Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

История развития кларнета в России

Дата публикации: 2022-04-18 20:12:03
Статью разместил(а):
Георгица Артем Дмитриевич

История развития кларнета в России

Автор: Георгица Артем Дмитриевич

МБУ ДО «Сухоложская детская музыкальная школа», г. Сухой Лог 

 

На рубеже XVII-XVIII вв. в Германии появляется один из интереснейших инструментов, который в дальнейшем дополнил и украсил группу деревянных духовых инструментов в симфоническом оркестре - кларнет. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Появление кларнета в России относится к середине XVIII века. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в императорскую капеллу: Кристоф Ланкаммер, Карл Компаньон, Йозеф Гримм 1750-1831, Георг Бруннер 1750-1826, Карл Манштейн. С 1764 года кларнетистом в придворном оркестре был первый русский кларнетист Фёдор Ладунка. В 1779, 1780 и 1781 в России гастролировал выдающийся немецкий кларнетист-виртуоз Иоганн Йозеф Бер, а с 1784 занимал пост камер-музыканта при российском дворе.

На рубеже XVIII-XIX веков с гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские кларнетисты - австриец Антон Штадлер 1794, швед Бернхард Хенрик Круселль 1801, позднее - португалец Жозе Авелину Канонжия 1819, немец Генрих Йозеф Берман 1822, 1823, 1832, бельгиец Арнольд Йозеф Блез 1842 и 1847. Среди русских кларнетистов этого периода следует отметить солиста Императорского театрального оркестра в Москве П. И. Титова 1796-1860гг, активно концертировавшего до середины XIX века, и петербуржца Михаила Тушинского 1817-1852гг.

Во второй половине XIX столетия развитие музыкального искусства в России настоятельно требовало такой постановки обучения музыке, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачи были призваны решать Санкт-Петербургская и Московская консерватории, а также музыкальные училища Императорского русского музыкального общества.

Первыми профессорами Петербургской консерватории по классу кларнета были итальянец Эрнесто Каваллини 1807-1874гг; профессор с 1862 по 1868 год и Карл Христианович Нидман 1823-1901гг, по происхождению немец, артист оркестров Российских Императорских театров, преподаватель оркестровых классов придворной Певческой капеллы. С 1897 года в Консерватории работал выдающийся кларнетист Василий Фёдорович Вильгельм Фридрих Бреккер.

В Московской консерватории первым преподавателем игры на кларнете с 1867 по 1872 год был Вольдемар Гут 1815-1872гг., солист оркестра Большого театра. После его кончины на должность профессора был приглашён один из виднейших исполнителей и педагогов того времени, Карл Францевич Циммерман 1818-1891гг., также игравший в оркестре Большого театра. Ученик К. Бермана, Циммерман был очень образованным человеком и блестящим музыкантом. Под его руководством консерваторию закончили пять кларнетистов: А.А. Орлов-Соколовский, Н.Н. Лакиер, И.В. Преображенский, И.Л. Дышман и С.В. Розанов.

Йозеф Фридрих 1853-1916гг, воспитанник Пражской консерватории и солист европейских оперных театров, преподавал в Московской консерватории с 1891 по 1916. Будучи невероятно загруженным работой, он играл в оркестре Большого театра и многих симфонических коллективах, Фридрих часто не мог уделять много внимания преподавательской деятельности. Среди его учеников - С. Бейлезон и Ф. О. Николаевский.

После Октябрьской социалистической революции перед Московской консерваторией были поставлены задачи по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.

В 1916 году пост профессора по классу кларнета в Московской консерватории занял Сергей Розанов. Сергей Васильевич Ро́занов (23 июня (7 июля) 1870, Рязань - 31 августа 1937, Москва) - русский кларнетист, профессор Московской консерватории, Заслуженный артист Республики (1919), заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Считается основоположником современной русской школы игры на кларнете. Розанов обладал виртуозной техникой исполнения, музыкальностью, богатым художественным вкусом.

Значительна деятельность Розанова как педагога: с 1916 года он занимал пост профессора Московской консерватории, в 1931-1935гг.  заведовал кафедрой духовых инструментов, преподавал также камерный ансамбль. Он принимал активное участие в разработке и обновлении учебных программ для студентов классов кларнета и других духовых инструментов.

Розанов ― автор многочисленных этюдов, переложений для кларнета сочинений русских и европейских композиторов, сборника «Ежедневные упражнения для развития техники игры на кларнете» (1928), а также брошюры «Методика обучения игры на духовых инструментах» (1935г. - первое подобное издание в СССР) и «Школы игры на кларнете», впервые изданной уже после смерти музыканта, в 1940 году и многократно переиздавашейся впоследствии (в последний раз - в 2000 году).

