Педагогический совет "Речевая коммуникация и развитие речевой активности дошкольников"
Педагогический совет
"Речевая коммуникация и развитие речевой активности детей
дошкольного возраста"
Авторы: Бабкина Светлана Викторовна
и Усачева Елена Владимировна
МДОУ "Детский сад № 5 "Олимпия", Волгоград
Вид педсовета: тематический.
Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете)
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.
2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.
Повестка дня:
I. Теоретическая часть
1.1. Вступительное слово заведующего «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Ответственный: заведующий МОУ
1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.
Ответственный: воспитатель группы №5
1.3 Разминка «Мозговой штурм»
Ответственный: воспитатель группы №5
1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ».
Ответственный: логопед
II. Практическая часть
2.1. Задание 1. «Переведи пословицу на русский язык»
Задание 2. «Объясни выражение»
Задание 3. «Угадай название сказки»
Ответственный: воспитатель группы №5
2.2. Домашнее задание: «Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Ответственные: воспитатели всех групп
2.3. Принятие решения педагогического совета.
Ход педагогического совета
I Теоретическая часть
Ведущий: Команда педагогов отправлена в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.
Воспитатель группы №5 (пилот) сообщает:
- Уважаемые дамы, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Олимпия». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).
Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полете 1 час 50 минут.
Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка», легкий обед «Интеллектуал», за время полета вы сможете ознакомиться со свежей прессой.
- Уважаемые дамы, Вас приветствует капитан нашего экипажа (заведующий).
1.1. Вступительное слово руководителя: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.
- Одна из годовых задач, над которыми работает наш коллектив, звучит следующим образом: «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» это одна из годовых задач деятельности МОУ детского сада №5 «Олимпия»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.
1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.
Справка по итогам реализации первой годовой задачи «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» детском саду «Олимпия»
1.3. Разминка «Мозговой штурм»
Воспитатель группы №5 сообщает:
- Уважаемые дамы сейчас вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка». Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:
Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (речь).
Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:
- неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);
Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (беседа)
Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (монологическая).
Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).
Компонент № 5. Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
(1-ая младшая группа)
2. Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
(2-ая младшая группа)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».
(средняя группа)
- Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)
1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ»
Воспитатель группы №5 сообщает:
- Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ.
II. Практическая часть
Воспитатель группы №5 сообщает:
- Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Интеллектуал», состоящий из трех блюд: салат, закуска и компот.
Салат. «Переведи пословицу на русский язык»
Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка). - Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет
Закуска. «Объясни выражение».
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
- дело в шляпе (все хорошо);
- плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле);
- как на иголках (состояние крайнего волнения, беспокойства);
- чесать язык (болтать попусту);
- морочить голову (отвлекать от основного дела пустыми разговорами).
Компот. «Угадай название сказки»
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки - Кот в сапогах;
Красные усы – Синяя борода;
Красивый цыпленок – Гадкий утенок;
Серебряная курочка – Золотой петушок;
Черная туфелька – Красная шапочка.
2.2. Домашняя страничка.
Воспитатель группы №5 сообщает:
- Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится в городе Ноябрьске, после чего вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо предоставить «Образовательные технологии, используемые при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Домашнее задание:
«Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Воспитатели всех групп представляют коллегам дидактический материал, которые они используют в своей работе при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Подведение итога педсовета.
Воспитатель группы № 5 сообщает:
- Ваша командировка прошла успешно. Вы ознакомления с образовательными технологиями, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Компания Аэролиний «Олимпия» предлагает вам в виде бонуса подарки.
Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов».
· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
· Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
2.3. Принятие решения педагогического совета.
А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.
Решение педсовета.
1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы удовлетворительной.
2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.
Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.
3. Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; сделанные совместно с родителями и детьми.
Срок: 10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.
4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Срок:10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.
5. Воспитателям обратить внимание при планировании чтения художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.
Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.
Литература:
1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2009 г.
5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.
7. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова Е.А., Шапиро Е.И. «Язык. Речь. Коммуникация» – СПб.: КАРО, 2006 г.