Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности дыхания флейтиста

Дата публикации: 2017-11-16 22:47:31
Статью разместил(а):
Плюснина Елена Петровна

Технические особенности дыхания флейтиста

Методическая работа преподавателя высшей квалификационной категории по классу флейты отделения  «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

Автор: Плюснина Елена Петровна

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

 

Наиболее существенным и сложным компонентом игры на духовых инструментах в частности на флейте, является исполнительское дыхание. Вопросы и  проблемы, связанные с ним, волнуют и  по сей день, как педагогов, так и исполнителей. Конечно, можно играть на флейте не изучая всех тонкостей теории исполнительства. Известны такие отечественные флейтисты, которые благодаря природному таланту, интуиции, непрерывным поискам и труду достигли вершин своего искусства. Среди них В. Цыбин, В. Леонов, Ф. Левин, позднее И. Ютсон и другие. Но игра наших предшественников не вполне удовлетворяет современного слушателя, растёт и уровень самих флейтистов – исполнителей. Игра стала ещё более виртуозна, богата  и разнообразна тембрально и технически. Поэтому в процессе развития у нас в России профессионального музыкального  образования, возрастает и роль методики обучения игре на том или ином инструменте.

   Разумеется, методика не есть что-то раз и навсегда данное. Оно постоянно совершенствуется и обогащается в процессе исполнительской практики, подготавливает почву для повышения исполнительского  мастерства. Но нужно помнить ,что наша духовая культура должна приобщаться к лучшим достижениям исполнительской культуры других стран. Такие контакты всегда плодотворно влияют на уровень исполнительского мастерства.

   Одной из передовых школ игры на флейте следует признать французскую школу, которая оказала и оказывает влияние на развитие других национальных школ.

   Игру её представителей (Ж. П. Рампаль, К. Лярдэ, Бурдэн, М. Моиз, В. Люка); швейцарцы (О. Николе, М. Дебост, М. Ларрье.П. Граф, А. Марьон, Э. Паю и др.), которых   отличает новое современное звучание инструмента, выработанное в процессе постоянного совершенствования и развития методики обучения. Стоит отметить и высокий уровень мастерства представителей современной немецкой школы (П. Майзер и др.).

   Знакомство с такими выдающимися музыкантами всегда поучительно и плодотворно влияет на наших учащихся. Это происходит в процессе прослушивания аудио и видеозаписей, в посещении и участии   мастер – классов, открытых уроков и концертов. Это всегда поучительно и интересно. В методической литературе, которая имеется в России на данный момент, уделено внимание исполнительскому дыханию. Но оно связано в основном с физиологией дыхания. Нет точных указаний практического порядка  (чем?  как?  для чего делать?) подкреплённых научными исследованиями и практикой. Одни положения устарели, другие спорны. Одним из «открытых» остаётся вопрос об исполнительском дыхании. Процесс постановки дыхания всегда сложен и требует долгой, кропотливой работы.

   Большая кропотливая работа проходила на протяжении многих лет в работе с учениками центральных музыкальных школ и студентами ведущих  консерваторий страны, помогла выявить ряд закономерностей исполнительского процесса при игре на флейте, сделать определённые выводы. Одним из основных показателей музыкальной выразительности при игре на духовом инструменте, и в частности на флейте, является звук. Однако обладать красивым звуком «от природы» далеко не достаточно.      

   Главной задачей исполнителя - флейтиста, как и каждого духовика, является овладение правильным, профессиональным звучанием инструмента, то есть поставленным звуком, которому присущи частота и устойчивость, полнота, объёмность и глубина, упругость, лёгкость, мягкость, тембр и резонанс. Эти качества должны сохраняться во всех видах флейтовой техники - штрихах, интервалах, динамике, пальцевой беглости, а так же ровности регистров, ритме.

   Недостатки, которые возникают при игре на флейте, как правило являются следствием неправильной постановки того или иного компонента исполнительского аппарата, а бывает что и несколько вместе. Только пре правильной и  рациональной  постановки всех органов, можно обеспечить профессиональное овладение инструментом на высоком музыкальном уровне.

   У флейты нет на пути выдуваемой струи воздуха твёрдых сопротивлений (тростей, мундштука), которые способствовали бы экономии воздуха. Кроме того, не весь воздух, выходящий из губ, попадает в лабиальное отверстие головки флейты - значительная часть уходит «вхолостую». Поэтому «коэффициент полезного действия» у флейты значительно ниже, чем у других духовых инструментов. Очень важно добиться того, чтобы звукообразование из губ флейтиста выходило нужное и  оптимальное количество  воздуха, что дало бы экономность дыхания. Точный расход воздуха не даёт звучать инструменту грязно, с шипом и песком, который возникает при прохождении большого объёма воздушной струи через губную щель. У флейтистов существует два показателя шипа. Первый через губы, второй при касании воздушной струи с краем лабиального отверстия головки флейты.

