Эффективное взаимодействие классного руководителя с родителями - залог успешной работы
Эффективное взаимодействие классного руководителя
с родителями - залог успешной работы
Автор: Богус Светлана Руслановна
учитель математики и информатики
«Только вместе с родителями,
общими усилиями,
учителя могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский
Став классным руководителем 5 класса 1 сентября 2016 года я, как и каждый учитель, озадачилась вопросами: Как сделать так, чтобы мои ученики стали самыми счастливыми учащимися нашей школы. Что из себя представляют мои ученики и их родители? С какими трудностями мне придется столкнуться? Найду ли я общий язык, смогу ли построить нашу новую школьную семью? Два разных возрастных коллектива детей и родителей, можно сказать уже со сложившимися привычками, устоями и взглядами. Как объединить тех и других?
Работа с родителями занимает важное место в моей работе классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам: уважать, доверять, помогать, учиться, благодарить, объяснять, спрашивать.
«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью».
В.А. Сухомлинский
Жизнь в маленьком ауле, где каждый знает друг друга, и где на первый взгляд всем все известно, семейное положение, материальное положение, взаимоотношения в семье, можно было предположить, что все никаких трудностей. Но все же для своей работы в 5 классе я подобрала ряд анкет, которые помогли мне лучше узнать новый коллектив и каждого ученика в отдельности, найти верный тон общения и выбрать правильную педагогическую позицию в работе с родителями, а также увидеть классный коллектив в разных ракурсах: учебном, организационно – педагогическом, нравственном и семейном.
В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из сторон работы учителя, а именно взаимодействие классного руководителя и родителей его учеников, каковы принципы работы с родителями, какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.
Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Приходит класс из начальной школы, и слышишь: «О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают ...» А бывает и наоборот: «У, там такие родители, слово сказать не успеешь - бегут жаловаться ... » Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:
1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там «двойки», даже если ученик их получил.
2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.
4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Нужно привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Используя вышеизложенные знания, классному руководителю необходимо успешно наладить контакт с родителями, так как именно от этого сотрудничества зависит выявляемость проблем, связанных с учебой учащихся и внутри классными взаимоотношениями.
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивной.