Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Трудности в обучении детей с СДВГ и некоторые способы их преодоления в музыкальной школе

Дата публикации: 2021-12-13 06:37:55
Статью разместил(а):
Смотрина Юлия Викторовна

Трудности в обучении детей с СДВГ и некоторые способы их преодоления в музыкальной школе

Автор: Смотрина Юлия Викторовна

МБУ ДО «Школа Искусств №1», г. Усть-Илимск

 

Введение.

Сегодня мы поговорим о синдроме повышенной физической и умственной активности, характеризующейся преобладанием процессов возбуждения над  торможением. После множества изменений в терминологии этого заболевания в конце 80-х годов специалисты, наконец, остановились на названии, несколько сложном для понимания, но более точно отражающем его сущность:  синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Гиперактивность в виде поведенческих и эмоциональных расстройств обычно начинается в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач. В подростковом возрасте это проявляется в безрассудном и безответственном поведении, в более взрослом возрасте – в неорганизованности, сниженном самообладании, социальной дезадаптации.

СДВГ встречается у детей часто, о чем свидетельствуют проведенные исследования. В США данным синдромом страдают от 4 до 20% детей, в Германии - от 9 до 18%, в Великобритании - 1-3%, в Италии - 3-10%, в Китае - 1-13%, в России - от 4 до 18%. Это значит, что в классе, состоящем из  25-30 детей, скорее всего хотя бы у одного ребенка будет присутствовать СДВГ и этого достаточно, чтоб дезорганизовать весь коллектив.

По статистике СДВГ у мальчиков диагностируется чаще в 9 раз. В последние десятилетия количество детей увеличивается. Данный синдром фигурирует в главе «Расстройства нервной системы» согласно Международной психиатрической классификации (DSMV,2013г)

Итак, возвращаясь к пациентам с СДВГ, отметим: при всех их преимуществах – активности, жизнерадостности и оптимизме, остром уме и находчивости, чувстве юмора, а зачастую талантливости в изобразительном искусстве и в музыке – они страдают от того, что не могут до конца реализовать свой потенциал, отвергаются сверстниками, становятся обузой для воспитателей, преподавателей и, как это не удивительно, для близких. И это умные и талантливые дети! Не парадокс ли?

Причины СДВГ и его признаки.

Наиболее обоснованные причины, лежат в области нейробиологии и генетики. Представления о строении головного мозга помогают понять органические причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Согласно нейрофизиологической теории, роль в развитии этого заболевания играют нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными  структурами мозга и различными областями коры вследствие перенесенной гипоксии. Другими словами, это  недостаточная зрелость нейронных сетей, по которым в лобные доли мозга должны поступать дофамин и норадреналин (это те вещества, которые позволяют нейронам обмениваться информацией). Лобная доля позволяет нам решать задачи, планировать, понимать поведение других и сдерживать порывы. У группы детей с СДВГ был обнаружено на 3-4 процента меньший объем мозга в лобных долях. Также процесс созревания систем головного мозга может нарушиться  в результате тяжелых родов  либо черепно-мозговой травмы.

Международная психиатрическая  классификация выделяет следующие варианты СДВГ:

1) Комбинированный, сочетание гиперактивности с нарушением внимания.

2) С преобладанием нарушения внимания.

3) С преобладанием гиперактивности и импульсивности.

Чтобы верно поставить диагноз, большая часть признаков должна сохраняться не менее 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать серьезные проблемы как минимум в двух областях жизни ребенка: в школе, на игровой площадке, дома, в детском коллективе.

Выражается это в неспособности удержания внимания, невозможности сконцентрироваться и выполнить инструкции или обязанности, постоянное переключение с одного на другое, склонность к незавершению начатых дел. Характерны мелкие нервные движения. Низкая самооценка.

Около 30 процентов детей с СДВГ имеют выраженные трудности с обучением. В дошкольном возрасте эти проблемы заключаются в непонимании   определенных звуков или слов. В школьном возрасте могут появиться проблемы с  чтением, правописанием, письменным изложением и математикой. Широко распространен  такой тип расстройства чтения как дислексия. Дислексия- это трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками. В большинстве случаев такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, становятся источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Для них характерна импульсивность и инфантильность в социальном поведении. В подростковом возрасте оно может стать асоциальным.

