Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Немного о классиках зарубежного детективного жанра и их героях

Дата публикации: 2017-11-13 14:38:26
Статью разместил(а):
Новикова Алла Михайловна

Немного о классиках зарубежного детективного жанра и их героях

Автор: Новикова Алла Михайловна

МБОУ г. Иркутска "СОШ № 57"

 

1)  Искусство самоистязания родилось в глубокой древности и имеет долгую и весьма почтенную литературную традицию. Не желая довольствоваться теми огорчениями и неприятностями, которые приносит жизнь, человек с удовольствием посвящает часы своего досуга различным головоломкам и жутким историям. Поэтому детективные истории являются любимейшим увлечением многих людей.

Между 1840 и 1845 годами своенравный гений Эдгара По создал 5 новелл, в которых были изложены идеи, ставшие основополагающими принципами современного детектива. В зародыше же жанр существовал давно.

2) Почему ты не приходишь выразить мне свое уважение? – спрашивал Лев Лисицу в басне Эзопа.

– Да простит меня, Ваше Величество, – ответила та,  – но я обратила внимание на следы животных, что вели в вашу пещеру. Судя по отпечаткам, в вашу сторону проследовали многие, но почему-то никто не вернулся назад. Пока все те звери, что вошли в вашу пещеру, не выйдут обратно, я лучше погуляю на свежем воздухе.

Сам Шерлок Холмс не смог бы проанализировать ситуацию с большей ясностью.

3) Интересно, что в ранней литературе о преступлениях (задолго до XIX века) отчетливо видна тенденция восхищаться ловкостью и умом преступника. Это вполне закономерно, когда закон деспотичен и суров, причем суров неоправданно. Поэтому и не было условий для создания детективного жанра. Лишь когда общественные симпатии целиком и полностью оказываются на стороне закона и порядка, тогда становится популярным детектив.

4)  Именно потому, что в англоязычных странах (более), во Франции и Германии (чуть менее) уважаемы закон и порядок, именно в этих странах детектив процветает прежде всего. Ну а развитие науки, техники, производства, освоение новых земель в XIX веке привели к тому, что у чудес появилось рациональное объяснение. Чудеса исчезали, их место занимал детектив.

5) Человеческая способность к аналитическому познанию мира, по мысли Эдгара По, так же естественна, как, например, склонность к мускульным упражнениям. Ее можно довести до совершенства точно так же, как это делает гимнаст со своим гибким телом.

Три превосходных детективных рассказа По («Убийство на улице Морг», 1841; «Тайна Мари Роже», 1842; «Похищенное письмо», 1845), оказавшие огромное воздействие на европейскую и американскую литературу этого жанра, посвящены искусству анализа, возведенного в степень волшебства,- «интеллектуальной магии».  

6)  За более чем 150 лет, отделяющие нас от смерти гениального писателя, было написано множество его биографий. Несмотря на их значительное количество, жизнь и смерть Эдгара Аллана По продолжает оставаться загадкой. Сказывается и отсутствие документов (нет даже свидетельства о его рождении), противоречивость воспоминаний, желание некоторых авторов либо скрыть факты, либо подогнать их под собственные предположения.

7)  Родители Эдгара вступили в брак в 1806 году. Мать Эдгара умерла в декабре 1811 года. Примерно в это же время умер и его отец, незадолго до этого оставивший семью. Дети попали в разные семьи. Эдгар По был взят на воспитание табачным бизнесменом Джоном Алланом и его женой Фрэнсис. Среднее имя Аллан Эдгар получил при крещении в 1812 году. Аллан не усыновлял его официально.

В апреле 1841 года журнал Грэхэма представил рассказ Эдгара По "Убийство на улице Морг" – первое детективное произведение. Рождается новый литературный жанр.

28 сентября 1849 года По прибыл в Балтимор. Через несколько дней он был обнаружен в тяжёлом состоянии и в чужой одежде случайным прохожим на городской скамейке. Доставленный в госпиталь, он скончался в нём 7 октября 1849 года.

