Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Характеристика европейской живописи стиля Романтизм

Дата публикации: 2017-11-27 10:04:34
Статью разместил(а):
Тимофеева Ася Александровна

Методическая разработка урока по дисциплине

История изобразительного искусства

"Характеристика европейской живописи стиля Романтизм"

Автор: Тимофеева Ася Александровна

Преподаватель Детской школы искусств №19, г. Кемерово
 

Тема урока: Характеристика Европейской живописи стиля Романтизм

Цель урока: Изучить особенности стиля романтизм.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о культуре конца XVIII-первой трети XIX в.

Выявить причины появления стиля романтизм.

Раскрыть особенности стиля романтизм.

Развивающая: Развить у учащихся воображение, наблюдательность на примере сопоставления картин стилей классицизм и романтизм.

Воспитательная: Воспитать любовь к искусству, чувство сопереживания к героям произведений.

 

Ход урока

1.      Литературный эпиграф. Зрительный ряд.

2.      Первое знакомство с образами романтического героя, зрительный ряд.

3.      Предпосылки появления нового героя в искусстве.

4.      Поиски ответа на вопрос в истории после революционной Европы.

5.      Поиски и создание художниками нового героя.

6.      Историческая обусловленность появления романтизма. Его общие черты.

7.      Понимание человека романтиками.

 

Классицизм и романтизм

вот два слова…с коими мы засыпали и просыпались,

за кои дрались насмерть,

о коих спорили до слез

и в классах и в гостиных,

и на площадях и на улицах.

В. Г. Белинский

 

1.                  Литературный эпиграф. Зрительный ряд.

На экране последовательно демонстрируются слайды портреты Хогарта; Шардена, Аргунова, Левицкого - произведения, которые учащимся уже хорошо известны и в которых художники запечатлели просветительский идеал человека эпохи Просвещения.

 

2.                  Первое знакомство с образами романтического героя, зрительный ряд.

На экране появляются: портрет Швальбе, созданный О.А. Кипренским, и портрет Эжена Делакруа работы Теодора Жерико. После короткой паузы, не называя авторов полотен, учитель, обращается к классу:

Вглядитесь внимательно в эти портреты. Что поражает вас в них? Чем отличаются они от тех, знакомых вам портретов, созданных художниками XVIII века?

Ученики заметят, что в поясном портрете старика художник высвечивает лицо и руку, судорожно сжимающую набалдашник трости. Лицо грозное, губы сжаты, во всей фигуре - сила и неподвижность. В глазах старика - гнев и тревога, мускулы лица напряжены. То же состояние вызывает портрет юноши. Художник лучом света ярко высвечивает лишь его лица. Глаза юноши не встречаются с глазами зрителя.

Эти портреты принадлежат кисти разных художников, созданы в разных странах, но в одну эпоху. На портрете старика русский художник О.А. Кипренский в 1804 г. запечатлел образ А.К. Швальбе, крепостного помещика Дьяконова и своего приемного отца. Портрет юноши - портрет французского художника Эжена Делакруа, созданный в 1819 г. его другом Теодором Жерико.

 

3.                  Предпосылки появления нового героя в искусстве.

Это новые герои в искусстве Европы, рожденные послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические события изменили взгляд художников на человека?

После победы буржуазной революции в 1789 году во Франции стало ясно, что мечты просветителей о том, что революция утвердит господство Разума и установит торжество Свободы, Равенства и Братства не сбудутся. Победа буржуазии не только не облегчила существования трудящегося народа, но сделала его еще более тяжелым.

С первых дней господства французской буржуазии начинаются захватнические войны, в результате которых все страны Европы, за исключением Англии и России, оказались под игом наполеоновской Франции. Целью походов Наполеона было установление политического и эко­номического господства французского капитала. Правда планам Наполеона не дано было сбыться, крушение наполеоновской буржуазной империи было явлением закономерным и подготовлено рядом явлений. Среди них - важнейшее - сопротивление народов. Отечественная война 1812 г. отстояла независимость России и способствовала усилению национально-освободительного движения народов Ев­ропы.

