Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Открытый урок "Работа концертмейстера на начальном этапе работы над хоровым произведением"

Дата публикации: 2022-06-09 12:32:37
Статью разместил(а):
Кенжеева Соадат Бахаудиновна

Открытый урок "Работа концертмейстера на начальном этапе работы над хоровым произведением"

Автор: Кенжеева Соадат Бахаудиновна

ГБУ ДО "Детская музыкальная школа №2" 

 

Форма работы  с учащимися: коллективная, по группам.

Тип урока: урок-знакомство с новым материалом.

Цель урока: формирование и закрепление вокально-хоровых навыков на основе разбора и разучивания нового песенно-музыкального материала.

Задачи:  

- выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста в условиях ДМШ и ДШИ;

- совершенствовать самоконтроль и творческую самореализацию концертмейстера;

- совершенствование вокально-хоровых навыков и умений.

Методы и приемы реализации поставленных задач: наглядный, словесный, практический.

План урока:  

1. Организационный момент

2. Распевание

3. Работа над новым музыкальным произведением («Дивные звуки» муз. С.Халаимова)

4. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка (выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений); распевание.

Упражнение на развитие певческого дыхания:

1. Звукоряд Ч5 на разные виды звуковедения

2. Упражнения на развитие ладового слуха (мажорная гамма, интервалы, аккорды).

Задача упражнений – активизировать голосовой и артикуляционный аппарат, развивать гармонический слух, закрепить основные вокально-хоровые навыки.

Знакомство с произведением.

Начиная работу с учащимися, концертмейстер должен сначала предоставить возможность услышать произведение в целом. Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с дирижером. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы учащиеся с первого же урока поняли замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию.

Разучивание нового материала.

Разучивая с учащимися произведение «Ленинградские мальчишки», концертмейстер наблюдает за выполнением учащихся указаний дирижера.

Они должны следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания.

Способы разучивания произведения:

- знакомство с творчеством композитора и историей создания произведения;

- показ произведения учителем (проигрывание, прослушивание аудиозаписи);

- разбор музыкального сочинения: анализ нотного текста разделяем на три этапа:

Первый этап – сольфеджирование первого куплета с начала и до конца.

Второй этап – рассматриваем тщательно текст, разбираем отдельные хоровые партии.

Третий этап – собираем целое из частей. Пробуем соединить партии, следим за ритмической и темповой синхронностью (все исполняем  по руке в более медленном, чем оригинал темпе).

Важно! Разобрать произведение на части или смысловые фразы: предложения, мотивы. Чем сложнее произведение – тем меньше должны быть части, требующие детальные обработки. Нельзя не обращать внимание на помарки, неточности, не следует увлекаться несовершенным пропеванием, это может закрепиться.

В течение этого периода разучивания нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его часть, поэтому ставим технические и музыкальные задачи (например, сделать яркое крещендо и диминуэндо, или сделать заметную разницу в звучании F и P и т.д.).

Исполнение произведения с дублированием вокальной партии в унисон с учащимися. В процессе работы с хором концертмейстер должен  учитывать – исполнение одной вокальной партии вместе с учащимися.

Подведение итогов, анализ проведенной работы.

· являясь помощником дирижера, концертмейстер не только учит с учениками репертуар, но и помогает им усваивать указания педагога;

· нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа;

· установить творческий, рабочий контакт с учащимися нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с хоровым коллективом необходимо полное доверие;

· концертмейстеру на уроке нужно быть в подтянутом, творческом состоянии, не допускать игры недоученных произведений.

 

.  .  .