Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка интегрированного занятия "Зима. Зимующие птицы"

Дата публикации: 2017-12-03 23:01:02
Статью разместил(а):
Славкина Татьяна Николаевна

Интегрированное занятие по лексической теме

«Зима. Зимующие птицы»

в группе компенсирующего вида

для детей с ОНР 6-7 лет

Автор: Славкина Татьяна Николаевна

 

Цель: развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы через интеграцию познавательной, речевой и художественно-эстетической образовательных областей.  

Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе; 

Коррекционно-образовательные задачи:

- Расширять и углублять представление детей о зимующих птицах;

- Обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

- Закреплять лексический материал по данной теме, актуализация и активизация словаря;

- Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

- Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составление предложений с противопоставлением;

- Совершенствовать грамматический строй речи: способность образовывать глаголы от звукоподражаний, побуждать детей образовывать сложные прилагательные, упражнять в употреблении предлогов.

- Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам;

-Развивать сенсорику;

- Развивать связную речь;

-Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, логическое мышление;

- Развивать творческое воображение;

- Развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, ориентироваться в пространстве;

-Совершенствовать пространственную ориентировку; развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей любовь к природе, с бережное отношение ко всему живому, стремление заботиться о зимующих птицах, прививать нетерпимость к бессмысленному уничтожению птиц.

- Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине.

- Воспитывать инициативность, самостоятельность.

-Воспитывать чувство сострадания к зимующим птицам и желание им помочь. 

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук,  СД с записью звуков природы, интерактивная игра-занятие «Прогулка по зимнему парку», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук,  мяч, искусственное дерево – ёлочка, силуэты птиц, пластилин, клеёночки.

Предварительная работа:

-наблюдение за птицами на прогулочном участке;

-чтение отрывков из рассказов Г. Скребицкого, Н. Сладкова о птицах;

-рассматривание картин из серии «Зимующие птицы»;

-дидактические игры «Чей голос?», «Угадай следы»;

-имитация птичьих движений;

 

Ход занятия

1.     Организационный момент. (Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания)

   Логопед приглашает детей на ковер, где на мольберте стоит репродукция картины И. Шишкина «Зима», рядом стоит ёлочка. Логопед включает СД с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят и садятся на стульчики.

Логопед выключает проигрыватель, и дети читают стихотворение.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

 

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей…

 

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям. 

                         И. Никитин

 Логопед.  Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая вступила уже в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда сели на стульчики?

Дети. Шум ветра, вой вьюги.

Логопед. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

Логопед. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

2. Упражнение «Узнай по запаху»

   Логопед предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали?

   Дети рассказывают о своих ощущениях. Логопед предлагает им открыть глаза и ставит контейнер со снегом и льдом на стол.

3. Беседа о зиме и ее приметах.

   Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукции картины «Зима».  На картине изображен уголок ельника.

       Рассмотрите картину внимательно. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

- Какое время года наступило?  (Наступила холодная зима.)

- Что лежит на земле и деревьях? (На земле и деревьях лежит пушистый снег.)

- Какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими.)

- Какое небо? (Небо высокое и ясное.)

- Какой воздух? (Воздух морозный и чистый.)

- Слышится ли что-то в лесу? (В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.)

- Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы, а сейчас давайте встанем и поиграем в мяч.

4. Игра с мячом «Какой лес?»

Логопед. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник – лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

   В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин – осинник, лес из ольхи – ольховый лес, ольшаник; лес из берез, березовая роща – березняк; лес из дубов, дубовая роща – дубрава; лес из сосен, сосновый бор – сосняк; лес из липы – липовый лес, липняк; лес из кедра – кедровый лес, кедровник.

5. Составление рассказа по картине И. Шишкина «Зима» с помощью картинно-графического плана.

Логопед привлекает внимание детей к мнемотаблице.

- Составьте рассказ по картине, в этом вам поможет вот такой картинный план.

1. Уголок зимнего леса.

2. Ельник покрытый снегом.

3. Снег на земле.