Но главная проблема - нарушение интенсивности внимания, т.е. его истощаемость. Работа может выполняться учеником в течении 5-15 минут, затем он уходит в стадию «отдыха» на несколько минут, когда совершенно не реагирует на поставленные задачи. Затем мозг снова способен включиться на 10-15 минут. Цикличность становится основной трудноразрешимой задачей.

В России есть большое количество исследовательской литературы по данному вопросу. Однако в России нет соответствия между теоретической освещенностью проблемы и разработанной стратегией помощи ребенку и родителям. Во многих странах СДВГ является достаточным основанием для специализированной учебной помощи, но в России никто толком не знает, как с ними работать. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на переводе в другую школу. В том числе и педагоги музыкальных школ, видя трудность в обучении таких детей, стараются как можно быстрее избавиться от неудобных учеников. Однако эти меры проблем ребенка не решают, но лишают такого ребенка музыкально-эстетического развития  и воспитания.

Важно знать всем, кто сталкивается с нарушением поведения ребенка, что он ведет себя так:

- не потому, что он «невоспитан», «ленив»;

- не потому, что «хочет рассердить», «довести», «сделать назло»;

- не потому, что «не знает и не понимает, как нужно себя вести»;

- не потому, что «не хочет вести себя правильно» и не потому, что «хочет вести себя плохо» (в кавычках приведены фразы, которые часто можно услышать от родителей и педагогов).

Напротив, ребенок с СДВГ не может справиться со своим расстройством – причиной нарушения поведения. Он нуждается, прежде всего, в понимании и помощи.

В этой связи хотелось бы привести здесь слова детского психотерапевта Е.К. Осина о том, что СДВГ – расстройство, нарушающее способность к исполнению сложных, длительных, отложенных во времени задач. Учеба и выполнение домашних заданий – именно такие задачи. Поэтому дети с СДВГ нуждаются в помощи в обучении также, как  люди с нарушениями движения нуждаются в колясках. Это легкая  форма проявления мозговой дисфункции, но, к счастью, обратимая и нормализуемая.

Способы реабилитации.

Лечение детей с СДВГ должно быть «мультимодальным», т.е. в нем должны участвовать врач, психолог, педагог и родители.

Надо заметить, что дети с СДВГ часто имеют одаренность в разных сферах искусств. В России есть несколько специализированных школ. Однако лишь некоторые из них способны понять и принять гиперактивного ребенка, составить для него индивидуальный образовательный маршрут. Одна из  таких школ является музыкально-эстетический лицей им. А. Шнитке в г. Энгельс Саратовской области, который, помимо накопленного опыта работы с  одаренными и нестандартными детьми, активно сотрудничает с центром психолого-медико-социального сопровождения «Позитив», где применяются современные методики коррекции СДВГ. К примеру, методика биологической обратной связи (БОС – терапия). Данный прибор содержит датчики, регистрирующие частоту дыхания, сердцебиения и мозговых сигналов. Сигналы, поступившие с датчиков, затем преобразуются в форму , необходимую для распознавания ПК. Методика БОС-ЭЭГ-тренинга включает в себя снятие электроэнцефалограммы, которая регистрирует основные ритмы головного мозга (альфа-, бета-, дельта-, тетраритмы). Оценка ЭЭГ проводится специалистом нейрофизиологом, при этом дается заключение об особенностях мозговой ритмики и распределении биопотенциалов в различных зонах коры головного мозга. В зависимости от показаний, подбирается необходимый курс БОС-ЭЭГ-тренинга (расслабляющий, активирующий и т.д.).

Арт-терапия также становится все более популярной  и эффективной в детской психологии, в нее включается рисование, лепка, музыкотерапия. На последней мы остановимся более подробно. Одной из важнейших задач в этом направлении работы есть формирование умения у гиперактивных детей слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания.

О роли музыкотерапии написано много книг. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слова. Классическая музыка (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен) оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Искусствовед и доктор психологических наук Дина Кирнарская отмечает, что музыкальные занятия меняют структуру мозга так, что через год занятий связь между полушариями улучшается на 25%.

Использование компенсаторной функции музыки как одного из видов искусства позволяет моделировать, восполнять недоступные ребенку эмоциональные состояния и переживания, тем самым обогащать и наполнять его эмоциональность. Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу ребенка происходит при пассивном или активном восприятии, т.е. при слушании и непосредственном исполнении. Музыкотерапия включает в себя:

-  прослушивание музыкальных произведений

-  пение песен

-  собственное исполнение произведений

-  ритмические движения под музыку.