После разгрома наполеоновских войск, феодальные правительства пытаются вновь вернуть уходящее в историю время господства феодализма. Во Франции была восстановлена монархия Бурбонов. Италия, освободившись от власти Наполеона, сохраняет свою раздробленность, а большая ее часть попадает под власть Австрийской короны. В Европе организуется Священный Союз - союз монархов против народов.

 

4.                  Поиски ответа на вопрос в истории после революционной Европы.

Какая же была точка зрения художников в это время? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения?

На основе сведений, полученных на уроках истории и литературы, класс сумеет ответить на этот вопрос. Они, вероятно, скажут, что художники выступали против восстановления феодальных порядков, против феодального рабства.

 

5.                  Поиски и создание художниками нового героя.

Да, это так. Итоги буржуазной революции вызвали глубокое разочарование среди художников. Художники, поэты, писатели и композиторы этого времени пытались понять, почему революции XVII века в Англии, а затем в конце XVIII века во Франции, привели к утверждению новой формы гнета над человеком? Что может народ и каждый от­дельный человек? Чтобы понять все это, художники обратились к эпохе средневековья, стали отвергать современность, идеализировать прошлое. Они создали нового героя – человека, который вынужден жить во враждебном ему мире, человека прекрасного и гордого, но одинокого, обреченного, у которого нет будущего.

 

6.                  Историческая обусловленность появления романтизма. Его общие черты.

Обращая свои взоры в прошлое, они находили там проявления народного героизма, мятежного духа, способного противостоять злу и насилию. В искусстве появляется новый герой - яркая, творческая личность, одержимая бурной страстью, бунтующая против законов несправедливого общества. Он сражается со злом, зовет к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но всегда оказывается победителем. Так на смену стилю классицизму с его рассудительным героем, пришел новый стиль - романтизм.

Романтизм начал складываться в искусстве Европы в конце XVIII-века. Его расцвет относится к 30-м годам XIX века, а время существования приходится на всю первую половину XIX века.

Термин "романтизм" имеет сложное происхождение. Его ведут от испанского слова "романс" (romance) – так в средние века называли небольшое стихотворение или песню лирического, содержания; также слова "роман" - в позднем средневековье обозначало большую эпическую поэму.

Подобно тому, как развивалось искусство в эпоху Просвещения, искусство, создаваемое романтиками в каждой стране, имело свои специфические черты, которые были связаны с особенностями ее исторического и национального развития.

Вместе с тем для творчества всех романтиков различных стран и различных видов искусств характерны одни особенности:

1.                  Неприятие общества, построенного на угнетении человека.

2.                  Трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою.

3.                  Интерес к личности человека, к его мечтам и переживаниям.

7.                  Понимание человека романтиками.

 

Романтики стремились познать человека как личность. Они утверждали, что каждый человек - это целый мир, сложный, противоречивый, загадочный, подчас непонятный. Они стали изучать и изображать внутренний мир человека, его духовную жизнь, ее противоречия и контрасты.

Отрицая окружающую их действительность, романтики, так же как классицисты, выдвинули в противовес ей идеального героя. Но если у просветителей этот герой действовал, прежде всего, по велению разума, логики, рассудка и ради их торжества подавлял свои чувства, у романтиков главным было движение чувства, повеление сердца.

В отличие от классицистов, для которых важно было утверждение какой-либо общечеловеческой идеи и которых поэтому не интересовало историческое и национальное своеобразие народов, романтики стремились понять исторические судьбы народов. Они утверждали, что жизнь каждого народа самобытна. Чтобы понять и раскрыть эту самобытность, романтики стали изучать народное творчество, фольклор. Яркие исторические и национальные характеристики героев и событий стали отличи­тельными чертами произведений романтиков.

Как развивалось творчество художников романтиков, какие сюжеты они выбирали для своих картин, что было свойственно для их живописи? Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке!

Спасибо за внимание, до свидания

 

Использованная литература:

1.                  Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков/ Глав. Ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2003.

2.                  Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. – Т.12. Искусство. –М.: Просвещение, 1968.

3.                  Рапацкая Л. А. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. М. : Владос, 2008.

4.                  Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига: Зинатне, 1988.

5.                  Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. — Уфа: Башкирский ун-т, 1985. 

.  .  .