8)  Смерть Эдгара По – одна из самых неразрешимых загадок. Первым впечатлением у доктора было то, что По находился в состоянии сильной алкогольной интоксикации.

Первая (и наиболее распространённая) версия смерти – алкогольная. Общеизвестно, что По пил, но его зависимость носила запойный характер. Он мог неделями пить или месяцами не прикасаться к спиртному. В пользу этой версии говорят свидетельства врачей, лечивших Эдгара и предупреждавших его о возможности тяжёлых последствий от алкоголизма. Кроме того, сложно иначе объяснить, почему Эдгар вновь оказался в Балтиморе, если накануне он покинул его. Единственной пришедшей в голову многим исследователям причиной, была та, что Эдгар перепутал поезда и сел на обратный в Балтимор.

9) Вторая версия (также медицинская) основана на возможности психического расстройства. Последние годы жизни Эдгар страдал нарушением психической деятельности мозга.

10) Третья (самая слабая) версия настаивала на том, что писатель мог стать случайной жертвой гангстерских разборок. В те времена нечистоплотные политики часто нанимали бандитов, для того чтобы запугать избирателей. Так как в те дни в Балтиморе проходили местные выборы, то По мог случайно пострадать, а чужая одежда на нём должна была затруднить опознание.

11)  В 1910 году имя Эдгара Аллана По было занесено в нью-йоркский Зал славы. В 1922 году в Ричмонде был открыт музей писателя "Старые камни", названный так потому что он был построен из блоков дома По и здания редакции его первого журнала.

В память о великом писателе высшая награда Американской ассоциации детективных писателей стала носить имя Эдгара По.

12)  Дюпен – наиболее колоритная фигура из всех, созданных Эдгаром По. Писатель отдал ему то, чем хотел одарить человека. Дюпен объят одной-единственной страстью и ей подчиняет свою жизнь. Он без устали тренирует свой ум, вырабатывает метод, помогающий отгадать любую загадку, которую загадывает ему жизнь.

Его «интеллектуальная магия» складывается из скрупулезного изучения «мелочей» – деталей явления; из строгого математического расчета – порядка расположения этих фактов; из смелого, дерзкого предположения, базирующегося на них; из интуиции аналитика и не менее смелого действия, подтверждающего гипотезу.

13) При всем этом Дюпен учитывает неуловимые нюансы, говорящие о характере противника, его привычках, умственном уровне, культуре, пристрастиях, и действует часто не по законам формальной логики и так называемого здравого смысла, а вопреки им – по законам диалектического мышления. Вот почему Дюпен обаятелен. Он не знает трафаретов, всегда оригинален, удачлив в делах, остроумен в решениях – вечно торжествующий артист своего дела. Образ Дюпена – панегирик человеческому уму, воплощение пленительного интеллектуального своеобразия и в то же время такого развития, которого может добиться каждый человек.

14) Эдгар По. Гениальный прозаик. Гениальный поэт. Трагичная от рождения и до смерти судьба. Его влияние как писателя и поэта на мировую литературу огромно.

15) Образ необыкновенно наблюдательного человека, способного разгадать некую головоломную ситуацию, объяснить нечто, казавшееся необъяснимым, был и у других авторов. Уилки Коллинз написал детективный роман «Лунный камень», где профессиональный сыщик и проницательный деревенский врач разгадывают невероятно запутанную историю похищения индийского алмаза.

Рассказывают, что однажды У. Коллинз присутствовал на разбирательстве одного запутанного дела в суде. Его внимание привлекла сама процедура судебного расследования: один за другим вызывались свидетели, давали показания — и постепенно картина происшедшего становилась все ясней и ясней. 

16)  «Меня осенило,— говорил У. Коллинз позднее,— что последовательность событий можно таким же способом изложить в романе. Надо, чтобы действующие лица сами участвовали в раскрытии интриг. Такой прием, несомненно, позволит заинтересовать читателя, как это происходит на судебных разбирательствах, когда выслушиваются показания, разные по форме и по содержанию, но в целом постепенно подводящие к выяснению истины. Чем больше я думал об этом, тем больше убеждался, что этот способ может привести к успеху. К концу процесса я уже твердо решил попробовать». 

