Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Родительское собрание "Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет"

Дата публикации: 2017-12-10 13:58:51
Статью разместил(а):
Семенова Ирина Владимировна

Родительское собрание

"Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела"

Автор: Семенова Ирина Владимировна
МДОУ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

 

Цель: Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет при  формировании первоначальных представлений о пространстве собственного тела.

Задачи:

1.                                 Повышать компетентность родителей по предлагаемой теме.

2.                                 познакомить родителей с разными способами обогащения словарного запаса у детей с использованием терминов лица, тела.

 

Форма проведения: встреча 

Повестка дня:

1. Вступительное слово.

2.Информация о необходимости обогащения словарного запаса у детей 3-4 лет.

3. Практическая часть по обогащению словарного запаса у детей.

4. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.

5. Разное.

  

Ход родительского собрания:

Уважаемые родители, каждый из вас хочет, чтобы его ребенок был успешным в школе. А это во многом зависит от того, на сколько хорошо ваш ребенок умеет ориентироваться в пространстве.  

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту окончания подготовительной группы дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.

В три-четыре года ребенка учат различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (впереди, позади, вверх, вниз, справа, слева). Ориентировка в собственном теле является исходной точкой  в освоении ребенком пространственных направлений.

Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком.

Работая над этой темой мы одновременно обогащаем словарь ребенка 3-4 лет. Представьте себе такую ситуацию.

Игровая ситуация родитель-ребенок. Ребенок с забинтованной рукой.

Педагог вызывает две пары родитель-ребенок. Инструкция: В первой паре ребенок паре ориентируется и правильно называет части тела.

Во второй паре ориентируется в собственном теле, но неправильно  называет части тела.

Диалог 1 пара   Родитель: Что у тебя болит?

Ребенок: У меня болит рука и показывает.

2 пара Родитель: Что у тебя болит?

Ребенок: У меня болит рука, а  показывает на ногу.

Теперь скажите мне, в какой паре проще общаться с ребенком? В первой паре.

Следовательно, необходимо обогащать и закреплять словарь детей о частях тела. Мы предлагаем это делать с помощью потешек и простейших игр.  Например,  мы используем потешки и игры. слайды

 

Выходит следующая пара

1.     Д/И Пазлы «Собери туловище» Цель: закрепить знания детей о названиях частей тела. Педагог что выше голова или ноги; на лице рот или глаза, что впереди живот или спина.

Таким образом мы расширяем словарный запас за счет слов выше-ниже спереди-сзади

Выходит следующая пара

        2.«Весёлая зарядка». Цель : Обогащение словарного запаса у детей с использованием движений. Читает  наизусть

Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать (дети шагают)

Ножки (топаем ногами)

Ручки (протягиваем руки вперед, вращаем кистями)

Глазки (пальцем указываем на глазки)

Ротик пальцем правой руки показываем на рот.

Носик пальцем левой руки показываем на нос.

Ушки обе руки обеими руками показываем на уши.

Голова руки на голову

Покачать успел едва (качают головой)

Шея крутит головой, обхватываем руками шею

Ох устала, ой,ой,ой.

Лоб и брови (гладим пальцами к ушам по бровям)

Вот реснички  запорхали словно птички(показать)

Розовые щёчки (гладим)

Подбородок кочкой (поглаживание)

Волосы густые, как травы луговые (расчесываем пальцами)

Плечи, локти и коленки

 У меня, Танюши, Лены.

Педагог: Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению частей тела и лица,  а так же их положения в пространстве. Такие упражнения тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно, то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо». 

           Выходит следующая пара

3. Презентация «Части тела». Цель: обогащение  знаний детей  о назначении частей лица и тела.  Таким образом, проговаривая о назначении частей лица и тела, мы обогащаем словарь детей глаголами.

 4.«Весёлый стих». Цель: обогащение словарного запаса через формирование пространственных представлений.

Есть немало замечательных стихотворений и песен, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Предложите, например, вашему ребенку спеть и станцевать с вами следующий танец:

 

Физминутка “Буги-вуги”

Ручку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Ручку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Ножку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Ножку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).

Педагог: таким образом, мы отрабатываем не только части тела, но и направления движения вперед назад

 

Выходит следующая пара

 5.«Упражнения на прогулке». Цель: обогащение словарного запаса детей через упражнения на прогулке.

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия. Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало. «Посмотри, справа от тебя растет рябина.  А теперь посмотри вверх, там растут ягоды,  а теперь посмотри вниз, некоторые ягоды упали вниз. А вон, впереди, побежала кошка». А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь – налево,  а позади нас осталась детская площадка». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!»

Такие нехитрые игры тренируют внимание, формируют  пространственную ориентацию, а так же обогащают его словарный запас и мышление.   

             

Этим  Вы, родители, можете заниматься дома. Мы же, воспитатели, также  используем игры, как в режимных моментах, так и в образовательной деятельности.

Цель: 

1.  Закрепить словарь по теме: голова, волосы, шея, живот, спина, руки,
палы(ы, ноги, мою, мыл(а), чистая, грязная, мокрая, вытираю. 

Оборудование: кукла, тазик, вода, полотенце.

    Игра «Искупаем куклу».
Прочитать детям стихотворение:

Кукла бегала упала кукла очень грязной стала.  

Будем куклу мы купать. Будем грязь мы отмывать. 

Предложить  ребенку вымыть кукле голову, затем  - 

шею и т.д. во время выполнения  предлагаемого действия , задать 

вопрос: 

—     Что ты моешь? (Я мою голову (шею, живот и т.д.) 

Когда купание будет закончено, сказать детям: «Вот какая чистая стала 

кукла!» 

 

Вывод:

Таким образом, проводя дидактические игры во время образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, дети расширяют, закрепляют  и обогащают  свой словарный запас при работе над формированием пространственных представлений о собственным теле.

.  .  .