Экологическое воспитание младших школьников
Экологическое воспитание младших школьников
Автор: Лысенкова Елена Юрьевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги
Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках…
В.А. Сухомлинский
Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых условий для личностного развития учащихся, формирование экологической культуры, субъективности и активной позиции в учебном процессе. Решение названных задач особенно актуально для начального звена школьного обучения.
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя причинами:
¾ необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения;
¾ актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Экологическое воспитание – это один из аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и в обществе. Процесс социализации включает:
1. Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон.
2. Развитие определённых оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения.
3. Сформированность «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения, «экологическая» рефлексия.
Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы - экологическое образование. Содержание его может быть развёрнуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Эффективность экологического воспитания в значительной степени определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности, в которую педагог вовлекает учащихся, стремясь сформировать у них экологические ценности и социальные нормы отношения к окружающей среде.
На какой результат экологического воспитания учеников начальных классов можно рассчитывать?
К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
¾ эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её объектам, «знаемые» (А.Н. Леонтьев) мотивы поведения;
¾ деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и не учебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности;
¾ интеллектуальную готовность – определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила.
Чаще всего учитель строит экологическое воспитание на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируются примеры отрицательного отношения к флоре и фауне.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, наиболее актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослого или из книг. Если дети знают, как не надо поступать, то это не означает, что у них есть представления о правильных нормах поведения в природе. Это положение подтверждается анализом ответов детей 7-10 лет на вопрос: « Как надо относиться к природе?»
Понятие « хорошо» ассоциируется в основном с отказом от неблаговидных поступков (« нельзя рвать…, бегать…, бить…, ломать…). Даже многие выпускники начальной школы теряются, когда требуется оказать помощь, проявить заботу, внимание к природному объекту. Дети не совершают негативных поступков по отношению к природе, но не видят и необходимости помочь ей, не знают, как это делать.
Таким образом, в системе экологического образования должны быть переставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучие её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умение анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой.
Эффективность экологического образования в значительной степени определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности, в которую учитель вовлекает учащихся, стремясь сформировать у них экологические ценности и социальные нормы отношения к окружающей среде. Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка (словарная работа, работа по развитию речи: объяснить смысл пословиц: Лес и вода – брат и сестра.
Много леса - береги, мало леса – посади.) Большими возможностями обладают уроки чтения. Литературные произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её. Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии.
Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства.
«Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. » В. Гёте