Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Долгосрочный детский экологический проект «Будь природе другом!»

Дата публикации: 2018-01-09 10:45:53
Статью разместил(а):
Хисамутдинова Люция Хамметросиковна

Долгосрочный детский экологический проект 

«Будь природе другом!»

Авторы: Морякова А.В., Трегулова Л.Е., Хисамутдинова Л.Х.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР РТ, г. Зеленодольск

 

Актуальность  проблемы.
   *      «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
   *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.
   * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
    * В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
    *  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
   * Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
   *   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
  *    Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
  *  Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны. 

Участники проекта:

 - дети младших, средних, старших, подготовительных групп детского сада;
 - воспитатели;
 - родители;

Руководитель проекта:  старший воспитатель                          

Вид проекта: долгосрочный, с 1 сентября  по 31 августа (12 месяцев)

Цель  проекта: 

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания
и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. 

Задачи проекта: 

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
 6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку. 

 Продукты проекта:

Макеты, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.

 

Этапы проекта:

Проект  включает в себя три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты: 

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края .
 2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
 8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
 9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 Ресурсы проекта: 

1.      Экологическая гостиная с представленными материалами флоры и фауны Татарстана: иллюстрации, макеты, коллекции,  гербарии, поделки.  

2.       Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ. 

3.       Уголки природы в каждой возрастной группе.

4.       Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

5.      Парки и скверы города.

6.       Природное окружение  для организации экскурсий и наблюдений: городское озеро, лесопарковая территория,  зоомагазин.

7.       Опытнические зоны в средних, старших и подготовительных группах. Огород на окне в каждой возрастной группе.

8.       Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.  Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников. Возможность участия в региональном конкурсе  детей - исследователей.

9.       Детская библиотека.

10.   Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.


План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки: сентябрь   

2 этап. Собственно исследовательский. 

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

 Сроки: сентябрь - октябрь

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно по флоре и фауне   Татарстана

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты , исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповых уголках природы.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Посадка аллеи берез, рябин. Уход за саженцами.

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

9. Экскурсии на городское озеро, в парк, лесопарковую территорию   наблюдение за состоянием воды, берега,  растениями, оценка экологического состояния. Учить детей не засорять природу.

11. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

12. Операция  «Помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

13. Операция "Подарок птицам"  Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и  развешивание их на территории детского сада.

14. Познавательное развлечение  "Птичьи заботы «в старшей и подготовительной группах.

15. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?"  в старшей и подготовительной группах.

16. Экскурсии в парк.  Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

17. Экскурсии  на городское озеро .

 18.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов      экологического содержания.

19.Экологическая беседа в средних, старших, подготовительных группах "К природе с добротой" 

20. Экологическая экскурсия "На природу".

21. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа" 

22. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"

23. Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

24. Оборудование в группах природного уголка, для наблюдений, труда детей.

25. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статья, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

26. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

27. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

28. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".

3 этап. Обобщающий. 

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Будь природе другом". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.

.  .  .