Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Современные принципы и концепции обучения игре на фортепиано

Дата публикации: 2020-09-18 10:09:33
Статью разместил(а):
Гатиатуллина Рина Алексеевна

Современные принципы и концепции обучения игре на фортепиано

Автор: Гатиатуллина Рина Алексеевна

МАУДО «Детская музыкальная школа № 1», г. Набережные Челны

 

Всестороннее развитие музыкальных способностей является одной из главных задач обучения в современном мире. В частности, игра на фортепиано дает возможность личности человека стать многогранной, развивает не только фантазию и воображение, но и такие важные качества как внимательность и усидчивость.

Современные концепции обучения отличаются от своих предшественников, но, несмотря на это, в каждой методике есть и универсальные, базовые стандарты. Быстрый темп развития и изменение экономической и социальной сфер в последние десятилетия подталкивают систему образования к более быстрому реагированию и адаптации на эти новообразования. Музыкальное обучение в первую очередь выполняет две важные образовательные функции: развитие творческих способностей и формирование художественной культуры.

Одной из самых важных задач внедрения современных методов и технологий в процесс музыкального развития является учет одаренности ребенка, а именно, его разный уровень. Соответственно, возникает необходимость создания разных по уровню сложности методик и подходящий подбор репертуара.

Выбор современных принципов обучения игре на музыкальном инструменте занимает одно из центральных аспектов среди интересов педагогов-музыкантов в процессе образовательной деятельности. Присущие этим принципам вопросы вызывают много споров и находят довольно активный отклик. Даже такие обыденные моменты как правильная постановка рук, последовательность работы над музыкальным произведением, точное извлечение нот из инструмента, рассматриваются педагогами совершенно по-разному.

Различные инновации в обучении игре на фортепиано, созданные в XX-XXI веках, способствуют на практике развитию не просто механических умений в игре, но и обогащают художественный внутренний мир человека.

Специальность «фортепиано» является одним из самых распространенных и важных направлений в музыкальном мире. От принципов и методов обучения игре на фортепиано напрямую зависят непосредственно и результаты освоения инструмента.

Одним из главных принципов является научность. Игра на фортепиано, прежде всего, является научной дисциплиной. Любая методика при обучении и организации учебного процесса должна основываться на научных принципах, учитывать особенности выбранного искусства. Все это необходимо для получения научных, систематизированных знаний о предмете, даже на начальном этапе освоения.

Немаловажен и практический принцип. Специальность «фортепиано» является и практической дисциплиной, т.к. обучающиеся должны овладеть такими навыками как способность играть, анализировать, думать одновременно. При обучении должны сочетаться теоретическая и практическая части в равной степени, т.к. ученику приходится тратить большое количество времени и усилий не только для устной работы, но и для наработки практических навыков.

Эвристический принцип также необходим в процессе обучения игре на фортепиано. Для этого педагоги должны обратить внимание не только на свое участие в образовательном процессе, но и обозначить четкую роль обучающегося, не забывая о том, что он не только объект, но и субъект данной деятельности.  Педагог должен оказывать ученикам помощь в решении различных проблем, в создании подходящего эмоционального фона, учить самостоятельно осознавать и овладевать содержанием учебных программ, правильной техникой при игре на инструменте.

Принцип нацеленности обучения игре на фортепиано ставит задачу в создании многогранного и целостного анализа личности обучающегося, на основе которого в дальнейшем, будет использоваться определенная методика обучения. Количество учащихся по специальности «фортепиано» увеличивается каждый год, а вместе с этим растет разнообразие форм обучения (очные, заочные, индивидуальные, групповые, коллективные и т.д.).

Развитие современной личности невозможно рассматривать вне контекста эпохи. Нельзя не согласиться, что в последнее время произошла и переоценка музыкальных пристрастий, которыми интересуется молодое поколение. Педагогу необходимо быть в курсе новинок и пытаться найти общий язык на фоне классической и современной музыки одновременно.

Современные концепции в музыкальном образовании сфокусированы на личности ребенка, на его всестороннем развитии, воспитании и общении с музыкой.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны осваивать основной объем информации в виде игры и активной физической деятельности. Объяснение различных терминов музыкальной тематики стоит проводить на наглядных примерах или с помощью простых явлений из собственного опыта.