Всеми этими видами деятельности занимаются дети, учась в музыкальной школе. Таким образом, в течение нескольких лет проходят курс музыкотерапии, без особых затрат, совмещая приятное с полезным.

Наиболее важными для детей с СДВГ являются тренировка наблюдательности и внимательности, развитие чувства ритма и времени, мыслительных способностей, воспитание волевых качеств, выдержки, способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики, координации рук и пальцев. Таким образом, способность регулировать двигательную , эмоциональную и поведенческую сферы жизни складываются из конкретных контролируемых навыков, которые ребенок приобретает, обучаясь в музыкальной школе.  Это:

- навык произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении  (напряжение на акценте, аккорд на сфорцандо, мелкая моторика в пассажах)

- навык различать и сравнивать мышечные ощущения (глубина нажатия в ведущей руке, игра противоположных штрихов двумя руками одновременно)

- навык  удержать и постепенно расширить объем запоминаемой информации

Все эти умения с успехом прививает и развивает музыкальная школа при правильной организации обучения ребенка игре на любом  музыкальном инструменте.

В одной из своих лекций о мозге выдающийся современности Т.В. Черниговская (профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований) сказала: «Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание  на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время  формируется тонкая огранка нейронной сети». В этой же лекции Черниговская  рассказывает о сложнейших процессах, происходящих в мозге человека, играющего на музыкальном инструменте.

Коснемся физиологического процесса игры на фортепиано. На ладонях рук есть особые чувствительные точки, нервные рецепторы на кончиках пальцев, которые отвечают за развитие головного мозга. Игра на фортепиано ставит перед учеником с СДВГ ряд трудностей: исполнителю необходимо одновременно  воспроизводить музыкальный текст обеими руками, которые выполняют движения с различной скоростью и продолжительностью. Во многих пьесах в процесс  включены не только руки, но и ноги, которые нажимают педали рояля. В это же время напряженно работают слуховые и зрительные анализаторы, контролируя извлекаемые звуки. Зрительный анализатор одновременно читает музыкальный текст по горизонтали и по вертикали, аналогично работает и слуховой анализатор, слушая горизонталь (мелодию) и   вертикаль (гармонию). Все это, в свою очередь, означает - оба полушария мозга активно взаимодействуют и напряженно работают.

Для организации занятий с гиперактивными детьми необходимо использовать  специально разработанные коррекционно-развивающие программы, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания, развитие волевой сферы и произвольности поведения.

Начальный этап обучения игре на фортепиано ребенка с СДВГ является немалым испытанием для любого, даже самого опытного учителя. Интегрированный урок является своеобразной «палочкой-выручалочкой» для преподавателя. Интеграция – происходит от лат. Integrare: «восстанавливать», включать, встраивать, увязывать, делать составной частью чего-либо.

Использование различных видов деятельности на интегрированном уроке понижают утомляемость, повышают познавательный интерес, поддерживают внимание ученика на высоком уровне. Последователи академических традиций считают исключительно важным интегрировать знания  учащихся по ритмике и сольфеджио на уроках фортепиано. Возьмем, к примеру, любую пьеску первых страниц  популярной среди фортепианных педагогов «начальной  школы игры на фортепиано» под различными редакциями. Разучивая нетрудную песенку, ребенку с СДВГ необходимо донести большое количество информации, касающейся:  постановки рук, профессионального звукоизвлечения, штрихов, аппликатуры, мелодической линии и т.д. В этот момент незамысловатая пьеска становится одним из фундаментальных кирпичиков, из которых  впоследствии будет основываться все музыкальное образование ребенка. Как встроить сей кирпичик в фундамент здания постоянно отвлекающегося ученика? На помощь приходит интегрированный урок. Можно использовать следующие методы интеграции ритмики, фортепиано  и сольфеджио: пропеть мелодию правой и левой руки, сопровождая это хлопками или дирижированием. Чтобы сбросить двигательную активность , скопившуюся за время сидения на стуле – чередовать хлопанье ритмического рисунка мелодии в ладоши с топаньем ногами. Сочетание разных видов деятельности создает и вырабатывает новые навыки внимания и переключения. Дети с СДВГ склонны к переутомлению, поэтому следует чередовать периоды интенсивного труда с перерывами. Полезным будет выполнение комплекса упражнений для снятия напряжения. ( А. Артоболевская, А. Шмидт-Шкловская). Можно устраивать физкультминутки во время занятий.