17) Роман написан в строгом соответствии с выработанным У. Коллинзом методом. Тайна «Лунного камня», попавшего из буддийского храма в английский банк, а затем снова вернувшегося в святилище Лунного бога, раскрывается через рассказы персонажей романа. Коллинз искусно запутывает читателя. Внушив ему посредством гипотез и предположений надежду разгадать тайну лунного камня, он тут же резким поворотом сюжета разрушает ее и вновь создает атмосферу непроницаемой тайны. Три индусских факира с их непривычным обликом, заклинаниями, культом Лунного бога создают атмосферу экзотики, усиливают таинственность. Среди персонажей романа есть и профессиональный сыщик Кафф. Но и он, мастер своего дела, со своими тонко построенными теориями, часто оказывается несостоятельным. Только в конце романа выясняется, что лунным камнем завладел из корыстных побуждений ханжа и лицемер Годфри Эбльуайт. В его лице Коллинз разоблачает эгоизм, алчность, корыстолюбие. 

18) Уилки работал очень упорно. Для сбора материала он, бывало, целыми днями ездил в омнибусе по улицам Лондона. Чтобы научиться профессионально строить, излагать и распутывать детективные истории — он почувствовал в себе склонность к созданию произведений такого жанра — Уилки пошел учеником в лондонскую юридическую корпорацию Линкольн-Инн. Завел знакомство с полицейским, который много рассказывал о преступлениях и их раскрытии. Кстати, именно он посоветовал Уилки побольше присматриваться к семейным интригам. 

19) Летом 1854 года молодой Уилки Коллинз, к тому времени уже написавший несколько романов, трагедий, комедий и эпических поэм, с братом и одним из друзей возвращался домой с вечеринки. Они шли по одной из улиц лондонского пригорода. Была лунная ночь. Вдруг с виллы, мимо которой они проходили, донесся пронзительный женский крик. Друзья остановились в недоумении. С шумом растворилась железная калитка, и из нее выбежала молодая, очень красивая женщина в белом одеянии, светившемся в лунном свете. Она, казалось, не бежала, а плыла по воздуху. Поравнявшись с молодыми людьми, женщина на мгновение остановилась. На ее лице было выражение мольбы и ужаса. Затем, не промолвив ни слова, таинственная незнакомка побежала дальше и скрылась из вида.

— Я должен разузнать, кто она и что с ней,— сказал Уилки и рванулся за женщиной... 

Это необычное происшествие стало определяющим в жизни писателя: началась его тесная связь с Каролиной Грейвз — женщиной в белом. 

20) Неподалеку от дома Коллинзов жила еще одна странная женщина. Она имела обыкновение надевать вечером белое платье и бегать по улицам, наводя ужас на ребятишек. Уилки (он любил, когда его называли именно так) после встречи с Каролиной окончательно решил: он напишет роман, в котором поведает свету о судьбе этих двух женщин. 

Коллинз писал новый роман. Вот только с названием романа была задержка — ничего путного не приходило в голову.

В августе 1859 года У. Коллинз, его подруга Каролина Грейвз и брат Чарли были на отдыхе. Как-то вечером уставший от работы над романом Уилки лежал на берегу моря. Глядя на маяк, он мысленно стал говорить ему: «Ты чопорен и неуклюж. Ты такой же непробиваемый и непредсказуемый, как и моя белая женщина... Белая женщина!.. Женщина в белом!.. Вот и название! Ей-Богу!» 

21) «Женщина в белом» начала публиковаться в журнале Ч. Диккенса «Круглый год» в ноябре 1859 года. Роман принес автору огромный успех. Чтобы купить журнал «Круглый год» с романом У. Коллинза, читателям приходилось выстаивать длинные очереди. Тираж журнала достиг беспрецедентной по тем временам цифры — 35 тысяч экземпляров. 

Романом зачитывались все — от людей высшего света до простых официантов, привратников и мальчиков-посыльных, читавших иногда прямо на ходу. 

«Женщина в белом» — наиболее значительное и типичное произведение У. Коллинза. Сам он любил роман настолько, что впоследствии в завещании велел высечь на могильном камне слова: «Уильям Уилки Коллинз, автор «Женщины в белом» и других произведений». С появлением «Женщины в белом» звезда У. Коллинза засияла ярко и не угасала почти до самой его смерти. 

22) Опубликованный в 1887 году «Этюд в багровых тонах» произвел эффект разорвавшейся бомбы. За этой повестью в течение ближайших лет последовало несколько блестящих циклов новелл о Шерлоке Холмсе. Эффект был поразителен.

23)  «Я воспользовался формулой По и вернул ей жизнь и популярность, развив процесс дедукции, лишь слегка затронутый По.

Вообще-то, я врач по образованию и даже занимался медицинской практикой. Литературной же деятельностью занялся в надежде поправить свои дела. И расстаться с ней не смог никогда. Вернее, попытка взбунтоваться и расстаться с Шерлоком Холмсом была. В 1902 году я отправил его на роковой поединок с заклятым врагом, профессором Мориарти. Ответом был взрыв читательского негодования. Я продержался несколько лет, но затем капитулировал. Сборник «Возвращение Шерлока Холмса» был встречен с восторгом»,  – писал автор, Артур Конан Дойл.

24)  Доктор Ватсон – заинтересованный наблюдатель, а часто и участник приключений Шерлока Холмса, с восхищением следящий за его работой и описывающий ее в своих рассказах. Благодаря его записям нам стали известны методы, привычки и особенности Шерлока Холмса. Поистине это был совершенно уникальный человек, его ум не знал равных, и он выбрал необычную сферу применения своих дарований – криминалистику, отдав собственный интеллект расследованиям непонятных убийств, страшных загадок или таинственных исчезновений.

25)  По традиции, берущей начало в английском дендизме, любитель, делающий что-либо из одного только интереса и собственного удовольствия, выше профессионала, который работает ради куска хлеба. Именно поэтому Конан Дойл с помощью доктора Ватсона всячески подчеркивает, что его герой – джентльмен, любящий на досуге разгадать одну-две криминальные загадки и выбирающий наиболее интересные для себя. Шерлок Холмс может отказаться от дела герцога, сулящего неслыханный гонорар, и заняться историей простой гувернантки, не имеющей ни гроша («Медные буки»). Король Богемии предлагал ему драгоценный перстень, но Шерлок Холмс попросил взамен лишь фотографию женщины, которая смогла раскусить его замысел и вызвала тем самым его восхищение («Скандал в Богемии»). Особое обаяние этого образа связано с тем, что в нем удивительно сочетаются невероятная наблюдательность, острый ум с простыми человеческими привязанностями и слабостями. Шерлок Холмс – прекрасный скрипач, он любит музыку, табак и порой способен целыми днями лежать на диване, раскуривая трубку и предаваясь раздумьям. Но периоды апатии сменяются приливами бешеной энергии, и вот он опять готов мчаться на другой конец Лондона, чтобы устраивать засаду или изучать место происшествия.  Блестящая разгадка и поимка преступника – обычный финал таких историй.

26) Проницательность Шерлока Холмса кажется сверхъестественной, но его объяснения всегда просты, и недогадливый доктор Ватсон с досадой констатирует, что и он мог бы сам догадаться, если бы обратил внимание на ту или иную деталь. «Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница», – объясняет Шерлок Холмс секрет своего искусства.

Холмс – фигура романтическая, существующая как бы вне будничности. Читателям он казался воплощением «гармонического человека», ибо был не из числа кабинетных гениев: его мускульная сила не намного уступала силе интеллектуальной.

Для многих вымышленная фигура Холмса была гораздо реальнее его создателя. Холмсу писали письма, с ним советовались, приглашали распутать таинственное преступление. Есть мемориальный музей Холмса, постоянно растет библиотека исследований о нем.

