышения жестокости нашей социальной среды, в том числе и в системе отношений «взрослый-ребенок», оказывает  определенное влияние на психологическое и психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения у детей таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов.  Страхи и тревожность свидетельствуют о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Процесс общения с ребенком в семье и дошкольном учреждении должен быть тщательно организован, поскольку он  может стать для ребенка источником сильных отрицательных эмоций. Известен  неврогенный субфебрилитет (повышение температуры тела), отсутствующий в выходные дни и появляющийся тогда, когда  ребенок должен идти в детский сад.     Нарекания, окрики в адрес одного ребенка отрицательно влияют на всех присутствующих детей, порождают неприязнь к воспитательнице, нежелание ходить в детский сад.

  Значительный  интерес  представляет   взгляд авторов на общую гуманистическую направленность педагога в его воздействиях на детей и необходимость выбора им наиболее адекватной позиции во взаимодействии с ними в складывающихся ситуациях: позиция обучающего, партнера или отстраненного наблюдателя.  Однако, как подчеркивают авторы, смена позиции не есть смена его роли как руководителя детьми:  в  любой позиции воспитатель должен находиться «на вершине педагогического руководства» непрерывным педагогическим процессом.  Такой подход был определен как личностно-ориентированный и  теоретически  обоснован  в  Концепции  дошкольного воспитания (1989).

 Современным воспитателям, привыкшим к фронтальным формам работы с детьми, сложно дается осознание, сути  личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Такое взаимодействие   предполагает внимание и бережное отношение педагога к индивидуальности ребенка, поддержку его в трудных ситуациях, стимулирование творчества, создание условий для ощущения своей успешности в деятельности, поведении.

 Одним  из   важнейших условий,  обеспечивающих  создание  в  группе  детей  3-4х  лет  доброжелательной  обстановки    и  гуманных  отношений,    является  общение  педагога  с  каждым  ребенком   по  самым  различным  поводам,  особенно   в  часы,  которые  отведены  на  самостоятельную  деятельность  детей.  Общение  ребенка   с  педагогом   помогает  организовать  разнообразную и   интересную    деятельность,  наладить  доброжелательные  отношения   в  кругу  сверстников  и   поддерживать  положительные  эмоции.   Как   правило,   педагогическое  общение   с   ребенком  происходит   во  время    практической   совместной  деятельности  с  ребенком,   в  процессе   которой  он  овладевает  коммуникативными  навыками. 

Но   надо отметить   и  то,  что   нередко   именно  в  часы   самостоятельной    деятельности     педагог   ограничивается  лишь  только   эпизодическими  воздействиями,   направленными   лишь  только   на  устранение    вспыхнувшего   между  детьми   конфликта,  при  этом   педагог    зачастую   может   и  не  учесть  подлинной  причины  конфликта. Если  же  педагог  проявляет   систематическое невнимание к детям, то это  способствует   возникновению и упрочению отрицательных   эмоций  у  детей,   а   также  это  может  способствовать   возникновению   отрицательного   эмоционального самочувствия,  определяемое  в  психологии  как  эмоциональное  неблагополучие.

В связи с этим приобретает особую важность оценка деятельности, поведения, которую ребенок   слышит из уст взрослого. Известно, что педагогическая оценка должна тщательно разводить две сферы – сферу личности и сферу его поведения, результатов  деятельности. Первая должна быть только положительной. На этом фоне вторая оценка может содержать критические моменты, даже отрицательные, но их основание должно быть понятно ребенку. Педагоги зачастую неадекватно используют  педагогическую оценку,  ориентируясь на своевременность и качество выполнения поручения, задания, игнорируя при этом  отношение ребенка к деятельности, меру старания ребенка, творческие проявления, столь важные для ребенка-дошкольника. В свое время А.В. Запорожец обращал особое внимание на характер оценок взрослым поведения ребенка. У одних детей отрицательная оценка мобилизует «внутренние ресурсы и повышают эффективность деятельности». У других – ведет к напряженности, а положительная оценка стимулирует деятельность.  А третьи – «не реагируют ни на отрицательную, ни на положительную оценку».  Поэтому необходимо учитывать, насколько эмоционально относится ребенок к взрослому, какие чувства вызывает сложившаяся ситуация, как  он переживает свои успехи и неудачи. 

