Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Составление экологической сказки "Путешествие Динозавра"

Дата публикации: 2018-01-17 10:14:50
Статью разместил(а):
Попова Яна Олеговна

Составление экологической сказки «Путешествие Динозавра»

в старшей группе

Автор: Попова Яна Олеговна

МАДОУ МО «Центр – детский сад №181», г. Краснодар

 

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Развивающие:

- развитие способности к саморегуляции собственных действий;

- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- развитие связной, грамматически правильной монологической речи;

- развитие речевого творчества при самостоятельном составлении связного рассказа.

Познавательные:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий (умения добывать необходимую информацию для принятия определенного решения)

- закрепление знаний о безопасном поведении в лесу, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (влияние человека на окружающую природу).

- обогащение активного словаря; формирование умения отличать сказку от рассказа.

Воспитательные:

- воспитывать желание действовать в соответствии с нравственными правилами и ценностями, принятыми в обществе;

- формировать желание доставить радость другому и ощущение удовлетворения от этого;

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

Материалы и оборудование: магнитные геометрические фигуры, магнитная доска, диктофон (телефон), объявление, маркер.

Предварительная работа: беседа с детьми по теме различия сказок от рассказов, чтение сказок, посещение с родителями «Музея сказок», совместное составление с детьми волшебных сказок.

Мотивация: педагог читает объявление в группе «В детском саду объявлен конкурс экологических сказок среди детей подготовительных групп. Все желающие могут принять участие. Победители награждаются грамотами, медалями и сборником лучших экологических сказок. Внимание! Требование к сказке: она должна быть добрая, с картинками, оформлена как книга!»

- Ребята, вы у меня такие творческие, такие сообразительные, может быть и мы поучаствуем в этом конкурсе? Это будет не очень трудное для вас задание? Если что, то я помогу!

 

Ход образовательной деятельности:

Содержание образовательной деятельности

Способы поощрения детей, поддержки детской инициативы, активизации мыслительной деятельности

Основная часть. Планирование предстоящей деятельности.

- Смотрите, здесь написано: «Экологические сказки». Сказки я знаю – это выдумка. А экологические…Не пойму, о чем они должны быть…. А вы как думаете? (ответы детей (о природе, животных, о том, что с ними случилось и т.п.)

- Понятно! Теперь и я разобралась!

- Что ж, тогда давайте решать, о чем будет наша сказка. (Варианты детей)

 

 

 

- Ребята, я предлагаю зарисовать все наши идеи. Катя и Дима предлагают сказку о приключениях зайца в лесу, на доске обозначим их тему зайцем, Сережа хочет о море и морских жителях, обозначим – рыбкой, Маша и Аня хотят сочинить сказку о том, как они сами ходили в лес (елочкой)… и т.п. (педагог на доске условными обозначениями зарисовывает темы сказок)

 

Вот сколько разных идей! Ребята, я предлагаю выбрать голосованием одну тему и всем вместе составить нашу сказку. Подумайте, за какую тему вы будете голосовать. Выберите одну и закрепите магнит возле обозначения темы. Та тема, которая  наберет больше очков и станет нашей общей темой.

(Выбор тематики, голосование магнитными геометрическими фигурами)

- Ребята, а как мы сказку будем записывать? (варианты детей, предложить для быстроты записать на телефон, диктофон). - А когда сказка будет готова, то все желающие смогут нарисовать к ней свои иллюстрации и оформить обложку книжки.

- Ух ты, а я и не знала! Какие вы молодцы!

- Ну надо же!

 

 

 

 

- Хорошие идеи!

- Послушайте Артема, у него очень интересная идея!

- Какая ты умница, ты даже об этом вспомнила!

 

- Каким знаком можно обозначить тему Кирилла?

- Мне сложно нарисовать динозавров. Можно ли заменить динозавров какой-то геометрической фигурой? Какой?

 

 

 

- Ты умница, я знаю, что ты очень любишь животных, посмотри, есть ли тема, в которой ты можешь проявить свои знания?

- А, ну да, точно!

- А я и не подумала!

 

 

Основная часть. Непосредственно речевая деятельность: составление связного рассказа по цепочке.

- Итак, с чего начнем? Да, начнем с составления сказки!

- Напомните мне как отличить сказку от рассказа? Что в ней должно быть, чтобы она  стала именно сказкой, а не рассказом?

Рассказ  – логическое изложение цепочки реальных событий. Сказка – прежде всего, выдумка о невероятных событиях, происшествиях и приключениях людей, животных и предметов

- Что еще есть в сказке?

В сказке животные или предметы одухотворены, очеловечены - наделены речью, а в рассказе нет. В сказке есть слова «жили-были», «однажды». Есть положительные и отрицательные герои, волшебство. Добро и зло. Добро побеждает. А в рассказе этих слов нет. Это просто повествование, история о каком-то событии.

- С этим мы разобрались, давайте-ка теперь попробуем с вами составить сказку. Я буду записывать нашу сказку на диктофон, поэтому говорите громко и четко. Я начну, а вы, по очереди продолжайте. «Жил да был в лесу…» Теперь очередь Саши. Кто жил в лесу? Какой он был? Как он выглядел? Какого цвета? Это будет положительный или отрицательный герой? Какой у него характер? (Динозаврик. Он был большой и зеленый. Очень добрый и веселый…).

- Может быть тебе поможет Катя? Ты хочешь дополнить что-то об этом герое?

- Что он любил делать? Что с ним случилось?

(размышления детей, по очереди)

 

 

- Но однажды, волк разжег костер, посидел,  пожарил себе грибочки и пошел гулять по лесу, искать Динозаврика…. Как вы думаете, что же случилось дальше? 