Особое внимание следует уделить переходному возрасту. Бурный физический рост приводит к внешним изменениям и часто при исполнениях произведений наблюдается метроритмическая неустойчивость. Данный возраст очень подходит для внедрения разнообразных новинок в обыденный репертуар для фортепиано. Подростки много интересуются современной музыкой, а это не просто отдельные исполнители или популярные группы, но и активное участие электронного исполнения в музыкальном мире. Для использования электронной музыки, фортепиано можно интегрировать с другими музыкальными инструментами, например, такими как клавесин, гитара, саксофон, но предпочтительнее оставлять фортепиано как основу.

В актуальной концепции обучения в наши дни следует так же не забывать, что главной фигурой является ученик, а не музыка. И если сместить данный ориентир, то личность ученика и его качества окажутся вне внимания.  Самые важные личностные качества при обучении игре на фортепиано – это воля, память, внимание, критичность мышления, точность выполнения поставленных задач, систематизация. Но наряду с этими качествами, нужно помнить и о необходимости развития слуха.

Современный принцип обучения игре на фортепиано предполагает повышенную физическую нагрузку и дополнительную психологическую нагрузку. Но в то же время, это должно компенсироваться радостью успехов, особенно при виде положительных результатов после проделанной работы, удовлетворение от возможности самовыражения.

Массовое музыкальное образование в большинстве своем осуществляется посредством детских музыкальных школ. В современном мире особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Предмет «общее фортепиано» является важной частью музыкального обучения в детской музыкальной школе. Фортепиано является базовым инструментом для изучения таких дисциплин как сольфеджио и музыкальная грамота. Занятия на данном инструменте помогают расширить кругозор, в первую очередь «музыкальный кругозор».

Преподавание игры на фортепиано продвинулось сегодня далеко вперед. Основные современные принципы развивающего музыкального обучения: увеличение объема материала и ускорение темпов его прохождения;

Не менее важным принципом является умение ощутить и осознать себя в музыкальном коллективе. Здесь на первое место выходит навык игры в ансамбле, либо аккомпанемент. Необходимо уметь вычленять главное и второстепенное, чередовать партии, слышать тех, с кем работаешь, развивать технические возможности.

Некоторые авторы при современном подходе к обучению игре на фортепиано выделяют следующие принципы и аспекты:

- логическое осмысление учебного материала;

- практическое освоение и применение музыкальной информации;

- творческий подход к использованию учебного материала.

Первый пункт направлен на осознанное восприятие получаемых знаний и навыков. Педагог помогает ученику формулировать теоретические понятия, умозаключения, одним словом, учит выражать свои мысли. Г. Нейгауз  писал, что если ученик лет в 9 10 может хорошо сыграть сонату Моцарта или Бетховена, он должен "суметь рассказать словами многое существенное, что в этой сонате происходит с точки зрения музыкально теоретического анализа".

Второй пункт основан на применении полученных знаний на практике, умением использовать звуковой материал. Необходимо уделить достаточно внимания обучению навыкам осмысленного слушания музыки.

Третий пункт направлен на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Определенно на эту тему высказывается Г. Шатковский: "Обращение к детскому творчеству как к средству и методу воспитания едва ли не самая главная потребность музыкальной педагогики нашего времени, потребность, которую выдвинула сама жизнь".

Стоит также рассмотреть такую важную концепцию как активизация логического мышления. Она базируется на использовании разных аналитических приемов сравнений, наводящих вопросов. Обучающийся должен уметь осознавать собственные действия. Целью таких вопросов является необходимость натолкнуть ученика на размышление для правильного ответа. Наводящие вопросы могут стать хорошим средством для развития навыков слухового анализа музыки и развития слухового аппарата в целом.

Зачастую, педагоги-пианисты используют и концепцию показательного типа. В его основе лежит принцип быстрой подготовки ученика к самостоятельному исполнению, либо к выступлениям в дуэтах, в ансамбле. Данная концепция удобна для развития таких качеств ученика, как самостоятельность, уверенность в себе, приводит к мгновенным видимым результатам, а также происходит быстрый набор изученного репертуара. Но, к сожалению, часто при таком подходе уходят на второй план такие важные моменты обучения как тщательный разбор аппликатуры, точное извлечение нот, основательный подход к работе с клавиатурой.