Поэтому погрешности  у флейтиста более заметны, чем у других исполнителей на духовых инструментах. В процессе игры на флейте музыканты должны пользоваться грудно-брюшным (смешанным) дыханием. Разделить дыхание на грудное и брюшное очень сложно, главное и не надо. Обычно работают все дыхательные мышцы, особенно когда используется смешанное дыхание, которое в свою очередь способствует осуществлению полного, глубокого вдоха, то есть заполнению выдоха, который является одним из основных условий в создании и ведении звука.

   Сложность в использовании смешанным дыханием объясняется тем, что работа мышц дыхания может быть разной. Есть много вариантов взаимодействия. Но не все ведут к оптимальному вдоху и выдоху. Неправильная работа мышц существенно влияет на звук и его ведение. Так,  вдох можно осуществить межрёберными мышцами грудной клетки при малой активности диафрагмы (грудной тип вдоха), а выдох - активными мышцами брюшного пресса (брюшной тип выдоха). И наоборот: вдох произвести с акцентом на диафрагму при незначительной активности мышц грудной клетки, особенно верхней её части, а выдох с помощью межрёберных мышц, без активности брюшного пресса. И в том, и в другом случае работают в целом все дыхательные мышц в обеих фазах дыхания, но утверждать, что исполнитель пользуется профессионально-исполнительским грудно-брюшным типом дыхания в конечном итоге нельзя. Поэтому, говоря о постановке и использовании смешанного дыхания, нужно иметь в виду сознательное и целенаправленное управление музыкантом нужными дыхательными мышцами, которые работают ка при вдохе, так и при выдохе в полную силу.

   Во время игры на флейте участвуют не только дыхательные мышцы, но и язык, губы, пальцы, а их действие контролирует слух и сознание. Особенно важен контроль слуха и сознания последней фазы - выдоха. Если правильно владеть техникой выдоха, можно обогатить и разнообразить глубину выразительных средств и разгрузить компоненты исполнительского аппарата – губы, язык, горло и даже пальцы, что в полной мере влияет на устойчивость интонации. Дыхательные мышцы делятся на мышцы вдоха и выдоха. Вдыхательные мышцы – диафрагма и наружные межрёберные, выдыхательные  - мышцы брюшного пресса  и внутренние межрёберные. Поэтому вместе с такими понятиями как техника языка, техника пальцев, техника губ должно быть понятие как «техника дыхательных мышц», а не «техника дыхания». Чем больше исполнитель будет тренировать все мышцы,  тем  гораздо легче ему будет выполнять различные виды упражнений и заданий,   более сложные и виртуозные исполнительские приёмы.

Практика показывает, что флейтисты недостаточно используют дыхательные мышцы, как при вдохе, так и при выдохе. А именно из-за того, насколько правильно и активно участвуют дыхательные мышцы и какие функции они выполняют во взаимодействии с другими исполнительскими органами (особенно губами) зависит образование и качество звука, его ведение, строй, техника. Вдох должен быть всегда смешанным  глубоким и относительно полным. Лёгкие заполняются воздухом снизу, от основания грудной клетки доверху, образуя «воздушный столб». Этот процесс наглядно напоминает сосуд с жидкостью, которая начинает заполняться со дна, а затем  пополняет его доверху.   

   Некоторые методики 70-х годов предлагали осуществлять вдох через нос   (такое дыхание  будто бы имеет неоспоримое преимущество перед вдохом ртом. - Г. Орвид 1976г. и А. Федотов 1975г.).  Дышать (вдох и выдох) правильнее, удобнее и рациональнее ртом, так как только таким образом можно произвести вдох быстро, глубоко, полно и бесшумно. Именно при правильном использовании всех этих параметров можно судить насколько хорошо исполнитель владеет техникой дыхания. Тип дыхания не может и не должен зависеть от способа вдоха (носом или ртом). Тем или другим органом можно дышать  с помощью и межрёберных мышц груди и диафрагмы, и того и другого вместе (то есть смешанно). Флейтист должен пользоваться выдохом, при котором работают внутренние межрёберные мышцы грудной клетки, напрягаются и активно сокращаются  все части живота, особенно боковые, задние  и верхнесредние.