Также для успешного урока необходимо учитывать специфику обучения гиперактивного ребенка и иметь ряд педагогических инструментов для разрешения проблем. Конечно, урок должен начинаться с позитивного настроя и психологического комфорта. Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам  у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки. Требуется исключить давление, прямой контроль следует заменить косвенным, не провоцировать на протестные реакции.

Интегрированный урок является одной из оптимальных форм работы с учениками с СДВГ. Такой урок стимулирует когнитивные процессы, углубляя и обогащая эмоциональную палитру ученика, который в связи  с диагнозом отличается поверхностностью и мимолетностью. Для успешной работы за инструментом необходимо давать и двигательную разгрузку на протяжении урока. Хочется подчеркнуть важность непринужденности и импровизации с любым учеником, но в особенности с учеником с СДВГ.

Учителю необходимо поддерживать обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети часто не понимают, что с ними происходит и правильно ли  они действуют. Эту информацию лучше дать конструктивным путем. Спросить, например: «Ты знаешь, что ты сыграл здесь?» или «Как ты думаешь, ты мог бы сыграть по- другому?». Вопросы должны побуждать ребенка к самопониманию.

Преподаватель, учитывая особенности детей, обладая знаниями психологических аспектов и владея индивидуальным подходом будет иметь положительные результаты в работе с  детьми с СДВГ. Как говорила Анна Даниловна Артоболевская, советская пианистка, преподаватель МГК им. Чайковского и ЦМШ, одна из ключевых фигур методики образования советской фортепианной школы: «Нет бесталанных детей, неспособных к музыке, есть нераскрытые дети»

Заключение.

Музыкальное воспитание развивает и корректирует любого ребенка. Занятия  в сфере дополнительного образования, в частности, обучение в ДМШ играют немаловажную роль для ребенка с СДВГ: способствуют развитию общих и музыкальных способностей,  его поведения, повышают усидчивость и самооценку. Учеба заставит маленького человека стать внимательнее и ответственнее, поскольку надо самостоятельно решать задачи: вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день.

Следует принять во внимание рекомендации: сложную часть планировать на первую половину. Не предъявлять много требований и не ставить далекие цели. Для детей с СДВГ более подходяще ставить маленькие ежедневные задачки, выучить либо ритм, либо аппликатуру. Не терять визуального контакта. Не употреблять частицу «не». Похвала за мелочные успехи . Включать в репертуар ансамблевые пьесы с простой партией ученика. Просить записать задание в дневник самому. Максимально творчески подойти к процессу отработки технических сложностей, прибегнув к контрастной динамике, штрихам, ритму. Предлагать придумать «сюжет» пьесы, нарисовать рисунок.

Специалисты рекомендуют совместные походы на концерты, спектакли, внутриклассные прослушивания с последующим обсуждением услышанного. Советы родителям: изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании);     вырабатывать привычку заниматься дома в одно и тоже время. Полезны физические упражнения. Наиболее эффективный вид  для детей с СДВГ является йога. Она учит концентрироваться и контролировать собственную активность, при этом эффективно снимает эмоциональное напряжение.

В заключение можно сказать, что главное в занятиях с детьми с СДВГ – огромное терпение и юмор, который поможет разрядить  обстановку. При расширении необходимых знаний и арсенала педагогических умений успешность преподавания возрастет. Работая с таким ребенком, мы сами учимся любви к детям в ее безусловном смысле, когда не ждешь достижений и побед, а просто открываешь мир маленькому человеку. Никогда не забываем, «педагогическая  работа формирует не только музыканта и личность, но и само общество» (В. Горностаева, советская пианистка)

 

Список литературы:

1. Желяскова, С.И. Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного  возраста/ С.И.  Желяскова.- Текст: непосредственный //Педагогика: традиции и инновации: материалы XI Международной научной конференции (г. Казань, сентябрь 2019г.) – Казань: Молодой ученый, 2019.

2. Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова / Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 1997.

3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997. – 240с.

4. Макшанов С.И. Психогимнастика в треннинге / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. – СПБ., 2001. – 141с.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М. , «Владос», 1999.-202с.

6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: ИМАТОН, 1997.- 80с

 

.  .  .