4. Снег на старых елях и молодых ёлочках.

5. Снег белый, пушистый.

6. Светлая поляна.

7. Морозное небо.

8. На ветке сидит клест.

9. Тишина.

 

6. На экране появляется изображение зимнего парка: кормушка висит на дереве, рядом стоит елочка, недалеко скамейка, около скамейки – пень, вдали виден дом в снегу, на снегу – следы сороки. Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

 Логопед: Ребята, мы попали с вами в зимний парк. Предлагаю вам погреться. Для этого мы встанем в круг и будем шагать по заснеженному парку.

 

Логоритмическая разминка.

Дружно, чётко мы шагаем,       Ходьба маршем по кругу.

Мы дорожки расчищаем.

Надо нам лопатки взять,           Скользящий приставной шаг.

Снег с дорожек убирать.

Ну а снег метет, метет,             Ходьба по кругу с покачиванием рук.

Отдохнуть нам не даёт.            Вправо-влево, перед собой.

А деревья за окном                   Остановиться,  руки в стороны – вверх.

Спят волшебным тихим сном.      Закрыть глаза.

Зайчик скачет на опушке,       Прыжки на носках друг за другом.

Чтобы не замерзли ушки.

А медведь в берлоге спит,      Присесть.

Сладко мишенька сопит.        Сложенные ладони поднести к уху.

Чтоб в мороз не замерзать,     Бег на месте на носках.

Птичкам надо полетать.           Взмахи руками в стороны.

                                                                                             (В. Кныш)

7. Отгадывание загадок.

Логопед. Мы в зимнем парке. Посмотрите, как здесь красиво: земля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. На снегу множество таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Чьи следы мы видим на поляне? (Ответы детей)

Посмотрите, к нам на встречу летит.

Ребенок загадывает загадку:

«Непоседа, пестрая птица, длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая»

Логопед. Кто же это? (Дети отвечают. Сорока появляется на экране)

Сорока. Правильно! Меня узнали, я – сорока. Я живу в зимнем парке. И сейчас я вам загадаю загадки.

(Сорока загадывает загадки о птицах, а на экране появляются фотографии птиц: ворона, воробей, снегирь, синичка, сова, дятел и голубь. Ребенок должен подсказать отгадку.)

1. Черная, как вар,

     Кричит: «Карр»! (Ворона)

2. «Чик-чирик!»

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

3. Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

4. Желтое брюшко

У маленькой птички.

А зовут ее … (синичка)

5. Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло – Спать ляжет в дупло. (сова)

6. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

7. Белый бок, серый бок –

Воркует нежно … (голубок)

 

8. Упражнение «Скажи одним словом»

Логопед. Ребята, посмотрите, какие красивые птицы! Давайте рассмотрим их внимательно.

(Дети рассматривают птиц, логопед сам начинает предложение.)

У сороки белые бока, ее называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют …

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют …

У синицы острый клюв, поэтому ее называют…

У воробья короткие лапы, поэтому его называют …

У вороны крепкий клюв, поэтому ее называют…

У дятла длинный клюв, поэтому его называют …

У дятла красная голова, поэтому его называют …

У совы большие глаза, поэтому ее называют …

У снегиря красная грудка, поэтому его называют …

9. Видеосюжет о птицах в городе зимой. (длительность 2 мин.)

Беседа о том, как изменилась жизнь птиц с наступлением зимы.

 

Сорока: Правильно вы отгадали загадки, сказали, какие разные птицы, а теперь давайте посмотрим фильм о том, где, кроме парка, можно встретить зимующих птиц.

После просмотра фильма на экране появляются силуэты птиц (ворона, воробей, снегирь, синичка, сова, дятел и голубь). Птиц много в парке, давайте назовем их.

10. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Звучат записи голосов птиц.

Ворона: «Кар-кар-кар!»

(ребенок нажимает на силуэт птицы, и появляется ворона)

Ребенок говорит: «Это ворона, она каркает».

Воробей: «Чик-чирик!» - Это воробей чирикает».