27) К. Дойл: «Я и мысли не держал, что Холмс стал для многих простодушных читателей живым человеком, пока не услышал очень мне польстившую историю о группе французских школьников, которые в ответ на вопрос, что бы они прежде всего хотели увидеть, хором ответили, что, мол, квартиру мсье Холмса на Бейкер-стрит.

Жительница Варшавы утверждала, что, будучи в течение двух лет прикованной к постели, единственную отраду находит в моих романах и т.д. и т.п. Тронутый этим сообщением, я сразу же собрал бандероль. Встретив по дороге собрата-писателя, рассказал эту жалостливую историю. Он извлек из кармана точно такое же письмо. Не знаю, сколько еще подобных посланий распространила эта предприимчивая особа, но, видимо, ей удалось собрать неплохую библиотеку».

28) «Королевой детектива» называют английскую писательницу Агату Кристи. Первый детектив, названный «Таинственное преступление в Стайлз», Агата писала в аптеке, где осваивала фармацевтику. Там она научилась разбираться в ядах, и впоследствии именно яд станет в её детективах самым популярным орудием убийства. Агата разослала рукопись «Таинственного преступления» по издательствам... Но в 1918 окончилась война, и Агата совершенно забыла о судьбе придуманного ею бельгийского детектива. А потом наступил 1926, один из самых страшных в жизни Агаты Кристи. Заболела и умерла мать. О брате Монти заговорили как о законченном наркомане. У Агаты начинаются неприятности с издателями после выхода романа «Убийство Роджера Экройда», в котором повествование ведётся от лица убийцы, её обвинили в нарушении канонов классического детектива. И, наконец, муж объявил о том, что влюбился в другую женщину и хочет развода. 3 декабря служанка мисс Кристи уехала со своим женихом. Вернувшись, она обнаружила пустой дом. Куда делась Агата? Начались розыски, допросы свидетелей. Нашли ее в санаторном городке, где она жила под именем Тереза Нил, ходила на оздоровительные водные процедуры и совершенно себя не помнила. При встрече с Арчи смутно припомнила его как давнего знакомого. Сестру узнала только на третий день. Весь следующий год она лечилась у лучших психиатров.

29) В 1930 году Агата впервые знакомит мир с очаровательной старушкой мисс Марпл, выпустив роман «Убийство в доме викария»… Агата Кристи «просто писала детективы», так как хорошо знала людей и среду, о которых писала. И она создала собственный тип детективного романа, который можно признать, пожалуй, эталонным и даже классическим и которым зачитывается уже не одно поколение людей во многих странах мира. До самых последних дней Агата сохранила чувство юмора и умение радоваться каждому наступающему дню: «Я люблю жизнь и знаю, что даже самые тяжёлые испытания приносят в неё что-то хорошее». Она снова была счастливой, оставив убийства и страдания литературе.

30) Мисс Джейн Марпл — старая дева, скромно живущая в Сэнт-Мэри-Мид, небольшой английской деревне. Её основные занятия — уход за растениями в небольшом садике и различные общественные поручения, которые она выполняет часто и с охотой. Периодически она выбирается куда-нибудь, чтобы навестить знакомых, родственников или просто отдохнуть. Постоянно что-нибудь вяжет, дарит вязаные вещи знакомым, родственникам или отдаёт на благотворительные нужды. Хорошо разбирается в цветах, других растениях и садоводстве вообще. Очень любопытна. В своей деревне, где она прожила большую часть жизни, знает всё обо всех, живо интересуется жизнью соседей, всегда в курсе всех событий, слухов и сплетен. В деревне у неё нет родных, только подруги, в число которых входит большинство пожилых соседок. Её племянник Раймонд — писатель, он живёт в США, временами наезжает в Лондон, не забывает тётушку и периодически помогает ей.

31) Мисс Марпл выглядит непрезентабельно, её речь нередко может показаться несвязной и путаной, она склонна в своих объяснениях перескакивать с одного на другое, но при этом у старой леди сильный характер и великолепный аналитический ум, который она очень любит упражнять, разгадывая встречающиеся на её жизненном пути загадки и необычные случаи.

