Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Родительское собрание «Трудности адаптации и пути её преодоления» (из опыта работы)

Дата публикации: 2021-02-28 13:59:16
Статью разместил(а):
Фандрих Людмила Михайловна

Родительское собрание «Трудности адаптации и пути её преодоления»

(из опыта работы)

Автор: Фандрих Людмила Михайловна

КГБОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5»

 

Тема нашего разговора – это трудности адаптации и пути её преодоления. Сегодня же в свете того, что мы уже прошли часть пути, в вас самих поубавилось волнение, вы стали сами приспосабливаться к новой роли в обществе своего ребёнка. Но всё же вопросы остаются. Так посмотрим на эту проблему более серьёзно.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания пребывания в школе, складывается его отношение к процессу обучения.

На смену беззаботным играм пришли ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребёнка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Иными словами, у ребенка должен произойти период от собственной программы действий, к программе которую задаёт взрослый.

Уважаемые родители! Обращаю ваше внимание на:

· Физиологические условия адаптации:

- изменение режима дня ребенка в сравнение с детским садом, увеличение физической нагрузки;

- необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнениями уроков;

- наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних заданий, соблюдение правил освещения рабочего места;

- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

- организация правильного питания ребенка;

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья. 

· Психологические условия адаптации:

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи;

- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

- первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому школьному дню;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстрее теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм, жестокость;

- поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

-  сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- формирование адекватного поведения;

- установления контактов с учащимися и учителями;

- овладение навыками учебной деятельности.

Процесс адаптации ребенка в школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

1 этап: ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией, значительным напряжением практически всех систем организма (длится 2-3 недели).

2 этап: неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.  На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

3 этап: период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Выделяются группы детей, дающих лёгкую адаптацию, среднюю и тяжелую.

В зависимости от видов адаптации выделяют три группы детей:

1 группа. Адаптация в течении первых 2 месяцев обучения. У детей всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителями.

2 группа. Дети имеют наиболее длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы. Такие школьники могут играть на уроках, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидой. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становится адекватной. Нарушения самочувствия и здоровья более выражены.

3 группа. Дети, у которых отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебную программу. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают, а это свидетельствует о непосильных учебных нагрузках и режиме обучения.

Каковы признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенность и страхов.

Во-вторых, на сколько ребенок справляется с программой. Но самым важным на наш взгляд является удовлетворенность межличностными отношениями, как с детьми, так и с учителями. Учатся сотрудничать и принимать помощь в свой адрес. Поможем ему в этом непростом деле.

Деятельность педагогического коллектива

Первый раз – в первый класс. Так назвали свою презентацию, потому что некоторые дети уже и проучились один год в общеобразовательной школе, сюда пришли в 1 раз, а для некоторых это действительно первый класс.

Большие трудности ребенок испытывает, усаживаясь на урок. Педагоги распределяют время так, чтобы материал выданный на уроке усваивался, а не был надоедливым и скучным. Через игру, физкультурные паузы, учащиеся привыкают к 40 минутной учебной деятельности.

Педагоги учат внимательно слушать и выполнять задания. Для поддержания бодрого настроения учителя организуют минутки отдыха, ведь смена деятельности – лучший отдых. В нашей школе дети обязательно идут на дневной сон, чтобы восстановить силы для второй половины дня.

В школе организовано здоровое питание, за рационом следят квалифицированные доктора-диетологи, вкуснейшие обеды готовят профессиональные повара.

Что должно быть в ежедневном рационе ребенка?

Дары моря: морская рыба, креветки, морская капуста. Чем полезны: содержат йод, необходимый при снижении работоспособности, успеваемости, склонности к частым заболеваниям; фосфор и калий. Незаменимые для костей и зубов – особенно в период роста для предупреждения мышечной слабости.

Свёкла, красная и белая фасоль, семечки подсолнуха и тыквы, шпинат, горох. Чем полезны: содержат магний, незаменимый для укрепления нервной системы, защиты от негативных воздействий стресса.

Печень утиная, гусиная, телячья, говяжья, курага, чернослив, соки из моркови и граната. Чем полезны: содержат калий, бета-каратин, магний и железо, необходимое для кроветворения, укрепления иммунной и центральной нервной системы, повышения тонуса организма.

Витамины для детей. Чем полезны: стимулируют умственное развитие ребенка и помогают справляться со школьными нагрузками.

В завершение нашей встречи хочу обратиться ещё раз к родителям – только наше с вами сотрудничество поможет детям успешно адаптироваться и учиться полноценно, не во вред своему здоровью. Желаю плодотворного сотрудничества. Все специалисты школы работают для вас.

 

Список литературы:

1. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Академия, 2008.

2. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. 2012. № 4.

 

.  .  .