Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности и специфика работы концертмейстера

Дата публикации: 2021-11-10 13:22:00
Статью разместил(а):
Кенжеева Соадат Бахаудиновна

Особенности и специфика работы концертмейстера в хоровом классе ДМШ

Автор: Кенжеева Соадат Бахаудиновна

ГБУ ДО ДМШ № 2, г. Байконур

 

 

Деятельность концертмейстера многопланова. Это не только концертная работа, которая является итогом, но и то, что предшествует этому: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание особенностей возникновения трудностей при исполнении, умение подсказать путь их преодоления.

Деятельность концертмейстера – это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором фортепиано принадлежит очень веская роль, не ограничивающаяся лишь функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.

Концертмейстерское исполнительство является важнейшим видом практической деятельности музыканта. Личность аккомпаниатора выражается в нем наиболее ярко, как человека способного создавать. Можно достаточно полно судить о личных особенностях концертмейстера по его исполнению.

Основной принцип деятельности исполнителя – это принцип интерпретации музыкального произведения. Если говорить о творческой деятельности концертмейстера, то это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Исполнительские профессиональные качества складываются на основе чисто пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании.

Исполнительская культура является важным условием профессионализма. Она предполагает отражение эстетического вкуса концертмейстера, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе. Концертмейстеру постоянно приходится выступать в роли исполнителя по роду своей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо не только свободное владение инструментом и музыкальной литературой, но и умение донести музыкальный материал до аудитории.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в концертах, участие в конкурсах. Все это говорит о том, насколько широк круг профессиональных знаний, стоящих перед пианистом-концертмейстером. 

Особенности работы концертмейстера в детском хоре.

Детский Хор – это минимум 16–20 человек, для которых необходимо создать ряд определенных условий для дальнейшей плодотворной творческой работы.

При организации детского хора особое значение имеет коллектив сотрудников, близких по духу и профессиональным взглядам, который помогал бы руководителю в осуществлении поставленных им задач. Практика показывает, что помимо руководителя хора, необходимо иметь концертмейстера хора, обладающего высокими профессиональными качествами и владеющего навыками вокально-хоровой работы; он может не только аккомпанировать хору на уроках и концертах, но также заниматься с учащимися индивидуально, помогая им разучивать партии, а зачастую и замещать отсутствующего педагога, работая со всем хоровым коллективом.

Значительная часть работы концертмейстера – музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т.п. Но на этом обязанности концертмейстера в хоровом классе далеко не заканчиваются. Он совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу хора на групповых, сводных и разводных репетициях, помогает дирижёру в формировании репертуара, разучивании хоровых партий по голосам, а также во время сводных репетиций при подготовке к концертному выступлению.

Ю.В. Дубровина отмечает в своей методической работе «Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с хором», что: «Концертмейстеру необходимо уметь приспосабливаться к творческой манере тех преподавателей, в классе которых он работает. Ведь полноценный творческий союз без сотворчества, в данном случае сотворчества дирижер – концертмейстер – хоровой коллектив». Здесь возникает много трудностей. Во-первых, концертмейстер должен знать основные приемы дирижирования: 2х, 3х, 4х – дольные сетки, владеть хоровыми жестами и понятиями. Во-вторых, концертмейстер должен знать и учитывать индивидуальные особенности конкретного дирижера, понимать его смысловые устремления, приспосабливаться к его творческой манере исполнения. И, в-третьих, концертмейстеру просто необходимо в совершенстве владеть многоплоскостным вниманием – это значит одновременно удерживать во внимании и нотный текст и жесты дирижера, которые нередко

бывают практически неразличимы, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием. «Совершенствование этого многоплоскостного внимания требует напряжения всех духовных и физических сил» [2, c 154] – говорил Дж. Мур в своей книге «Певец и аккомпаниатор».

Знание основ дирижерской техники, таких как «точка», «ауфтакт», «снятие звука», жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке, дирижерских сеток дает возможность концертмейстеру играть «по руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать» на хор. Умение играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. В этом случае, хор, дирижер и концертмейстер – это единый ансамбль, опора которого лежит на плечах концертмейстера.

Чем выше класс дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую совсем не «считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не дирижирует, а лишь слушает звук. Концертмейстерам приходится сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и хор должны составлять слаженный ансамбль.

Е.А. Пономарева отмечает, что концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:

1. Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

2. Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.

3. Чувство партнерства, сопереживания.

4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.

5. Быстрота реакции на сцене во время исполнения.

6. Дирижерское предвидение и предслышание, иногда «спасающее ситуацию» во время публичного концерта.

7. Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.

8. Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, знаний специфики работы с детскими голосами.

Заключение.

Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно – и по вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание стиля композитора, ясное понимание формы исполняемого произведения. Тщательное прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте – таковы основные задачи концертмейстера.

Выполнение их дает возможность совместно с солистами участвовать в воплощении творческого замысла композитора, передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко. Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере многих преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие требований повышает его профессиональную  компетентность.  Концертмейстер  должен  быть  готов  ко всему: всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии (если солист не держит тональность), проведению урока с учеником без преподавателя по специальности.

Область концертмейстерской практики для многих пианистов является творческой потребностью, влияет самым  благотворным образом на дальнейшее совершенствование художественной индивидуальности. Талант режиссера живет в его фильмах, художника – в картинах, поэта – в стихах. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.

 

.  .  .