Научная организация труда педагога
Научная организация труда педагога
Автор: Степанова Ирина Анатольевна
учитель истории
МБОУ «СОШ №6» г. Нягани им. А.И. Гордиенко
Проблема научного подхода к организации труда (НОТ) берет свое начало в работах американского инженера Ф. Тэйлора и его последователей – Г.Черча, А. Файоля и др., заслуга которых состоит в разработке принципов организации труда, основ управления производством и изложении методики организации труда почти во всех сферах деятельности. Движение за НОТ в США распространилось и на систему образования.
Американский ученый доктор Г. Райе в своей книге «Научная организация образования» (1913г.) показал различие между научной и ненаучной организацией труда: «Научная организация предполагает все самое лучшее, что только сделалось известным. Ненаучная организация основывается на прошлом опыте лица, стоящего во главе и не считающегося с опытом других по данному вопросу. Следовательно, при ненаучной организации главное действующее лицо является само по себе законом, тогда как при научной организации оно подвластно высшему закону».
Основоположником разработки проблемы НОТ в наших школах можно считать Н.К. Крупскую, которая писала: «Наша работа должна быть, как можно лучше организована, организована так, чтобы она стала как можно более производительна, эффективна. Учитель должен владеть навыками умственного труда. А это возможно только в условиях самостоятельной деятельности. При ее отсутствии или слабой организации не имеет смысла говорить об эффективности всей методической учебы педагогических кадров и результативной системы работы с ними». Для лучшей организации труда, считала она, необходимо, чтобы каждый учитель, каждый воспитатель изучал принципы научной организации труда, научился применять их в своей жизни и работе, и тогда он сумеет научить рационально работать своих учеников.
П.П. Блонский в своих работах «Азбука труда», «Трудовая школа» предлагал, вслед за Н.К. Крупской, ввести предмет «научная организация труда» в педагогических учебных заведениях и образовательной школе.
Развивая идеи В.М. Бехтерева об изучении трудовой деятельности, В.М. Мясищев предложил создать науку эргологию – учение о работе человека. «Если мы хотим организованно подойти к работе, мы должны организовать учение её». Он предлагал создать эргологические институты (институты труда).
А.С.Макаренко выдвинул девиз: «Мой мир – мир организованного создания человека». В основе воспитания, утверждал он, должно быть не отдельное мероприятие, а органическая система деятельности. «Для хорошей школы, прежде всего, нужна научно организованная система всех влияний».
В конце 60-х годов и в 70-х годах НОТ стала явлением общепризнанным. Однако в силу пороков, присущих административно-командной экономике, планируемые мероприятия по НОТ, порождали формальный к ним подход. Явный дефицит профессионально подготовленных специалистов по организации труда привел к тому, что вопросами по НОТ зачастую занимались малокомпетентные люди, а это не способствовало ее популярности. Так готовилась почва для охлаждения интереса к вопросам научной организации труда. Таким образом, активная работа по научной организации труда вместо того, чтобы выйти на новый уровень, начала свертываться.
В современных условиях перехода к образованию с неограниченным доступом к информации, приводящего к изменению содержания, методов и организационных форм обучения школьников, появлению мультимедийных материалов, видеоматериалов и других средств обучения и самообучения вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя вновь становится актуальным. Эффективно осуществлять методическую разработку курсов нового поколения, изменять учебные программы, участвовать в профессиональном сообществе педагогов, обмениваясь методическими находками, реализовывать персонификацию обучения и т.д. возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
Концепция.
Определение эффективности научной организации педагогического труда.
Принцип оптимизации - создание благоприятных условий для учебно-воспитательной работы, разработка и совершенствование наиболее эффективных форм познавательной деятельности учащихся.
Принцип гуманизации - устранение явлений, отрицательно влияющих на учащихся и педагогических работников.
Принцип эстетизации - внесение в учебно-производственную среду художественных элементов, повышающих работоспособность, эмоциональный настрой.