  В программно-методическом пособии  «Дружные ребята» обоснована роль различных видов деятельности у дошкольников в воспитание гуманных чувств и отношений. По мнению авторов, социальная среда дошкольного учреждения должна быть насыщена эмоциональными формами общения, играми, совестными продуктивными видами деятельности ребенка со взрослыми и другими детьми, стимулирующими гуманные чувства и активизирующие потребность в их проявлении.

Для того,  чтобы  ребенок  понял  объективное  значение  передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте.  Наибольшие  возможности  для  этого  создаются? Как  писал  А.В. Запорожец ,  в  совместной  деятельности  со сверстниками и взрослыми, в процессе  которой  дети  начинают  не  только осознавать, но и переживать необходимость выполнения нравственных норм  для  достижения  успеха всеми участниками. Совместная деятельность объективно требует кооперации, взаимопомощи, вызывает общность эмоциональных переживаний, что создает возможности для формирования эмоционального отношения  друг  к  другу,  чувства  дружбы,  симпатии.  В этих условиях дети  начинают  ориентироваться на сверстников,  обращать  внимание  на  их  нужды,   состояние,  возникающие  трудности.

Переживания ребенка, порождаемые коммуникативными взаимоотношениями с детьми и взрослыми в различных видах деятельности, детерминированы мотивами общения и в своем развитии зависят от того, насколько по своему содержанию и экспрессивной выразительности они побуждают гуманные чувства. Выступая одновременно  субъектом и объектом общения, ребенок научается не только  согласовывать  свои действия с другими людьми, но и эмоционально  относиться  к  ним  и самому себе.   Механизм формирования гуманных чувств предполагает способность к рефлексии и связан со значимостью  для  ребенка  эмоционального  отношения.  Действенным фактором развития гуманных чувств у дошкольников является сюжетно-ролевая игра.

Современные педагоги и психологи считают, что дети играют потому, что игра доставляет им радость; они испытывают чувство комфорта, уверенности в себе и своих возможностях (Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.,  Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. и др.). Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира». (Леонтьев А.Н.)  чрезвычайно важно не только для теории, но и для практики работы с детьми. Ребенок в дошкольном возрасте должен играть: игра для него норма.  Она удовлетворяет многие потребности ребенка – дошкольника. Для нашего исследования важно, что игра удовлетворяет присущие ребенку потребности в общении.  Как отмечает Г. Лэндрет,  играющий ребенок и играющие дети – это разные по психолого-педагогической сути явления.   Ключом  к росту являются именно отношения, а не использование игрушек или интерпретация поведения, поэтому недостаточно окружить ребенка игрушками, играми, необходимо организовать игровое взаимодействие детей и педагогически целесообразно направлять игру.

Умение  смотреть  на мир добрыми глазами, ощущать уверенность и свою защищенность, а также выстраивать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками легче и естественнее в игре. Социальная устойчивость дошкольников определяется реальными взаимоотношениями, которые складываются у ребенка в личностно значимой для него деятельности.  Закрепившиеся способы взаимоотношений в игре формируют определенные качества личности.  А ролевая игра становится школой «морали не на словах, а на деле» (Эльконин  Д.Б.), потому, что в ней развивается нравственно-волевая сфера, происходит усвоение нравственных  норм.

Игра дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, требует от ребенка ориентировка на позиции другого человека,  оценивания своих действий и поступков со стороны, глазами других людей (Запорожец А.В.). 

В условиях  дошкольного  учреждения  обычно  складываются  игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям.  В силу особой привлекательности игры, дошкольники оказываются способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости,  чем  в  действительной жизни.   Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще “недоросли”,  а именно:  в отношения взаимной помощи,  контроля и, соподчинения,  требовательности.  Наличие  таких  отношений говорит о том, что играющая группа становится “играющим коллективом” (Усова  А.П.).

Совместные  игры  детей,  как показали исследования  Л.А. Пеньевской, Т.А. Марковой, способствуют развитию взаимопомощи, характеризующей  проявление  гуманного  отношения   к  сверстникам, а также развитию  дружеских контактов, формированию умения считаться с товарищами,  замечать  их  самочувствие  и  отзываться  на  него.

Уже в младшем дошкольном возрасте при умелом руководстве взрослых в  сюжетно-ролевой игре зарождаются и формируются взаимоотношения  между  детьми  (Менджерицкая  Д.В., Михайленко Н.Я. и др.).   Р.И. Жуковская разработала серию  игр-занятий, на которых внимание детей сосредотачивалось на доступных их пониманию жизненных явлениях, посредством которых дети подводились к осознанию нравственных норм, на основе чего активизировались гуманные чувства.

