Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Аспекты изучения современного фортепианного репертуара

Дата публикации: 2017-10-19 17:02:41
Статью разместил(а):
Хлыбова Инна Леонидовна

Некоторые аспекты изучения современного фортепианного репертуара

Автор: Хлыбова Инна Леонидовна

преподаватель по классу фортепиано

ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»

 

     Проблема приобщения молодых пианистов к современной музыке теснейшим образом связана с исполнительской деятельностью композитора, так как именно автор открывает новые горизонты исполнительских стилей и дает толкование сочинения, выявляющее внутренний смысл музыки. Одним из таких наиболее "фортепианных" композиторов наших дней является Николай Капустин, который знакомит слушателей со своими новыми произведениями в первоклассной авторской интерпретации. Содержание его творчества расширило многообразные исполнительские средства и ресурсы фортепиано, новые звуковые возможности. Музыка Николая Капустина импульсивна, энергична. Его исполнение отличается эмоциональным накалом, волевой ритмикой, феноменальной виртуозностью, строгостью формы.  В кульминационных эпизодах "нагнетание" иногда достигает ощущения форсирования звучания, что придает "особый пафос" его исполнительской манере. Ударная трактовка фортепиано, сочетание «токкатности» и аккордового изложения проявляется в особой звучности.  

      Если творчеству Капустина свойственен «симбиоз» академической музыки и джаза, то творчество эстонского композитора Арво Пярта пронизано религиозной темой, пропитано духовной жизнью и связано с богослужебной традицией. Хотя Пярт не примкнул ни к одной из авангардных школ, его музыку относят к стилю «минимализма» с опорой на трезвучие, прозрачной гомофонной фактурой, повторяющимся ритмом. Вот как он говорил: «В паузах нужно научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, переход в другой звук…весомость этого шага».

        Более сложный, североамериканский характер носят образы аргентинского композитора  Альберто Хинастера. Его музыка, обладающая магией колдуна вызывает устрашающий эффект всегда, как только доходит до «точки кипения».

      Следующий композитор украинского происхождения Мирослав Скорик, часто выступающий в качестве исполнителя своих собственных фортепианных произведений, в своей стилистике опирается на современную популярную музыку, а так же украинский фольклор и джаз.

      Еще один австрийский композитор авангардист Дьердь Лигетти, экспериментировавший в области электронной музыки продемонстрировал с одной стороны  идеи импрессионистического пианизма, основанного на звукокрасочности  с шумовыми эффектами, ассоциативности и напряженное содержание особой чувственности и  яркой динамизации с другой. Его творческая фантазия зиждется на многообразии традиций и стилей разных эпох.

       Бразильский композитор Камарго Гуарньери так же часто выступает с собственными произведениями у себя на родине и за рубежом.  Его музыка опирается на народный бразильский фольклор и отличается гармоническим и ритмическим своеобразием, подчеркнутой эмоциональностью.

       Яркой самобытностью выделяется произведения французского композитора, пианиста и дирижера Пьера Санкана, вдохновение которого произрастает от музыки французских импрессионистов. 

      Большинство современных композиторов были нацелены на поиск новых выразительных средств и расширили диапазон звучания фортепиано, что для многих исполнителей и педагогов явилось проблематичным в выборе репертуара. Поиски особой манеры исполнения, умение воплотить идею составляет исполнительскую сложность. При переходе от одного стиля в другой одной интуиции недостаточно, здесь нужны знания. Без постижения принципов драматургического строения, определения новых форм, столкновения контрастных образных пластов, неожиданных наплывов, нового гармонического языка и метроритмики, широкого круга ассоциаций, а так же алеаторики, убедительное прочтение музыки вряд ли возможно.

      Исполняя современную музыку, учащиеся должны понимать, что от них требуется более широкий диапазон умений и навыков: это и умение импровизировать, сочинять, чувствовать джазовые ритмы. Воспитание молодого музыканта будет неполноценным без связи с современным искусством, которое является отражением современной жизни.

    Выдающиеся музыканты во все времена являлись подлинными пропагандистами всего самого передового в искусстве.

 

Используемая литература:

1. Г.Т.Филенко Французская музыка первой половины 20 века.

2. Л.Н.Раабен Музыка 20 века. Очерки.

.  .  .