Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование реабилитационной среды для семей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2022-04-26 11:34:40
Статью разместил(а):
Иванова Валентина Иннокентьевна

Формирование реабилитационной среды для семей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Иванова Валентина Иннокентьевна

ГБУ РС (Я) «Нюрбинский межулусный комплексный центр помощи семье и детям»

 

Нюрбинский комплексный центр помощи семье и детям оказывает реабилитационную помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Современный педагог должен не только знать, но и владеть современными педагогическими технологиями.

Поэтому деятельность воспитателей  в нашем комплексном центре включает в себя совокупность целенаправленных форм, методов, технологий, способствующих восстановлению утраченных ребенком социальных связей, функций, восполнению среды жизнеобеспечения, развитию личности каждого ребенка, его успешной адаптации и социализации в обществе. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми направлениями работ воспитателей Центра, которые можно эффективно использовать в реабилитационной работе.

1. «Развивающие игры своими руками».

Развивающая среда нашего Центра оснащена большим количеством уже готовых игрушек, конструкторов, но особый интерес ребенка вызывает самостоятельно придуманный и смоделированный, практически значимый элемент игры, который он может изменять по ходу игры. В своей работе наши воспитатели стараются использовать развивающие игры, сделанные своими руками. Игры на развитие памяти и внимания можно организовать мгновенно, а элементами для них могут стать предметы и игрушки которые есть дома: различные крупы, отрезы различных тканей, природные материалы, молнии, шнурки.

Если в игре ребенок, действуя с предметами активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют.

Используемые в работе воспитателей простые на первый взгляд игры и игрушки, например, из пластилина и палочек, счетных палочек, разрезных картинок, геометрических фигур развивают пространственное мышление, логику, мелкую моторику рук, нейронные связи, которые составляют интеллект ребенка, а еще это - психологическая разгрузка.

Игры со счетными палочками – ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка только  считать. С их помощью развивают мышление ребенка, учат их складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать, решать логические задачи. Сначала учатся создавать простые плоские фигуры, а затем приступают к созданию  более сложных объемных фигур.

Игры с разрезными картинками и геометрическими фигурами из картона - это самые простые головоломки, которые можно смастерить с ребенком.

Такие игры дают неограниченную возможность придумывать и создавать, развивают речь и помогают установить дружеские отношения.

Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. В этом и состоит секрет развивающих  игр.

2. «Хочу все знать» (простые занимательные опыты).

В развитии ребенка наряду с игровой деятельностью огромную роль играет и познавательно-исследовательская деятельность. Для этого воспитатели Центра разработали и реализуют проект «Чародейка», где проводят занятия с простыми занимательными опытами с водой, магнитом и электричеством.

Все дети от природы являются исследователями всего окружающего мира. Окружающее открывается ребенку через его личные действия, ощущения, переживания – через это ребенок познает мир.

Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. В проект «Чародейка» воспитатели включили занятия по теме «Волшебный магнит», «Опыты с водой», «Электричество»

Детям очень нравятся такие занятия. Они учатся экспериментировать, наглядно практически узнают свойства и явления предметов. И, главное, такие занятия вызывают у детей положительные эмоции, радость и интерес к знаниям, явлениям, свойствам окружающего его мира и природы. А так же на таких занятиях дети знакомятся с техникой безопасности с опасными предметами, угрожающими жизни и здоровью.

В процессе таких опытов и экспериментов происходит развитие познавательной  сферы ребёнка, наглядного и логического мышления, внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. Наши особенные дети, занимаясь такими простыми увлекательными опытами, становятся исследователями, познают мир. Для себя они открывают потрясающий мир, в котором так много предметов и вещей, неопознанного, тайного!

Первые шаги наших воспитанников по проведению опытов отмечены специальным сертификатом 9-го Всероссийского фестиваля «Наука 0+», где приняли участие более 16-ти тысяч якутян. В плане воспитателей дальнейшее расширение тематики опытов.

3. Работа с родителями.

Успех в воспитании детей с отклонениями в развитии, возможно только в том случае, когда воспитатели  и родители становятся единомышленниками. Создание в комплексном центре реабилитационной среды не только для детей, но и родителей имеет цель стимулирования целенаправленного развития и воспитания детей с разными видами нарушений. Работа начинается с выявления потребностей и интересов семей, составления плана формирования реабилитационной среды, мероприятий.

В нашем центре родители могут общаться, обмениваться опытом, получить эмоциональную и психологическую разгрузку, познать самих себя, раскрыть таланты, увлечения и традиции каждой семьи. Здесь они могут расширить круг общения, узнать о жизни других семей с похожими  проблемами, найти поддержку и понимание.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка и приучает его сотрудничать. Дети могут посетить творческие мастер-классы, провести досуг вместе с родителями. Они, таким образом, находятся в комфортной атмосфере, получают необходимую помощь и поддержку от близких людей, родители же, наблюдая за ребенком в процессе работы, могут выявить особо слабые стороны развития, которым необходимо уделить больше внимания или же наоборот, выявить творческие способности и увлечения ребенка, которые в дальнейшем можно развивать.

На мастер-классах родители получают практический опыт работы, по разным видам творческой деятельности. Также мастер-класс проводится для того, чтобы родители могли применить полученные практики дома, в быту, потому делается из подручных материалов, имеющихся в каждом доме. Полученные практические навыки и знания, родители в дальнейшем могут использовать для подработки на дому.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией нам приходится искать новые удобные дистанционные формы работы с детьми и их родителями такими, как: «ZOOM», «WhatsApp», «YouTube»

Воспитатели записывают видеоуроки, мастер-классы, консультации и по ссылке отправляют родителям. Родители могут видеть размещенные сообщения и комментировать их, делиться мнениями друг с другом. Это мотивирует их на участие в совместных обсуждениях вопросов.

Общение родителей и детей дарит радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями, учит вместе правильно и с пользой использовать и организовывать свободное время.

В конце каждого заезда Центр организует заключительное мероприятие перед родителями. Дети показывают,  чему они научились, рассказывают стихи, танцуют, показывают представления. Родители могут сами увидеть, какова динамика детей, как они изменились с творческой стороны за этот период.

Таким образом, главная задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом. Для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность.

Вот почему деятельность воспитателей нашего Центра  многоплановая и включает в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса и помогает интеграции детей с ограничением жизнедеятельности в открытое общество.

 

.  .  .