Условия, способствующие торможению и развитию информационной компетентности учителя
Условия, способствующие торможению и развитию информационной компетентности учителя
Автор: Мокина Анна Александровна
ГБОУ "Школа № 69", Санкт-Петербург
Развитие информационной компетентности педагога представляет собой длительный процесс постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умения к появлению других, от одних личностных и психических свойств и качеств к другим новообразованиям. Отметим, что этот процесс протекает в условиях трансформации информационного поведения педагога в профессиональную сферу, интеграции информационной и педагогической деятельности. В научных публикациях, посвященных рассматриваемой проблеме, называются многочисленные условия, которые либо способствуют, либо не способствуют этому процессу. В ряде специальных исследований дается представление о тех условиях, которые тормозят развитие информационной компетентности:
- отсутствие компьютерной техники;
- дополнительные нагрузки на преподавателей в связи совладением компьютерной грамотностью и информационными технологиями;
- дополнительное время и усилия по использованию новых информационных технологий в педагогическом процессе;
- психологические барьеры (боязнь техники, страх в связи с беспомощностью, чувство неуверенности при необходимости обращения к компьютеру и др.);
- убеждение в том, что работа на компьютере приносит только вред учащимся и др.
Изучив данные условия торможения, можно говорить о том, какими они должны стать, чтобы произошел переход в условиях развития информационной компетентности:
- специальная подготовка педагога к использованию информационных ресурсов и новых информационных технологий в профессиональной деятельности;
- системный, целостный характер специальной подготовки, способствующей целостному воздействию на все компоненты информационной компетентности и гармоничному ее развитию;
- этапный и вариативный характер специальной подготовки, предусматривающий постепенное развитие всех компонентов информационной компетентности(от одних знаний и умений – к другим, от одних качеств психики и личности – к другим, от одних способов информационно-образовательной деятельности – к другим);
- специальное развитие рефлексивных процессов при овладении способами применения информационных технологий и ресурсов в педагогической деятельности;
- включение педагога в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность для разработки проектов, учебно-методических комплектов и др;
- оказание психологической и административной поддержки педагогам.
При создании данных условий, развитие информационной компетентности будет проходить эффективней и целостней.
Литература:
1. Голубин Д.В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения: Автореф. Дис…канд.пед.наук. Калиниград, 2015. 19 с.
2. Кузибецкий А.Н., Рождественская Н.Н. Готовность педагогов к применению информационно-компьютерных технологий // Повышение квалификации педагогических кадров / Под ред. Г.К. Селевко. – Ярославль: ЯИРО, 2020. – С.92-95.