32) Романы о мисс Марпл посвящены случаям, когда где-то поблизости от неё происходят убийства. Она тут же начинает собственное расследование обстоятельств дела и всегда находит разгадку тайны. Полиция относится к её присутствию неодобрительно, хотя некоторые полицейские чины, встречавшиеся со старушкой раньше, проникаются к ней уважением и советуются по ходу расследования дела. Марпл никогда не работала в полиции, не является профессиональным криминалистом и, вообще, всегда занималась сугубо мирными делами. Её сила как детектива-любителя — в остром уме, чрезвычайно широкой информированности  и, главное, в превосходном знании человеческой натуры, изучение которой — главный интерес мисс Марпл, по её собственным словам. Для неё одинаково интересны пропажа фунта масла с прилавка молочника и зверское убийство; как то, так и другое — лишь проявления тех или иных человеческих качеств.    

33) Она считает, что типажи людей, в общем, везде и всегда одинаковы, и, правильно определив типаж, можно уверенно делать выводы относительно человека. Поэтому один из её «профессиональных приёмов» — найти в прошлом родной деревни какой-либо случай, напоминающий расследуемое происшествие, или человека, своим поведением похожего на того, с которым она имеет дело сейчас, и провести параллель между обстоятельствами прошлого и настоящего события. Как ни далеки бывают события прошлого от нынешнего преступления, эта параллель позволяет мисс Марпл совершенно точно объяснить случившееся и назвать преступника.

34) Для мисс Марпл характерен здоровый цинизм — она подозревает всех, независимо от репутации, общественного положения и личных симпатий. Она уверена, что любой человек может совершить преступление — дело лишь за обстоятельствами, которые подтолкнут его к этому. Она оценивает факты такими, какими их видит, не пытаясь строить скороспелые версии. Богатый жизненный опыт позволяет ей обращать внимание на детали, которые часто ускользают от профессиональных детективов. Наконец, внешность и манеры поведения приятной в общении старушки-сплетницы дают возможность, не вызывая подозрений, разговаривать с людьми на самые разные темы, спрашивать об их личной и семейной жизни, родственниках, денежных делах, просить показать семейный альбом, задавать множество нескромных вопросов и получать на них ответы.

35) Эркюль Пуаро (еще один герой многих романов Агаты Кристи)  – следователь, бельгиец, маленький человечек. Отменно одетый, в патентованной обуви, с выхоленными усищами, чрезвычайно тонкий психолог и даже по-своему моралист. Он не дымит табачищем на всю страницу. Не опрокидывает в горло через каждый десяток строк в разных подходящих местах коктейли – нет. Он гурман и сластена. Утром он смакует чашку горячего шоколада, меню обеда обдумывает, как программу очередных культурных мероприятий. Он умен. По-своему гуманен.

36) А вот «королем детектива» считают французского писателя Жоржа Сименона, одного из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе, наиболее известного своей серией детективных произведений о полицейском комиссаре Мегрэ. С его именем связано особое направление внутри детективного жанра — социально-психологический детектив.

37) 13 февраля 1903 года в бельгийском городе Льеж в семье страхового агента Сименона родился сын, названый достаточно цветисто: Жорж Жозеф Кристиан. Он очень рано потянулся к русским студентам, которые снимали комнату у скромного страхового агента. Они и разъяснили любознательному мальчишке, что никакой он не Сименон, а скорее всего, Семенов. И его прадед, судя по всему, русский солдат с такой фамилией, был взят в плен французами в ходе различных боевых столкновений между французами и русскими в начале XIX века. А уж потом он женился на француженке, и его фамилия стала звучать на французский манер.

Жорж подрабатывал в газетах судебным репортером. Однажды, прочитав очередной бульварный роман, он воскликнул: «Я могу написать не хуже!». И засел за рукопись. Впрочем, его первый беллетристический опыт особой славы начинающему литератору не принес. Зато Сименон оказался самым настоящим трудоголиком – с 1924 по 1934 годы он написал порядка 300 (!) романов.