- Молодцы,  вы не забыли о костре! Но волк-то забыл. Что может случиться в лесу, если оставить костер без присмотра? (ответы детей)

- Кто поможет волку исправить свою ошибку? Как можно затушить костер?  Вы все говорите правильно, только мне кажется, что мы что-то упустили. Наша сказка все больше напоминает рассказ…

- Да, нужно какое-то волшебство, что-то необыкновенное... Вижу, что у Дениса есть идея, ну-ка, расскажи нам!

- Какое волшебство поможет волку затушить костер и кто из героев его сделает?

А  теперь предлагаю выслушать Киру…

- Какие молодцы! Давайте-ка теперь все вместе поможем Динозаврику наколдовать дождь.

Физминутка «Колдовство!»

Встаньте поудобнее. Нужно произнести волшебные слова:

Абра-кадабра! Сим -салабим!

Волчком крутись, волчком вертись!

Прыгай как заяц, как ежик свернись!

Тучка на небе быстрей появись!

Дождику рада вся детвора,

Дождику дружно скажем: «Ура!»

 

­­- Это вы хорошо придумали, чтобы наш Динозаврик наколдовал дождь! Пролился дождик и потушил костер в лесу! Понюхайте,  как свежо пахнет после дождя. Закройте глазки представьте, что капельки срываются с деревьев, послушайте как они капают. Кап-кап… Вот вновь запели птицы, зашумела природа… Открывайте глаза! Давайте протянем ручки и поймаем последние капли, а теперь подставим ладошки солнцу, пусть оно их высушит. (Психогимнастика)

- Замечательно! Костер потушен. Волшебный дождь закончился… А что же после этого сказал Динозаврик волку? (Осторожность – превыше всего! Нельзя оставлять костер без присмотра, его нужно затушить)

- Почему? (будет пожар и лес погибнет: сгорит трава и насекомые, звери лишатся пищи и дома, самому волку есть будет нечего, да и он может погибнуть в огне.)

 

- А что ему ответил волк? (ответы детей)

 - Как интересно у вас получается! Но в сказке добро побеждает зло, а значит и наш волк… Да, он изменился, стал благодарить Динозаврика за то, что тот научил его правильно обращаться с костром!

 (Спасибо, я все понял. Я больше так делать не буду! Я обязательно буду тушить костер!)

 

- Дааа! Вот так динозаврик, волшебник! А еще он очень умный у нас получился. Я думаю, что он был очень добрым и любил находить себе новых друзей! Было бы не плохо, если бы волк и динозаврик подружились! Только как это сделать? (предположения детей…)

- Ребята, чья идея вам больше понравилась? О чем она? А вам понравилась идея Вики, чтобы волк пригласил динозаврика на чай с конфетами? Вика, продолжи сказку.

- Замечательно получается. Кто хочет закончить сказку? Какую концовку сказок ты знаешь? («Вот и сказке конец…», «И я там был…» и т.п.) Выбери ту, которая тебе больше нравится.

 

 

 

 

- Ты все говоришь правильно, продолжай.

- Интересное мнение!

- Твое мнение очень важно для нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не робей, я буду помогать тебе, если ты сомневаешься.

 

Очень интересный герой получается!

 

- Конечно, нам обязательно нужен положительный, добрый герой сказки.

 

 

- Интересное развитие событий.

- Молодец! Так держать!

- А что дальше?

 

 

- Подумайте, должно быть еще какое-то решение этой проблемы!

- Вы все знаете!

- Мне нравится идея Кати.

 

 

 

- Чего-то нам не хватает…

 

 

- Ты отличный фантазер!

- Во это да!

- Вот так развитие сюжета!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы! У вас все прекрасно получилось!

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ты совершенно прав!

- Твое дополнение прямо в точку!

 

 

 

 

 

 

 

- Какие еще есть варианты?

- И это правильно! Молодец!

- Мне эта мысль нравится, а вам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хорошее решение проблемы!

- Умница, надеюсь ребята воспользуются твоей идеей!

 

- Конечно, и так может быть!

- Продолжай, у тебя хорошо получается!

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ну что, ребята, прослушаем что у нас получилось? (Прослушивание составленной аудиосказки)

- Скажите, можно ли назвать эту историю сказкой? Почему? (очеловечены животные, есть волшебство, есть слова «жили-были», есть присказка, развитие действия и концовка)

- Чему она учит?

 

 

 

 

- В чем вы испытывали сложности при составлении сказки?

- Что вам понравилось больше всего?

 

 

- А кто помнит, для чего мы составили эту сказку? Что нам еще необходимо сделать, чтобы эту сказку взяли на конкурс? (Не помните? Где можно это узнать? Да, прочитать объявление!

Нам осталось нарисовать иллюстрации к сказке, переписать ее с диктофона на лист и оформить обложку! )

- Правильно, а потом можно сдавать книжку на конкурс!

А после конкурса как еще можно использовать эту сказку? (Обязательно этой сказкой мы кого-нибудь  порадуем, например малышей!)

 

Ритуал прощания

- Ребятки, давайте закончим нашей речевкой:

Вместе дружно потрудились!

Все прекрасно получилось!

Мы ребята– лучше всех!

Нам сопутствует успех!

 

 

 

 

- Да, ты это правильно заметил.

- Подумай, ты близок к правильному решению.

- Ребята, послушайте, что говорит Сережа, видимо он часто читает с мамой сказки!

- Умничка!

- Я благодарю тебя за терпение!

 

 

 

 

 

- Это интересное предложение!

 

.  .  .