Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Работа с неуспевающими детьми

Дата публикации: 2020-10-05 10:56:37
Статью разместил(а):
Харисов Рамиль Фатыхович

Работа с неуспевающими детьми. Трудности и методы их преодоления

Автор: Харисов Рамиль Фатыхович

 

У каждого из нас в классе, скорее всего, есть или были такие дети. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором  ученик не овладевает на удовлетворительном уровне  знаниями, за отведенное время, которое предусматривает  учебная программа. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и преподавателя , и ученика, и его родителей.  Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Каждый ребенок поступает к нам с горящими глазами и  желанием заниматься. Когда же мечты об успешной учебе разбиваются о первые неудачи, у ребенка  сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником и подростком , что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Такие учащиеся  начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Чаще всего это становятся дети с такими же проблемами или улица.

Каковы же причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми? Об этом я попытаюсь вам рассказать.

Вопреки распространённому мнению неуспеваемость далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей. 

Известные педагоги  Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. 

 Что можно отнести к внешним причинам?

1) В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему. 

2) К числу внешних причин также следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.). 

3)Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д. Во времена активной воспитательной  работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, наркомания, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. 

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются: 

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе). 

2. Несовершенство учебного процесса. 

3. Отрицательное влияние семьи, улицы. 

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости? 

1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные  ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный  имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения.  Понятно, что ребенок, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса. 

2) К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении учебной программы для работы с такими детьми.  Учебный материал должен быть посильным. 

3) К внутренним причинам  относится  проблема отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировано отношение к учению, он не понимает его  значимости и не стремится быть успешным в учебе.  

4) И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". 

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются: 

1. Дефекты здоровья современных детей. 

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие. 

3. Отсутствие мотивации к учению. 

4. Слабое развитие волевой организации ученика. 

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

По мнению психологов , можно выделить определенные типы неуспевающих учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие  внимания, памяти, мышления , сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна. 

 Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются применять методы , которые помогут сформировать учебные навыки. Например, не просто давать домашнее задание, а объяснить и показать как легче и быстрее это задание выполнить и даже как рациональнее и проще  организовать  сам процесс  домашних подготовок   к занятиям . Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. 

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы(это дети с высоким уровнем развития, но с отрицательным отношением к учению) является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Занятия они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной работы, к заданиям преподавателя  относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет результат! Помехой развитию мотивации может стать тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями занятия.  Это приводит к тому, что ребенок, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание учиться.  

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. (Дети с низким качеством мыслительной деятельности

и отрицательным отношением к учению).

Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам может  помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, необходимо найти это и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Неуспеваемость бывает ранней и поздней.

Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

1. Педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу).

2. Психологическая неготовность к обучению.

3. Низкая обучаемость (характерна для детей с задержкой психологического развития и умственно отсталых детей).

4. Нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель).

5. Недостаточное развитие образного мышления. 

Поздняя неуспеваемость появляется в средних и старших классах.  

В это время усложняется программа, учиться становится труднее, причем и в общеобразовательной и музыкальной школах.

Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают свой уровень

Это, во-первых, (как не пародоксально) дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус  и соответствующую самооценку. В средних и старших классах  требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться. 

Во-вторых, переход в средние и старшие классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со  сверстниками.

В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает новому увлечению, которым бурно увлекся.

 

Рекомендации по работе с такими детьми:  

· Усилия  должны быть направлены на формирование желания достичь успеха. Формирование мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки ребенка.

· Преодоление неуверенности ребенка в себе, т.е. ставить перед ним такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям. 

· Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. 

· Рекомендуется закрепить осознание имеющихся у ребенка достоинств  и успехов. 

· Необходимо поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка (тем самым не дать закрепиться новым неудачам). 

· Подробное обоснование поставленной оценки за то или иное задание, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику. 

· Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала). 

Ну, и в завершение хочу сказать, что «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Наша задача – «не потерять», «не упустить»  таких детей, чтобы годы проведенные в музыкальной школе вспоминались с радостью и благодарностью.

 

.  .  .