Голубь: «Врр-врр!» - Это голубь воркует»

Снегирь: «Цвинь-цвинь!» - Это снегирь цвинькает».

Сова: «Ух-ух!» - Это сова ухает».

Синица: «Свис-свис!» - Это синица свистит»

Дятел: «Трр-трр!» - Это дятел стучит».

11. Дидактическое задание «Покорми птиц»

На экране – птицы (ворона, воробей, снегирь, синичка, голубь) и корм (зерна, семена, сало, хлебная корка, ягоды рябины).

(Надо выбрать изображение подходящего корма и перенести его к соответствующим птицам. Возможно вариативное решение: например, хлеб можно дать вороне и воробью, сало также подойдет и вороне, и синице.)

Беседа с детьми о кормовых привычках птиц.

12.Двигательное упражнение на координацию движений во взаимосвязи с речью.

Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела.

(Руки вверх и покачать ими над головой.)

Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.

(Руки вниз, перед собой и покачивать ими.)

Врассыпную дружно встали и как птицы полетали.

(Дети выполняют движения: попрыгали как воробьи; помахали крыльями, как вороны; покачали головой, как голуби.)

13. Игра «Четвертый лишний»

Сорока: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».

Назовите, какая птица лишняя?

Голубь, дятел, снегирь, ласточка; синица, ворона, голубь, журавль). Ответы детей.

14. Упражнение «На что сели птицы?»

Сорока. В парк прилетели птицы. Давайте скажем, на что сели птицы?

Дети: «Ворону мы сажаем (на снег).

Сорока уселась (около пня).

Воробей чирикает (под скамейкой).

Снегирь клюет ягоды (на дереве).

Синица прилетела (на кормушку).

Сова сидит (на ветке, на суку).

Дятел стучит (на дереве).

Голубь воркует (на спинке скамейки)»

15. Упражнение «Сосчитай птиц»

Сорока: Ребята, в парк прилетели птицы, попробуйте их сосчитать.

«Один воробей, два воробья, пять воробьев…»

Сорока: Молодцы! Правильно нашли моих друзей птиц и сосчитали их.

16. Сюрпризный момент.

Выполнение портретов птиц с помощью пастилинографии.

Звучит песня «Всем нужны друзья» (музыка З. Компанейца, слова П. Синявского) и в зале появляется Сорока (воспитатель)

Ребята, мне очень понравилось, как вы играли и отвечали на вопросы, поэтому я решила к вам прилететь. А еще мне хочется подарить моим друзьям птицам их портреты. Поможете мне? (Дети: да!)

 Сорока: возьмите силуэт птицы, положите ее на клееночку и раскрасьте пластилином. Вспомните, что у снегиря грудка красная, у синицы – желтая, у дятла на голове красная шапочка, у воробья коричневые перышки, а ворона – черная. Возьмите кусочек пластилина необходимого вам цвета, разогрейте в руках и растирайте по контуру.

   После того, как дети выполнили работу, Сорока проводит беседу о том, как могут помочь они птицам зимой.

  Логопед: прикрепляет птиц на кормушку. Дети давайте поможем птицам! Как мы это сделаем? Дети подходят к кормушке и прикрепляют (на заранее растертый пластилин на кормушке) семечки.

Сорока благодарит детей и прощается.

17. Итог занятия.

Логопед. Наша прогулка подошла к концу. Ребята, м ы с вами побывали в зимнем парке. Рассмотрели зимнюю картину и вспомнили приметы зимы. Каких птиц мы встретили в парке? (дети перечисляют птиц)

-Как можно назвать их одним словом?

-Как пели птицы? Что они делали?

-Как живется птицам зимой?

-Почему для птиц зима – тяжелое время года?

-Как мы можем помочь птицам?

Логопед: «Как много мы узнали сегодня о зиме и зимующих птицах! Давайте будем помогать им пережить холодную и долгую зиму»

А за то, что вы помогли Сороке, она прислала вам медали «Друг птиц».

Детям вручаются медали.

.  .  .