Среди учеников Розанова - солисты ведущих оркестров и будущие профессора консерватории, преподававшие позднее. В их числе А.В. Володин и А.Г. Семёнов. Их ученики ― В.А. Соколов, Л.Н. Михайлов, Р.О. Багдасарян, Б.Ф. Прорвич, В.В. Зверев и многие другие ― в свою очередь, представляют следующее поколение кларнетистов Московской консерватории.

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных ныне Российская академия музыки, созданный в 1944 году на базе техникума, развил отдельную ветвь московской исполнительской школы. Одним из её основоположников стал А. Л. Штарк, ученик Розанова. Среди воспитанников ГМПИ ― РАМ имени Гнесиных ― И.П. Мозговенко, С.П. Бессмертнов, Г.И. Забара, И.Ф. Оленчик, В.Н. Пермяков и другие кларнетисты.

Исполнительская школа, сформировавшаяся в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, связана с именами учеников Вильгельма Бреккера - А.В. Березина и В.И. Генслера. Каждый из них воспитал многих выдающихся музыкантов: в классе Березина учились П.Н. Суханов и В.Н. Красавин; в классе Генслера - М.М. Измайлов, В.Н. Козлов, В.П. Безрученко, Н.Н. Кирюхин.

С 1933 года проводились всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей. Кларнетисты впервые приняли участие во втором конкурсе в 1935 году первое место поделили А.В. Володин и В.И. Генслер. На международной конкурсной арене советские и российские кларнетисты успешно выступают с 1947 года.

Владимир Александрович Соколов — советский и российский кларнетист, профессор Московской Консерватории, Народный артист РСФСР (1986).

Владимир Соколов родился в многодетной семье в деревне Убшор, в 25 километрах от Сыктывкара. Лишь в возрасте 14 лет Владимир впервые познакомился с кларнетом: по окончании школы-семилетки родители отправили его в Сыктывкар, где он был принят в музыкальное училище в класс А.Н. Забоева. Через два года педагог уехал из города, и молодому музыканту пришлось готовить программы самостоятельно.

Окончив училище в 1954 году, Соколов отправился в Москву, где успешно выдержал вступительные экзамены в консерваторию. Соколов учился в классе Александра Семёнова, а после кончины последнего — у Александра Володина. Не имея финансовой поддержки, Соколов подрабатывал в кинотеатрах, играя на саксофоне.

В год окончания консерватории ― 1959 ― Соколов добивается первого крупного успеха — второй премии на международном конкурсе музыкантов-исполнителей на духовых инструментах в Вене в рамках Седьмого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Год спустя он становится солистом оперно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

Победив в 1963 году на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей на оркестровых инструментах в Ленинграде (разделил первую премию со Львом Михайловым и Валерием Безрученко), Соколов поступает в Госоркестр СССР, где в дальнейшем бессменно работает до 1993 года.

Помимо работы в оркестре Соколов вёл активную концертную деятельность как в качестве солиста, так и в составе камерных ансамблей. Среди них особо выделяется духовой квинтет солистов ГАСО (Валентин Зверев — флейта, Анатолий Любимов — гобой, Владимир Соколов — кларнет, Анатолий Дёмин — валторна, Сергей Красавин — фагот), с большим успехом выступавший в СССР и за рубежом.

С 1974 года Соколов преподавал в Московской консерватории (с 1985 — доцент, с 1990 — профессор), а также в ЦМШ при ней, в 1980-е годы неоднократно приглашался в жюри международных конкурсов, давал мастер-классы. Среди наиболее известных его учеников ― лауреат международных конкурсов Евгений Петров, Юрий Бабий, и первый кларнет Государственного академического симфонического оркестра — Михаил Безносов. За выдающиеся заслуги в 1984 году Соколов был удостоен звания Народного артиста РСФСР.

В сольный репертуар Соколова вошли практически все значительные произведения, написанные для кларнета, и почти все они записаны на пластинки и компакт-диски. Помимо классического кларнетного репертуара, Соколов исполнял редкие сочинения современных авторов, таких как М. Арнолд, Э. Бозза, А. Бенджамин и др., а также собственные переложения произведений Вивальди, Моцарта, Равеля, Шостаковича.

 

Список литературы:

1. Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радуница, 1995.

2. Газета «Российский музыкант» № 3 за 2006 год

3. Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р-Т. — М.: ОАО «Московские учебники», 2012

4. Платонов Н.И. Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове // Воспоминания о Московской консерватории. - М.: Музыка, 1966.

 

.  .  .