Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Основы духовно-нравственного воспитания в школе

Дата публикации: 2021-03-29 15:53:12
Статью разместил(а):
Петрусева Яна Бениковна

Основы духовно-нравственного воспитания в школе

(из опыта работы)

Автор: Петрусева Яна Бениковна

МБОУ "СШ № 10 г. Ярцева"

 

Сегодня, на мой взгляд, исходя из многолетнего опыта работы в образовательной организации, опасностью, подстерегающей  общество, является  разрушение личности. К сожалению, материальные ценности в понимании детей стали доминировать над духовными, и обучающиеся нашей школы не стали исключением. В связи с этим у многих исказились представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Разумеется, сегодня легко обвинить подрастающее поколение в бездуховности, безверии, агрессивности.

Исходя из всего этого, в своей работе с обучающимися особое внимание мы решили уделить двум основным составляющим воспитательной компоненты: духовному и нравственному воспитанию. Тем более что духовное и нравственное развитие школьников является задачей первостепенной важности современного воспитания, государственным заказом  для образовательной организации.

Основным источником нравственного опыта прежде всего является учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, саму организацию урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. На всех учебных предметах в той или иной степени учитель уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию. Особое внимание нравственным и духовным ориентирам педагоги уделяют на учебных предметах регионального компонента «Литература Смоленщины», «История Смоленщины», «География Смоленщины», «История православной культуры Земли Смоленской».

С 1 сентября 2012 года учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для учеников 4 класса. Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий.

Ученики нашей школы выбрали для изучения из 6 предложенных модулей 2: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры».

На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Но сегодня многие ученики мало читают  Толстого, не хотят понимать героев Достоевского, отторгают Лескова. Об этом стоит говорить.

Изначально нам было ясно, что само по себе духовное и нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Поэтому сферу своей педагогической ответственности мы обозначили двумя разработанными положениями:

1) Личность рассматривается прежде всего в аспекте ее гражданственности, соответственно, программа воспитания и социализации должна обеспечивать духовное и нравственное развитие гражданина России.

2) Основным инструментом педагогической поддержки духовного и нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными организациями. 

Так, на одном из педагогических советов мы решили осветить  вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

При подготовке к педсовету были изучены следующие вопросы:

· анализ состояния воспитательной работы за предыдущий год;

· изучение  литературы по проблемам развития и становления личности;

· диагностика уровней воспитанности учащихся и мониторинг нравственных ценностей старшеклассников;

· участие учащихся школы в различных конкурсах, мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней;

· посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;

· беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам;

· обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей.

Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, в духовном и  нравственном плане. Стало ясно, что мало просто проводить мероприятия, касающиеся тематики духовного и нравственного воспитания, важно выстроить систему, в которой важная роль будет отведена и  взаимодействию школы в социуме.

Вследствие вышесказанного нами был разработан план мероприятий, представляющий собой  систему действий.
Основным  этапом на пути реализации плана стало создание   проекта «Традиция»,  который  уже третий год успешно реализуется в школе.

Задача проекта: первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями, направленными на то, чтобы показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные качества, как праведничество, соборность, патриотизм; проявить "добрые обычаи" (К.Д. Ушинский) в православных традициях и праздниках; обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере. В ходе реализации проекта  в школе стали традиционными такие мероприятия, как «Рождественские встречи», «Пасхальная неделя», проводимые учителями Пашиной Т.Е. и Красноперовой Л.Н. в тесном сотрудничестве с Храмом Георгия Победоносца, территориально расположенным по соседству со школой.

Духовному и нравственному воспитанию способствует дополнительное образование. В  школе бесплатно функционируют 26 кружков, 5 спортивных секций  и 10 кружков от учреждений дополнительного образования. Не менее важным этапом явилась и работа по краеведению. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире. Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка,  педагоги  пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края, в школе созданы кружки и факультативы.

Важная роль была отведена и внеурочной деятельности учащихся. Была разработана программа кружка «Край, в котором ты живёшь», полностью соответствующая Федеральному государственному стандарту НОО. В рамках реализации программы кружка в классе был создан музейный уголок народной старины.

Музейный уголок в классе.

В нравственном воспитании учащихся  весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств. В этом плане в школе проводится немало различных мероприятий: экскурсии в школьный музей, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Хочется поделиться опытом проведения одного из классных часов по теме  «Человеческие отношения».  Форму его проведения мы переняли у телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?».

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа:
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются.
Что вы можете сказать о таких мальчиках?

В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит.
Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” СОВЫ.

В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блиц - турнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, танцуя вальс (мальчики приглашали девочек).
А в конце нашей викторины была прочитана (я бы назвала ее нравственной проповедью) статья Л. Н. Толстого “Беседы с детьми по нравственным вопросам”.

Частью духовного воспитания является и патриотическое воспитание. Классные часы, праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню Освобождения Смоленщины», литературные вечера, фестиваль «Патриот»,участие в городском почётном карауле Пост №1  и встречи с интересными людьми стали традиционными.

Невозможно не отметить  традиционные праздники  школы: «День Матери», «День Семьи», «Посвящение в первоклассники», «Масляничные гуляния», вечера встреч с выпускниками и многие другие, способствующие всестороннему развитию обучающихся  в контексте нравственного воспитания.

В ходе реализации  мероприятий мы наблюдаем, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показывают, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

В предложенной анкете на вопрос «Чему научили тебя наши дела?» дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.   

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это готовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, прививает  им оптимистическое восприятие жизни, стремление сделать нашу землю еще лучше.

 

.  .  .