38) Когда издатель Фейар прочитал произведение о будущем великом сыщике Мегрэ, он сказал примерно так: «Что вы, собственно говоря, тут настрочили? Ваш роман не похож на настоящий детектив. Детективный роман развивается, как шахматная партия: читатель должен располагать всеми данными. Ничего похожего у вас нет. Да и комиссар ваш отнюдь не совершенство – не молод, не обаятелен. Жертвы и убийцы не вызывают ни симпатии, ни антипатии. Кончается все печально. Любви нет, свадеб тоже. Интересно, как вы надеетесь увлечь всем этим публику?». Но как только Сименон протянул руку, чтобы забрать рукопись, издатель проворно спрятал стопку отпечатанных листов за спину и заявил: «Как только напишете 6 романов, приносите их. Мы будем публиковать их по одному в месяц».  Последнюю точку в своем последнем романе Жорж поставил в далеком 1972 году.

39) А еще у него была любимая дочь от второй жены. Он ее любил нежно, прощая буквально все за строчку, написанную в адрес «любимого папули». На 8 лет он подарил ей обручальное кольцо из чистого золота, с которым она не расставалась. Но после нескольких безуспешных попыток стать певицей Мари-Джо впала в глубокую депрессию. И в один солнечный майский день, когда ей было уже 25 лет, она вдруг выстрелила себе в сердце из пистолета. В предсмертной записке дочь попросила отца оставить ей колечко и похоронить ее прах под 300-летним кедром, который рос в их саду. Жорж исполнил просьбу дочери. А спустя 11 лет, когда 86-летний писатель почувствовал приближение смерти, он написал свое завещание, в котором попросил после его кончины кремировать тело, а пепел развеять над этим кедром. Жоржа Сименона не стало 4 сентября 1989 года. Последняя воля покойного была исполнена… 

40)  Мегрэ – не обычный полицейский комиссар. Он не походил ни на Дюпена, ни на Холмса. Дедукция, глубокомысленные рассуждения не его конек. Мегрэ не пытается объяснить, он пытается понять. Не преступление, а преступник интересует его. Он лишь отчасти следователь, он скорее врач, адвокат, духовник, нежели комиссар полиции. 

41) В первой книге, где упоминается Мегрэ («Петер-латыш»), он выведен как лицо второстепенное. Эту книгу Жорж Сименон за 4—5 дней отпечатал на машинке  на борту парусника «Остгот» на стоянке в порту Делфзейл весной 1929 года. Так и «родился» комиссар Мегрэ, широкоплечий, грузный человек, в шляпе-котелке и плотном драповом пальто с бархатным воротником и неизменной трубкой в зубах. В последующих романах он стал главным действующим лицом.

42)  Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ родился в 1884 году в деревне Сен-Фиакр под Матиньоном в семье управляющего поместьем графа Сен-Фиакра. Там прошли его детство и юность. Сименон неоднократно упоминает о крестьянских корнях Мегрэ. Мать его умерла родами, когда ему было 8 лет. Несколько месяцев он провел в лицее, где ему приходилось очень тяжело, и, в конце концов, отец отправил его к своей сестре, которая была замужем за пекарем в Нанте. Приехав в Париж, он начал учиться на врача, но по ряду причин и обстоятельств оставил учёбу и решил пойти на службу в полицию.

Мегрэ своим талантом и упорством дослужился от рядового инспектора до должности дивизионного комиссара, руководителя бригады по расследованию особо тяжких преступлений.

43)  Мегрэ невозможно представить без курительной трубки, их у него целая коллекция.  На пенсии комиссар удалился в свой собственный домик, приобретённый задолго до назначенного срока в Мён-Сюр-Луар. Однако несколько раз ему приходилось покидать домик и мчаться в Париж, чтобы снова заняться расследованием очередного преступления.

Комиссар не владел иностранными языками. Поэтому ему приходилось несладко в Англии и Америке, где он бывал несколько раз. Это выводило комиссара из себя, что, однако, не помешало ему блестяще расследовать английские и американские тайны.

 

.  .  .