   Важную функцию выполняет нижняя часть брюшной стенки живота. Не расслабляясь, она должна сохранять сжато-напряжённое состояние, но не перенапряжённое состояние, до конца выдоха и служить «опорой». Не следует при игре (особенно на начальном этапе обучения) доводить мышцы брюшного пресса до полного сокращения, так как последующий вдох будет сложнее воспроизвести правильно (бесшумно, быстро, полно).

   Как следует понимать и расшифровывать «опору дыхания»? Под «опорой дыхания» следует подразумевать нечто такое, на что можно опереться «воздушному столбу». А если низ живота без усилия втягивается сразу же и слишком быстро с момента вдувания воздуха в инструмент, то возникает вопрос: где же «опора»? Опорой дыхания всегда служат напряжённые, осознанно сжатые мышцы брюшного пресса, то есть мускулы живота, окружающие диафрагму и воздействующие на неё «при выходе». Что касается опёртого дыхания, то есть определение этого физиологического состояния. Опёртое дыхание с практической точки зрения, давление воздуха в лёгких, в полости рта и перед губами, сознательно созданное, постоянно поддерживаемое и управляемое сжатыми, напряженными, сокращающимися, сильными, выдыхательными мышцами брюшного пресса и сопротивляющимися упругими, тренированными губами на всём протяжении выдоха. Образуется как бы относительно замкнутый, воздушный столб с двумя «опорами» - нижний (брюшной пресс) и верхний (губы - плотина).

Следствием активного «опёртого» выдоха,  является сконцентрированная струя воздуха, выходящая из губ флейтиста под скоростным напором, который регулируется в зависимости от динамики в полости рта и перед губами.  Также  на скорость выдыхаемого воздуха оказывают голосовые связки, горло (в состоянии зевка) и язык (который может менять своё положение в полости рта, изгибаясь в сторону нёба). В результате этого метода получается высококачественное исполнение всех видов техники.   

    Теперь, когда мы знаем, как правильно выполнять вдох и выдох, можно сказать, что недостаточно для полного овладения техникой исполнительского дыхания, как средства наибольшей выразительности при игре на флейте. Самый слабый участок у флейтиста, неумение управлять дыхательными мышцами, возможности которых не ограничены. Добиться правильного сокращения мышц брюшного пресса, особенно при исполнении звуков в тихих нюансах, является задачей не из лёгких, требующей длительных, разумных и  усиленных,  осуществляемых под самоконтролем, тренировок. Тонкая двигательная работа дыхательных мышц во взаимодействии с губами и языком способствует более «ювелирному» управлению выдохом.

   Импульсная, толчковая работа брюшного пресса и диафрагмы, вызывая пульсацию и колебание струи воздуха во взаимодействии с голосовыми связками, подводит исполнителя к овладению более качественным, глубоким диафрагмальным вибрато, который может управляться флейтистом - по частоте, размаху и форме, в отличие от  неуправляемого чисто горлового  с присущими ему  неустойчивостью и дрожанием; но это не значит, что вибрато должно исполняться искусственно, толчками живота: оно возникает естественно, на базе правильно поставленного опёртого дыхания и всех других исполнительских компонентов. Правильная, рациональная методика дыхания в процессе обучения играет важную роль в становлении исполнительского мастерства флейтиста. 

Для начинающего, на первых уроках, рекомендуется, для упражнения дыхательных мышц, заниматься вдохом и выдохом без инструмента. Так как начинающему гораздо легче  освоить все технические приёмы поочерёдно. Если же учащемуся дать сразу инструмент и заставить играть, ему будет трудно контролировать одновременно и дыхание, и положение головки флейты относительно губ, и пальцы, и губы  не говоря уже о музыке. Такой метод обучения чаще всего ведёт к приобретению неправильных навыков, от которых сложно избавиться. После того, как ученик освоил постановку дыхания, затем губ и т.д., можно переходить к игре на инструменте. В процессе продолжается её дальнейшее развитие и совершенствование техники и всех исполнительских компонентов.

Овладение профессиональным исполнительским, грудно – диафрагмально - брюшным дыханием только частично решит общую проблему мастерства. Не менее важно  правильно поставить губы, язык, положение головки флейты относительно губ и т.д. Только правильное, наиболее рациональное взаимодействие всех перечисленных компонентов будет способствовать овладению высоким искусством игры на флейте.

 

Использованная литература:

1.      Болотин С. Энциклопедический биографический словарь музыкантов – исполнителей на духовых инструментах, М.,1995г

2.      Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики М.,1983г Выпуск 4, стр.6-18

3.      Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах М.,1958г

4.      Смирнова А. Некоторые методические и исторические аспекты развития отечественного исполнительства на флейте стр.12-21.

.  .  .