Принцип экономизации - наиболее рациональное построение учебных занятий с применением новых форм и методов учебной работы, обеспечивающих сохранение работоспособности педагогов, учащихся, экономию времени и материальных средств.
Принцип индивидуализации - дифференцированный подход к учащимся в различные периоды обучения.
Принцип коллективизма - сочетание труда отдельных работников с трудом всего педагогического коллектива.
Принцип оптимального соотношения теоретического и практического обучения - обеспечение в минимальные сроки глубоких и прочных знаний учащимся.
Принцип правильной расстановки кадров, систематическое повышение их квалификации.
Принцип планомерности и ритмичности учебно-воспитательного процесса с учетом прогнозирования педагогической науки, систематический анализ результатов работы выпускников, выявление недостатков и разработка практических рекомендаций для совершенствования учебной работы.
Принцип контроля за организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий его управляемость.
Данные принципы эмпирически сложились и действуют давно, их не нужно изобретать. Задача педагога состоит в том, чтобы из большого числа действующих принципов выбрать для себя наиболее значимые.
3. Цель:
-разработать индивидуальную педагогическую систему принципов организации педагогического труда, стиль работы преподавателя, его “педагогическое лицо” на основе выше изложенных принципов.
4. Объект исследования:
-научная организация педагогического труда.
5. Предмет исследования:
-содержание и технология учебного процесса в системе повышения квалификации по формированию принципов, на которых основана научная организация педагогического труда.
6. Гипотеза:
-формирование умений самоорганизации педагога.
7. Задачи:
1) Изучение и распространение передового опыта учебно-воспитательной работы.
2) Повышение квалификации учителя и формирование у него умений самоорганизации в педагогической деятельности.
3) Совершенствование учебного процесса, организации труда и педагогического мастерства преподавателей.
4) Совершенствование стиля руководства педагогическим и ученическим коллективами.
8. Критерии деятельности.
1) Творческая работа над каждым принципом и его внедрение в практику педагогической деятельности, что выразится в систематическом росте эффективности педагогического труда.
2) Работа над тем или иным принципом должна содействовать созданию оптимальных условий труда участников педагогического процесса, экономии и рациональному распределению бюджета учебного времени.
3) Нужно всегда помнить, что ни один из системы принципов не существует сам по себе и только для себя.
9. Ожидаемые результаты.
1) Непрерывное и систематическое совершенствование организации педагогического труда. Оно ведет к научному осмыслению процесса и результатов педагогического труда.
2) Обязательный анализ каждого нового своего шага с опорой на ранее достигнутые результаты.
3) Обязательное проектирование результатов своего труда. Результаты труда всегда имеют определенное содержание и являются итогом конкретной деятельности.
10. Этапы:
1) Подготовительный (организационный).
2) Изучение и анализ существующей организации труда и разработка мероприятий по научной организации педагогического труда;
3) Выполнение планов научной организации педагогического труда;
Реализация плана НОТ педагогом - трудная и сложная задача, как труден и сложен сам педагогический труд. Научно обоснованная работа педагога - процесс активный, сознательный, творческий, это важная ступенька к программированию труда, руководство к действию.
Проблемы научной организации педагогического труда условно можно разделить на две взаимосвязанные структурные единицы (части). Первую - составляют теория и практика организации труда. Вторую - условия труда.
Путь к НОТ лежит через непрерывное и систематическое совершенствование организации педагогического труда. Он ведет от эмпирии к научному осмыслению процесса и результатов педагогического труда.
Литература:
1. А.С. Макаренко. Педагогическая поэма. –М., Изд. «Правда» 1979.
2. Ш.А. Амонашвили. Здравствуйте дети! Пособие для учителя. М., Просвещение, 1988.
3. http://ryabov-kozel.narod.ru/dict/razdel8.html
4. http://planetadisser.com/see/dis_74572.html
5. http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=33
6. http://www.websib.ru/noos/bou/mechanism.php