Наряду с этим, современная педагогика стала использовать такой подход в обучении как интеграция. Одним из перспективных направлений в области обучения игре на фортепиано можно назвать интеграцию между музыкой и современными информационными технологиями. Активно происходит вовлечение в процесс обучения и современных компьютерных технологий и обучение владению такими смежными с фортепиано инструментами, как электронное пианино и синтезатор.

Информационные технологии сегодня проникают во все сферы деятельности человека и позволяют достичь другого уровня обучения. Работу преподавателя творческой профессии сложно представить без применения компьютера или использования сети Интернет, которые способствуют повышению эффективности обучения.

Применение данных технологий – мощный стимул для обучения, который открывает дополнительные возможности для получения новых знаний. Например, разнообразные сведения о композиторах и исполнителях, прослушивание концертных записей, видео и аудио посредством интернета, подбор репертуара и поиск нотной литературы, участие в онлайн вебинарах на музыкальную тематику. Всё это может облегчить и заинтересовать в освоении сложной и трудоёмкой работы над музыкальным произведением.

Но не стоит забывать и такой важный момент, как подготовка и уровень самого педагога. Невозможно использовать современные и даже стандартные базовые концепции в обучении, если у педагога нет достаточного образования в данной сфере. Помимо полученного теоретического и практического образования, педагог должен обладать такими важными качествами как креативность, чувство такта, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, умение слушать, артистизм, музыкальность и художественный вкус. Без этих качеств достаточно сложно идти в ногу с темпами развития современного образования, следовать современным принципам обучения, не говоря о том, чтобы привнести нечто новое и актуальное для образовательной деятельности.

Также, к современным принципам обучения игре на фортепиано можно отнести активную нацеленность на технику исполнения. Но, в данном случае, техника включает в себя не только технические задачи в исполнении пианиста, но и художественные. Прежде всего, безусловно, под техникой понимается умственный процесс. Развиваются умения активно и быстро слышать и точно так же активно и быстро мыслить. У обучающегося должно быть четкое понятие позиции с теоретической стороны, а с практической нужно воспитывать такие навыки как гибкость, скорость перемещения от одной позиции к другой. Для закрепления технической работы можно применять метод вариантов, который представлен в различных вариациях. Он может иметь место при обработке звукового построения, при отработке длительностей.

Большое внимание уделяется изучению разных аппликатурных принципов. Например, скольжение, легкость руки, перекладывание и другие. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурный принцип. Иногда у учеников возникают трудности с освоением заданной аппликатуры. В таком случае, педагог может разрешить ученику предложить свой вариант аппликатуры, но с тем условием, что он докажет равнозначность с исходным вариантом.

Все чаще, при обучении игре на фортепиано педагоги уходят от традиционных форм преподавания и проведения уроков. Использование нетрадиционных форм обучения на фортепиано повышает познавательную активность, развитие коммуникативных качеств обучающихся. Необходимо прислушиваться к мнению ученика и поддерживать его в выборе репертуара. Нетрадиционный по форме тип урока может выглядеть как урок-игра, урок-песня, урок-выступление на сцене, музыкальные загадки и тайны. Различные эмоциональные ситуации раскрепощают ученика и помогают ему подойти к правильному эмоциональному фону, который подходит к выбранному произведению. Также, работа над раскрытием конкретного художественного образа в произведении может включать такие материалы как рисунки, презентации с музыкальным сопровождением, песни, рассказы, истории.

В завершении, хотелось бы отметить, что, несмотря на большое разнообразие современных концепций в обучении, все еще не угасает необходимость в новых результативных методиках и подходах, помогающих ученику быстро и эффективно овладеть игрой на фортепиано, чтобы раскрыть свой творческий потенциал и показать все возможности такого инструмента как фортепиано.

Современная педагогика в музыке ставит перед собой воспитание разносторонне развитой личности как одну из главных целей. Но следует помнить о том, что для воспитания такой личности, особенно на начальных этапах обучения, необходимо активно развивать такие навыки игры на фортепиано как музыкальный слух, вкус и конечно, память. Чтобы достичь поставленных целей, важно сочетать традиционные и инновационные методы работы. И, конечно, при выборе определенной концепции обучения игре на фортепиано, педагогу целесообразно ориентироваться не только на собственные предпочтения, но и учитывать особенности обучающегося.

 

.  .  .