Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование индивидуальных образовательных траекторий при подготовке учащихся к ОГЭ И ЕГЭ

Дата публикации: 2020-05-28 20:01:03
Статью разместил(а):
Самсикова Елена Владимировна

Использование индивидуальных образовательных траекторий при подготовке учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по геометрии

Автор: Самсикова Елена Владимировна

 

"Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь"

В. Ключевский

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов.

Надежным результативным средством подготовки к итоговой аттестации этих школьников и обеспечения им возможности успешно её пройти является работа по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося - это путь, следование учащегося в изучении материала, составленный в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами, представляющий собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.  

Индивидуальный образовательный маршрут — это система, изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика. 

Структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1 этап – Распределение учащихся по уровням знаний:

  •  Высокий;
  •  Средний («группа роста»);
  •  Низкий   («группа риска»).

2 этап - алгоритм создания ИОМ:

– Постановка цели маршрута;

– Выбор способов реализации (форм и методов работы, форм и методов контроля);

– Оформление маршрутного листа. 

3 этап - Подведение итогов – это диагностические работы.

Не секрет, что наибольшие трудности, учащиеся испытывают при выполнении заданий ГИА по геометрии, а ведь для общего развития ученика, геометрия делает больше чем все остальные школьные предметы. Выстраивать логические цепочки, доказывать свою точку зрения, находить связи между элементами и объединять их в целое. Всему этому, можно научиться решая задачи по геометрии. Для развития мышления геометрия не заменима. В то же время, при возможности выбора учащиеся отказываются от решения геометрических задач ОГЭ и ЕГЭ. Как преодолеть эти сомнения и страхи?

Ведь с дошкольного возраста ребята знакомятся с геометрическими фигурами, в младших классах пользуются чертежными инструментами, в геометрии привлекает именно наглядность. Ситуация резко меняется в 7 классе, возмущения вызывает требование доказывать очевидное. Следующая сложность в геометрии – для решения многих задач, требуются хорошее знание теоретического материала, правильный выбор этого материала, уверенное владение математикой: действия с числами, решение уравнений, преобразование выражений.

Для преодоления этого, начиная с 7 класса, ученик оформляет тетрадь формулировок в которой указаны: 

Название формулировок

Формулировка

Чертеж

Ведение такой тетради позволяет создать собственный справочник теоретического материала, облегчает подбор теорем для решения задач, название формулировок сокращает оформление решения, чертежи на которых условия теоремы выделены одним цветом, вывод другим, предупреждает путаницу между условием и заключением. 

Тетради очень удобны при корректировке теоретических знаний во время подготовке к экзаменам. Учащиеся получают задания, в зависимости от допущенных ошибок, по своему индивидуальному теоретическому маршруту. С последующим отчетом. Что занимает минимум времени.

 

7 класс

8 класс

9 класс

Итог

1

№ 41(+),47(-)

№ 115(+), 123(+)

№352(-), 357(+)

Не зачет

2

№ 47(+), 58(+)

№135(+), 137(+)

№352(+), 358(+)

Зачет

Отработка теоретических и практических знаний учащихся по геометрии осуществляется на различных этапах урока. При организации устной работы, применяется решение задач на готовых чертежах, применяя данный вид задач, можно создать проблемную ситуацию и подвести учащихся под постановку цели урока, для объявления темы. 

Упражнения на готовых чертежах оказывает неоценимую помощь в усвоении и закреплении новых понятий и теорем, дают возможность в течении минимума времени усвоить и повторить значительный объем материала, тем самым наращивать темп работы на уроках, кроме того, эти упражнения способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, обучают умению грамотно рассуждать, находить в них общее и делать различия, сопоставлять и противопоставлять, делать правильные выводы.

При выполнении упражнений происходит активная мыслительная деятельность учащихся, что в свою очередь приводит к эффективному, непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур.

Определения, свойство и признаки рассматриваемых фигур периодически повторяются в процессе выполнения разнообразных упражнений, что приводит в итоге к продуктивному запоминанию, что способствует повышению творческой активности учащихся, развитию логического мышления, является эффективным средством усвоения и закрепления теоретического материала.

Задачи по готовым чертежам можно использовать при повторении, для самостоятельных и проверочных работ разного уровня, обеспечивая продвижение по индивидуальным образовательным маршрутам. 

Для подведения итогов изученного материала и систематизации знаний проводятся различные виды зачетов: текущие, тематические, итоговые.

В каждом из видов зачетов используются формы зачетов: зачет с использованием групповой формы работы с учащимися, зачет-практикум, тестовая форма проведения зачета, релейный зачет, зачет с использованием помощников-консультантов. 

Индивидуальная карточка учащегося:

Вид деятельности 

Оценка 

Подпись 

Примечание 

Теория без доказательства 

 

 

 

Теория с доказательством 

 

 

 

Решение задач 1 

 

 

 

Решение задач 1 

 

 

 

Итог:

 

 

 

Для развития познавательной деятельности учащихся и активизации интереса проводятся уроки-праздники:

  1.  Правильные многогранники.
  2.  Праздник числа пи.
  3.  Окружность и круг.
  4.  Путешествие по Средиземью.
  5.  Математика- красота и гармония.
  6.  Геометрические софизмы.

При подготовке к ОГЭ маршрут должен в первую очередь носить компенсирующий характер, т.е. быть направленным на ликвидацию пробелов, выявленных по результатам контрольных работ.

Способы выявления пробелов знаний учащихся по геометрии:

  1. Отслеживание посещаемости учащихся.
  2. Анализ самостоятельных и контрольных работ.
  3. Учет самостоятельных запросов учащихся.
  4. Анализ диагностических и тренировочных работ в системе СтатГрад.

Подготовку к ОГЭ реализуются через различные формы организации деятельности учащихся:

  1. Групповые занятия. У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту, одна проблема, например: «Решение квадратных уравнений». 
  2. Домашняя самостоятельная работа. Повторив тему с учителем, ребенок получает домашнее задание на несколько дней. В назначенное время задание проверяется и оценивается. 
  3. Дополнительные занятия по уровню знаний.
  4. Консультации по графику.
  5. Дополнительные задания в онлайн – режиме. Использование открытого банка заданий на сайте ФИПИ, решу ОГЭ и использование образовательного портала.
  6. С образовательным порталом работа была начата в этом учебном году, учащиеся активно включились в дополнительную работу: выполнение заданий блока «Алгебра», «Геометрия», участие в марафоне, решение заданий ОГЭ.

В этом виде деятельности мы нашли поддержку работе учащимся по образовательным маршрутам. Программа построена так, что допустив ошибку ученик не может перейти к следующему заданию, а должен найти правильное решение. Пройдет корректировка знаний, что соответствует индивидуальным траекториям.

Типы маршрутных листов:

  1. Тематические

Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО __________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса 

на ____________ учебный год

п/п

Тема   занятий

Выявленные пробелы

Работа учащихся

Примечание

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

  1. Лист учета пробелов (по изучаемым темам)

ФИО учащегося

Тема:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лист учета пробелов (по кодификатору)

ФИО ____________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса 

Учебный год:__________

№ п/п

Проверяемые элементы по кодификатору

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Задания первой части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания второй части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты.

В результате работы по ИОМ повысился интерес к изучению геометрии, нет ощущения потерянности перед обилием теоретического материала. На экзаменах отмечено выполнение блока: «Геометрия». Активное участие в олимпиаде по геометрии. 

 

.  .  .