В  последующие  годы  выявлена  особая  роль  сюжетно-ролевой игры в развитии гуманных чувств у дошкольников. Смена позиций в игре, взаимоотношения по поводу игры, ролевые экспектации создают благоприятные условия для понимания другого, «вчувствования» в его положение, настроение, желания. С ростом самосознания происходит дифференциация эмоциональных отношений, расширяется сфера их действия. Однако, как справедливо указывают авторы (Красова Т.Д. [], Михайленко Н.Я.),  игры на  нравственные сюжеты могут не дать ожидаемого результата, так дети лишь воспроизводят внешнюю структуру действий, не сопровождая их соответствующими переживаниями.  Например, игра в больницу, в которой «врач» и «медсестра» лечат пациентов, не выражая к ним никаких чувств. Поэтому в концепции развития сюжетно-ролевой  игры  Н.Я. Михайленко показано, как можно положительно влиять на игру, моделируя проявления гуманных чувств средствами сценического воплощения образов, мысленного построения  не только сюжета, но и его эмоциональной палитры.

Игра выступает как одна из форм гуманизации межличностных отношений дошкольников, если дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче  их эмоционально-выразительного содержания. Поскольку область интимных переживаний не может быть подвержена прямой педагогической регламентации, очень важны такие сюжетно-ролевые игры, в которых гуманные проявления являются обязательным условием ролевых предписаний.  Расширение  репертуара  ролей  ребенка в игре выступает для него средством обогащения эмоционального  мира:  ребенок постепенно  научается  проявлениям сопереживания, способности разделять радость другого человек; эти чувства входят в арсенал его собственных переживаний. Именно таким образом, по мнению В.К. Котырло, социальные эмоции переходят из «пассива»  в «актив» гуманных отношений с другими людьми.

Театрализованная игра, являясь одним из видов творческой игры, представляет собой  эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления фольклорного  или нравственного подтекста литературных произведений и участия в играх, которые, будучи коллективными, способствует развитию отношений партнерства, освоению способов позитивного взаимодействия  как в реальных, так и в воображаемых ситуациях (Артемова,Л.В., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В.).   Театрализованные игры особенно  ценны  для   эмоционального  развития: дети проникаются с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их выражения, осознают причины того или иного настроения (Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Стрелкова Л.П., Акулова О.В. Деркунская В.А.).

Современные педагогические  технологии ориентированы  на разностороннее  личностное  развитие ребенка, развитие его неповторимости и индивидуальности. Как свидетельствуют исследования классиков дошкольной педагогики Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, в самой природе театрализованных игр заложена их культурологическая ценность: они в своей основе имеют литературное произведение, побуждают детей к творчеству.

Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей  и забавной форме. Восприятие сказки – особая деятельность ребенка- дошкольника со специфическим для нее действием:  сопереживанием, мысленным содействием герою произведения.   Слушая  сказку,  ребенок  неосознанно, в своем воображении, сливается с  ее  героями,  вызывающими  его  симпатию.  И  тогда  он вместе с ними проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради  других,  любит,  грустит,  негодует,  побеждает  темные  силы  в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (Запорожец А.В., Дубович-Арановская Д.Н.,  Теплов Б.М.).  

Одним  словом,  как  удивительно точно отметил К.И.Чуковский, сказки воспитывают у ребенка “дивную способность  волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать  чужую  судьбу  как свою”.  Восприятие сказки, рассказа, ярких образных  описаний  взаимоотношений персонажей, их действий  в  разных  ситуациях,  влияние  положительных  и  отрицательных  поступков на эмоциональное состояние действующих лиц  вызывает  у  детей  непосредственный эмоциональный отклик: сочувствие пострадавшим  и  неприязнь к персонажам,   совершившим неблаговидные поступки. В этом процессе объединяется оценка персонажей с эмоциональным к ним отношением и формируется соответствующее нравственное отношение к действующим лицам.

Особая роль принадлежит театрализованной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из распространенных недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10 – 12 часов находится в одном и том же распорядке дня. Известны слова К.Д.Ушинского о скуке – «матери всех пороков». Театрализованная  деятельность вносит в жизнь детей радостные перспективы, разнообразие, делает ее праздничной,  дарит удовольствие от собственного актерства, содержательного общения между «артистами», «артистами» и  «зрителям».

Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев определили театрализованные игры как вид творческой (художественной) деятельности. Л.С. Выготский, назвал  драматизацию распространенным видом детского творчества, определил виды ее проявления:

- инсценирование готового литературного материала;

- импровизация коротких сценок;

- сочинение (новых произведений).

Содержание  театрализованных игр, как подчеркивали Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературным произведением и должна найти место в импровизированных постановках.  Дети проникают во внутренний смысл  поступков героев литературных произведений, у них появляется оценочное отношение к герою и его воображаемому  образу, а это способствует проявлению сочувствия, сопереживания,  овладению этическими  нормами, становлению нравственных мотивов поведения. Любимые герои становятся для детей образцом для подражания. Ребенок сопоставляет себя с полюбившимися образами. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствие с нравственными нормами.

 В дошкольном возрасте впервые появляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятным и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают,  в зависимости от таких оценок появляются симпатии или антипатии. Качество личности, обнаруживаемые детьми в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения.  Часто с детьми, которые не соблюдают правил в игре,  или с детьми, которые демонстрируют отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. В подготовке к игре и в ее процессе между детьми складываются отношения  сотрудничества, взаимопомощи, разделение и кооперация труда, заботы и внимания друг к другу. Дети учатся воспринимать и  передавать информацию, ориентироваться на реакцию собеседника, зрителей. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации,  которая может произойти во время выступления (Стрелкова Л.П., Маханева М.Д.,  Сигуткина  Р.В.).

Обогащается эмоциональный опыт ребенка в театрализованной игре: он  проживает то, что еще не испытывал в реальной жизни, при этом параллельно идет выявление прежнего опыта и формирование нового. Это важное условие для формирования творческой личности. (Кравцова  Е.Е., Стрелкова  Л.П.). 

Многие авторы (Маханева М.Д., Сергеева Е.Л., Петрова Т.И., Петрова Е.С.) предлагают проводить первые театрализованные игры самому

1. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к

сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

2. Воспитание гуманных чувств и отношений возможно при условии гуманизации воспитательного процесса в семье и дошкольном учреждении, обеспечивающего эмоциональное благополучие ребенка.

3. Для воспитания гуманных чувств ребенка ценны сюжетно-ролевые игры:

* удовлетворяют потребность ребенка в общении, способствуют развитию межличностных отношений, дают  возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, требует от ребенка ориентировка на позиции другого человека,  оценивания своих действий и поступков со стороны, глазами других людей;

* при правильном педагогическом руководстве  помогают детям переходить т от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче  их эмоционально-выразительного содержания;

* благодаря расширению репертуара ролей ребенок постепенно научается проявлениям сопереживания, способности разделять радость другого человек; эти чувства входят в арсенал его собственных переживаний.

4. Театрализованные игры  - важнейшее средство воспитания гуманных чувств ребенка в силу того,

* нравственной направленности содержания, которая  заключена в каждой сказке, литературным произведением и должна найти место в импровизированных постановках.      Формирование  гуманных  чувств  у  детей  младшего  дошкольного  возраста  являлось  необходимым  уровнем  приобщения детей младшего  возраста  к  чувствам  и отношению  к другому  человеку через  проявления   нравственных чувств, таких как  отзывчивость,  сочувствие,  сострадание,   сопереживание, жалость,  помощь  сверстнику,  все  это  непосредственно  связано  с  эмоциональным  переживанием. 

Поскольку  нравственность  для   ребенка  - это,  прежде  всего,  живое  чувство,  его реальное  состояние  и  ощущение.  Поэтому  так  важно  было изучить  основные  проявления  гуманных  чувств,  их  особенности,  чтобы  в  дальнейшем   на  этой  основе  были  рассмотрены  пути,  подходы,  условия  и  способы  его  развития  у  детей  младшего  дошкольного  возраста.

Разделяя  сложившиеся  в  психолого-педагогической  литературе  определения  о  гуманных  чувствах  и  отношений  у  детей младшего  дошкольного  возраста,  мы  понимали, что  развитие  гуманных  чувств - это  сложное  личностное  образование,  характеризующееся   через  эмоциональное  переживание  самого  ребенка  и  также   через  его  нравственные  чувства  к  другому  человеку.

.  .  .